23 октября 2019

Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?

Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Движение — жизнь?

Голова профессора Доуэля — страшный образ, придуманный советским фантастом Беляевым, то, к чему мы неосознанно стремимся, когда вкладываем только в знания и интеллект, сидим в гаджетах почти круглосуточно, и так забываем, что функционирование головы и мозга поддерживает здоровое и крепкое тело. У детей нет четкой границы между психикой и телом — соматикой, они взаимовлияют друг на друга. Если мы хотим позаботиться о физическом и психическом здоровье наших детей, нам стоит позаботиться о стабильности в их жизни, о возможности двигаться и получать от этого удовольствие.

Движение помогает нашему организму развивать мышцы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердце, нервы и сосуды. Многие взрослые предпочитают сливать своё раздражение в спортивном зале, чтобы поддерживать психологическую гигиену.

Как развиваются навыки?

Для адекватного развития интеллекта ребёнка необходимо развивать и крупную, и мелкую моторику. Крупная моторика — это переворачивание, ползание, наклоны, ходьба, бег, прыжки. Развитие навыков идет в определённом порядке у всех людей, обычно сверху (от глаз) вниз (к ногам). Потом присоединяется мелкая моторика — более тонкое манипулирование мышцами для освоения навыков письма, рисования, вырезания, застёгивания пуговиц, вязания, завязывания шнурков, игры на музыкальных инструментах. Кроме того, движения помогают нам быть подтянутыми и красивыми.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным — не забывайте, что развивая тело, вы помогаете развиваться и мозгу. С раннего возраста заботьтесь о том, чтобы у него была ежедневная возможность двигаться: дома, на улице, в спортзале, в детском клубе, бассейне. Дети, которые много двигаются, меньше болеют и капризничают, менее тревожны, гораздо лучше спят днём и ночью. «4 часа гулять обязательно в любую погоду, чтобы дети друг друга не покалечили, как пауки в банке» — я помню, так говорила моя бабушка — воспитатель детского сада. Гулять — это не обязательно даже на улице, но важно двигаться.

Нужен ли ребенку профессиональный спорт?

Если у вас есть такая возможность, найдите спортивные кружки и секции, в которые может ходить ребёнок. Какие? Любые! Приоритетная задача — найти место, в котором именно он получает удовольствие от движения, от общения с тренером и ребятами. Достижение невероятных спортивных результатов — это задача не для всех. Чрезмерная спортивная конкуренция может стать проблемой для психического здоровья детей, зато небольшая хороша, чтобы поддерживать движение к цели и концентрацию. Это плохо для не очень спортивных детей, потому что они чувствуют себя не адекватными и ущербными, и вместо развития закрываются.

Как понять, ваше или не ваше? Пробуйте! Сходите на разовые занятия в разные секции, или запишитесь и походите месяц. Смотрите на ребёнка, но не на то, как он туда идёт — собираться и выходить из дома многим тяжело, а каким он оттуда выходит. Веселый и радостный? Что-то вам активно рассказывает? Обсуждает, что сейчас вам покажет одно движение, которому научился? Похоже, это то, что надо. Выходит еле-еле, недовольный и хмурится? Дома утверждает, что не пойдёт туда ни за что? Может быть, стоит поискать другие варианты. Это не та ситуация, где будет развиваться и укрепляться характер. По крайней мере, прямо сейчас ребёнок к таким подвигам не готов.

Как привлечь ребенка к спорту?

  • Спорт — это игра. Легче увлечь маленького человека спортом, если он увидит, что спортивные упражнения — очень интересная игра, в которую можно играть как самостоятельно, так и коллективно. Если ребенку 3−4 года, не стоит его заставлять заниматься спортом. Конечно, если в ваши планы входит мечта вырастить чемпиона мира, то вы должны отдать его в спорт как можно раньше. Но если вы хотите, чтобы он гармонично развивался, и не только в спорте, то любовь и желание заниматься могут появиться только через удовольствие.
  • По мнению спортивных психологов, дети до 10 лет предпочитают командные виды спорта. Хоккей и футбол развивают навык работать в команде, опираясь на свои способности, учитывать других людей возле тебя, появляется ответственность — команду нельзя подводить. Чтобы ваш ребенок полюбил спорт, нет необходимости записывать его в спортивные секции. Вы можете самостоятельно или с другими родителями создать во дворе спортивную площадку, где дети будут вместе играть и заниматься спортом.
  • После 12 лет дети начинают обращать пристальное внимание на свою внешность. Эти изменения могут как укрепить желание ребят заниматься спортом, так и заставить наотрез отказаться от физических нагрузок. Именно в этот момент, в 12−13 лет, к сожалению, 70 процентов молодых спортсменов бросают командные виды спорта, ссылаясь на отсутствие интереса, на то, что это «не весело, скучно». В многочисленных исследованиях обнаружено, что проблема часто оказывается во взаимоотношениях в коллективе и в отношениях с тренером. Когда тренер включает «заботливый подход» — то есть не кричит, что ты бездельник, и у тебя нет шансов стать спортсменом, а поддерживает каждого участника вне зависимости от его личных способностей, и уделяет много внимания тимбилбингу — выстраивает отношения команды и вне спорта, то такой подход ведет к улучшению отношений между тренером и спортсменом. У детей становится меньше тревоги и жалоб на скуку, больше взаимного уважения, появляются чувство собственного достоинства, командная гармония и самообладания, как в спорте, так и в школе. Это снижает показатели отсева ребят из спорта с 30 до 5 процентов. Но найти тренера, придерживающегося такого подхода, пока не так-то просто. Но жизнь и подходы постепенно меняются!
  • Хвалите ребенка как можно чаще, для него похвала послужит стимулом, который не позволит сломаться в начале его спортивной карьеры. Избегайте любой критики, так как после этого ребенок может полностью отказаться от занятий спортом.
  • Убедитесь, что спорт для ребенка связан с пониманием, что он делает это для здорового тела. Постарайтесь, чтобы негативные эмоции от того, что совсем не все получается сразу, не задерживались в голове ребенка надолго. Для этого — выслушивайте. Если у ребенка не получается что-то, или не нравятся конкретные спортивные упражнения, то дайте ему немного отдохнуть, пропустив тренировку, потом верните его в секцию, часто этого бывает достаточно. В тех случаях, когда ситуация долго не меняется, стоит подумать о записи ребенка в другую спортивную секцию.
  • Доверяйте тренеру. Он профессионал. Не изобретайте собственные способы, как лучше подготовить ребёнка к занятиям или соревнованиям, на время тренировок или соревнований вы передаёте ответственность за своего ребёнка тренеру. Если вам не нравятся методы тренера, обсудите их с ним лично, без присутствия ребёнка, и вне тренировок и соревнований. Помогайте тренерам или организаторам соревнований, если можете и если вас попросят. Воздержитесь от негативных комментариев по отношению к другим детям — спортсменам, и их родителям, на их месте легко можете оказаться и вы, и ваш ребёнок.

Желание заняться спортом не может возникнуть у ребенка само по себе. Что-то должно очаровывать его: рассказ старшего брата или друзей о тренировках, просмотр интересных спортивных программ с родителями, занятия вместе с ребятами или родителями. Как известно, легко заразить другого своим примером.

Читайте также:

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок

Тест: какой вид спорта тебе подходит?

5 главных качеств настоящего спортсмена и как их правильно развивать

Фото: ESB Professional, Pressmaster, Photographee. eu/Shutterstock

Читайте также:
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября 2019
7 добрых дел, которые легко сделать с детьми
13 ноября в мире отмечается День доброты. Отличный повод поговорить с детьми о заботе и помощи другим - и, например, вместе сделать пару добрых дел.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
30 октября 2019
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
В Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» 2-30 ноября покажут 5 интересных кукольных спектаклей для детей и родителей. 
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт. 
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
21 октября 2019
В садик не пойду! 7 признаков, что ребёнку не нравится в детском саду   
Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится - и пора принимать меры?
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
18 октября 2019
Почему иногда истерика - это хорошо? 5 причин, о которых мы не подозревали
Вообще-то детская истерика вызывает у родителей страх, бессилие, стыд и еще целый букет не самых приятных эмоций. Что же в ней может быть хорошего? Но на самом деле истерика может быть полезной. Например, вот почему.
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
18 октября 2019
10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие.