10 января 2018

Мой ребенок врет: что делать?

Взрослым приходится врать довольно часто, во всяком случае там, где этого требуют социальные нормы. Но когда на лжи попадается собственный ребенок, поверить в то, что этот ангелочек соврал специально, преследуя какую-то определенную цель, просто невозможно! По просьбе «О!» психолог Анна Скавитина разъясняет, зачем ложь нужна детям и взрослым и почему это не так уж и плохо — уметь врать.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Нам всем хотелось бы, чтобы дети рождались с врожденным чувством правильного и неправильного, а также чтобы они делали все именно так, как им объяснили мама и папа. Еще было бы прекрасно, если бы совесть была врожденной! Здесь, кстати, мнения исследователей разделились: некоторые считают, что совесть и нравственность достаются ребенку прямо после того, как он покидает лоно матери, и поэтому возмущенные крики родителей: «Да где же твоя совесть!» вполне обоснованы. Другие говорят, что ребенок должен все-таки усвоить крепко-накрепко правила поведения в обществе, чтобы избегать соблазна их нарушить, если никто наказывать не собирается. А от кого он усваивает правила? Как водится, от родителей. То есть нам надо набраться терпения и учить, учить, учить собственных детей, пока социальные правила не усвоятся окончательно. Но есть и то, в чем психологи сходятся: существует связь между стадиями развития нравственности и возрастом ребенка. Может быть, новорожденные и правда появляются на свет с определенными установками, но чтобы привести их в зрелую форму, необходимо пройти через различные стадии.

Примерно до трех лет дети не врут. Совсем. Не умеют. До этого нужно психологически дорасти. Малыши уверены, что родители — волшебники, они умеют читать мысли и точно знают, что у ребенка в голове. О том, что это неправда, дети узнают позже. И с этого момента начинается…

Ложь — это очень сложно! Нужно дорасти до того, чтобы проникнуть в чужой мозг, понять, какая информация у этого человека может вызвать бурю гнева и повлечь наказание или другие не очень-то позитивные чувства и действия, после этого нужно догадаться, как и что сказать этому человеку, чтобы избежать неприятностей хотя бы на время!
Эту тяжелую работу многие достаточно развитые дети и учатся проделывать примерно к трем годам. Врут они, конечно, плохо, навык слишком для них сложный, но они стараются овладеть им в полной мере. И к четырем многие из них уже врут примерно раз в два часа. Дальше — больше. Словарный запас у ребенка растет, социальные навыки развиваются, поэтому дети врут все красивее и изощреннее. Так что если вы сразу опознаете ложь дошкольника или младшеклассника, то есть идентифицируете ее хотя бы раз в два часа, это значит, что ребенок недостаточно развил свои социальные навыки по запутыванию следов. Постепенно ребенок начинает понимать и выгоду от правды, принимает правила социальной игры: тут скажи, тут не скажи. Тонкая и изящная ложь или преувеличение, преуменьшение, недосказанность часто используются для установления социальных отношений, сдерживания своих эмоций.

Для чего еще нужна ложь детям и взрослым? Обычно говорят: избежать наказания за какие-то шалости или не сделанные мамины (воспитателя, учителя, начальника) задания. Главное, ложь — это способ выживания, бегство от контроля. Это попытка сохранить свой внутренний мир и способ бегства от слишком сильных переживаний, когда психика просто не готова иметь с ними дело. Гарвардский психолог Лоренц Кольберг выделил три стадии нравственного развития ребенка, вы можете оценить, на каком уровне находится ваш ребенок.

Стадия 1. Избегание наказания

Эта стадия предшествует осознанию общепринятой морали. На этой стадии последствия собственного поведения и вранья еще не осознаются.

Стадия 2. Учет последствий

По мере развития ребенок начинает учитывать социальные последствия своих действий, в целом его действия близки общепринятой морали.

Стадия 3. Действие по принципу

Со временем ребенок усваивает нравственные принципы и действует исходя из них, а не для того, чтобы избежать наказания и последствий плохих поступков. Эта стадия — мечта всех родителей, но мало кто из детей достигает ее самостоятельно. Нужна постоянная фигура взрослого, разъясняющего не только критерии правильного и неправильного, но и последствия лжи.

Если ребенок часто врет, после того, как он научился лгать, то есть освоил навык, обратите внимание, на какой стадии нравственного сознания он находится. Есть несколько причин для постоянного вранья.

  1. Его контролируют слишком сильно. Он бежит от «всевидящего ока» и знает: ему запрещено иметь какие-то тайны.
  2. Он с трудом справляется со своими эмоциями и сбежать от них с помощью лжи легче, чем иметь с ними дело прямо сейчас. И даже последствия от того, что ложь вскроется, его не так пугают.
  3. Врет, потому что реальность — это то, что он считает реальностью. То есть еще не научился мириться с ней и не хочет искать компромиссы. Или реальность его настолько не устраивает, что лучше делать вид, что она не существует.

А если ваш ребенок не врет? Всегда ли это хорошо? Неумение врать тоже имеет ряд причин.

  1. Психологическая незрелость. Ничего, не расстраивайтесь. Дорастет — начнет врать как все.
  2. Продвинутый ребенок. Понял, что часто сказать правду — это лучший способ справиться с негативными эмоциями и заодно напасть на окружающих, например: «Я сейчас вам подробно всю правду расскажу. Вот машина у вас зеленая и гадкая, а сережки у тети Мани уродливые, как и она сама. Я никогда врать не буду!» Так делают самоуверенные и защищенные дети, не слишком понимающие правила социальной коммуникации, пронизанные условностями, а попросту ложью.
  3. Он врет, но просто успешно, и вы на это ведетесь.

Часто родители путают понятия «врет» и «придумывает». Разница в том, что в придумывании нет никакой моральной выгоды. Придумывают, сочиняют, фантазируют дети в процессе развития воображения, используют этот навык в игре, что стимулирует работу мозга.

Родителям рекомендуется не только поощрять полет детской фантазии, но и самим отпускать свою детскую часть на свободу и подключаться к сочинительству детей. Это способствует развитию хороших отношений в семье и, верьте-не верьте, открывает новые перспективы и возможности в своей взрослой жизни. Я знаю многих родителей, у которых получилось найти решение сложных рабочих задач в процессе «глупого фантазирования» вместе с ребенком. Главное, чтобы вы не бросили игру с ребенком и не побежали реализовывать придуманное немедленно. Вдруг еще что-нибудь придет в голову?

Фото: Kiselev Andrey Valerevich/VGstockstudio/Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
20 октября 2018
15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка 
О познавательной и мотивирующей литературе для малышей рассказывает детская писательница и мама двоих детей Наталья Пивоварчик.
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
19 октября 2018
Личный опыт: я воспитываю ребёнка с синдромом Дауна
О том, как растёт и развивается «солнечный» ребёнок, рассказала его мама.
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
18 октября 2018
3 объективных причины, почему ребёнок ленится
И как справиться с детской ленью.
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
15 октября 2018
Не пропустите новый выпуск программы «О! Дети»: как справиться с травлей?
Смотрите прямой эфир в пятницу, 19 октября, в 12:00
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
12 октября 2018
Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе
Своими методиками делится практикующий арт-терапевт.
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
10 октября 2018
Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений
Обсуждаем тему в диалоге с психологом.
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
9 октября 2018
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как развивать эмоциональный интеллект? 
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
8 октября 2018
О! Дети. Выпуск 8. Что такое эмоциональный интеллект? (видео)
Почему эмоциональный интеллект называют одним из важнейших навыков будущего?
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
7 октября 2018
Тест: правильно ли вы ругаете своего ребенка?
И есть ли эффект от ваших слов?
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
6 октября 2018
Заботясь, не навреди: чем и как можно кормить птиц зимой?
Ежегодно в первые выходные октября мы отмечаем осенние дни наблюдения за птицами.
Как построить отношения с учителем
3 октября 2018
Как построить отношения с учителем
И почему стоит поменьше обсуждать школьные проблемы дома.
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
2 октября 2018
Что такое детский стресс и как с ним бороться?
Объясняет арт-терапевт.
Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю?
1 октября 2018
Распорядок дня первоклассника: что нужно знать каждому родителю?
Полезные советы, которые помогут соблюдать режим дня.
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
1 октября 2018
Скоро в эфире новый выпуск «О! Дети»: что такое эмоциональный интеллект?
Не пропустите прямой эфир 5 октября в 12:00