10 января 2018

Мой ребенок врет: что делать?

Взрослым приходится врать довольно часто, во всяком случае там, где этого требуют социальные нормы. Но когда на лжи попадается собственный ребенок, поверить в то, что этот ангелочек соврал специально, преследуя какую-то определенную цель, просто невозможно! По просьбе «О!» психолог Анна Скавитина разъясняет, зачем ложь нужна детям и взрослым и почему это не так уж и плохо — уметь врать.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Нам всем хотелось бы, чтобы дети рождались с врожденным чувством правильного и неправильного, а также чтобы они делали все именно так, как им объяснили мама и папа. Еще было бы прекрасно, если бы совесть была врожденной! Здесь, кстати, мнения исследователей разделились: некоторые считают, что совесть и нравственность достаются ребенку прямо после того, как он покидает лоно матери, и поэтому возмущенные крики родителей: «Да где же твоя совесть!» вполне обоснованы. Другие говорят, что ребенок должен все-таки усвоить крепко-накрепко правила поведения в обществе, чтобы избегать соблазна их нарушить, если никто наказывать не собирается. А от кого он усваивает правила? Как водится, от родителей. То есть нам надо набраться терпения и учить, учить, учить собственных детей, пока социальные правила не усвоятся окончательно. Но есть и то, в чем психологи сходятся: существует связь между стадиями развития нравственности и возрастом ребенка. Может быть, новорожденные и правда появляются на свет с определенными установками, но чтобы привести их в зрелую форму, необходимо пройти через различные стадии.

Примерно до трех лет дети не врут. Совсем. Не умеют. До этого нужно психологически дорасти. Малыши уверены, что родители — волшебники, они умеют читать мысли и точно знают, что у ребенка в голове. О том, что это неправда, дети узнают позже. И с этого момента начинается…

Ложь — это очень сложно! Нужно дорасти до того, чтобы проникнуть в чужой мозг, понять, какая информация у этого человека может вызвать бурю гнева и повлечь наказание или другие не очень-то позитивные чувства и действия, после этого нужно догадаться, как и что сказать этому человеку, чтобы избежать неприятностей хотя бы на время!
Эту тяжелую работу многие достаточно развитые дети и учатся проделывать примерно к трем годам. Врут они, конечно, плохо, навык слишком для них сложный, но они стараются овладеть им в полной мере. И к четырем многие из них уже врут примерно раз в два часа. Дальше — больше. Словарный запас у ребенка растет, социальные навыки развиваются, поэтому дети врут все красивее и изощреннее. Так что если вы сразу опознаете ложь дошкольника или младшеклассника, то есть идентифицируете ее хотя бы раз в два часа, это значит, что ребенок недостаточно развил свои социальные навыки по запутыванию следов. Постепенно ребенок начинает понимать и выгоду от правды, принимает правила социальной игры: тут скажи, тут не скажи. Тонкая и изящная ложь или преувеличение, преуменьшение, недосказанность часто используются для установления социальных отношений, сдерживания своих эмоций.

Для чего еще нужна ложь детям и взрослым? Обычно говорят: избежать наказания за какие-то шалости или не сделанные мамины (воспитателя, учителя, начальника) задания. Главное, ложь — это способ выживания, бегство от контроля. Это попытка сохранить свой внутренний мир и способ бегства от слишком сильных переживаний, когда психика просто не готова иметь с ними дело. Гарвардский психолог Лоренц Кольберг выделил три стадии нравственного развития ребенка, вы можете оценить, на каком уровне находится ваш ребенок.

Стадия 1. Избегание наказания

Эта стадия предшествует осознанию общепринятой морали. На этой стадии последствия собственного поведения и вранья еще не осознаются.

Стадия 2. Учет последствий

По мере развития ребенок начинает учитывать социальные последствия своих действий, в целом его действия близки общепринятой морали.

Стадия 3. Действие по принципу

Со временем ребенок усваивает нравственные принципы и действует исходя из них, а не для того, чтобы избежать наказания и последствий плохих поступков. Эта стадия — мечта всех родителей, но мало кто из детей достигает ее самостоятельно. Нужна постоянная фигура взрослого, разъясняющего не только критерии правильного и неправильного, но и последствия лжи.

Если ребенок часто врет, после того, как он научился лгать, то есть освоил навык, обратите внимание, на какой стадии нравственного сознания он находится. Есть несколько причин для постоянного вранья.

  1. Его контролируют слишком сильно. Он бежит от «всевидящего ока» и знает: ему запрещено иметь какие-то тайны.
  2. Он с трудом справляется со своими эмоциями и сбежать от них с помощью лжи легче, чем иметь с ними дело прямо сейчас. И даже последствия от того, что ложь вскроется, его не так пугают.
  3. Врет, потому что реальность — это то, что он считает реальностью. То есть еще не научился мириться с ней и не хочет искать компромиссы. Или реальность его настолько не устраивает, что лучше делать вид, что она не существует.

А если ваш ребенок не врет? Всегда ли это хорошо? Неумение врать тоже имеет ряд причин.

  1. Психологическая незрелость. Ничего, не расстраивайтесь. Дорастет — начнет врать как все.
  2. Продвинутый ребенок. Понял, что часто сказать правду — это лучший способ справиться с негативными эмоциями и заодно напасть на окружающих, например: «Я сейчас вам подробно всю правду расскажу. Вот машина у вас зеленая и гадкая, а сережки у тети Мани уродливые, как и она сама. Я никогда врать не буду!» Так делают самоуверенные и защищенные дети, не слишком понимающие правила социальной коммуникации, пронизанные условностями, а попросту ложью.
  3. Он врет, но просто успешно, и вы на это ведетесь.

Часто родители путают понятия «врет» и «придумывает». Разница в том, что в придумывании нет никакой моральной выгоды. Придумывают, сочиняют, фантазируют дети в процессе развития воображения, используют этот навык в игре, что стимулирует работу мозга.

Родителям рекомендуется не только поощрять полет детской фантазии, но и самим отпускать свою детскую часть на свободу и подключаться к сочинительству детей. Это способствует развитию хороших отношений в семье и, верьте-не верьте, открывает новые перспективы и возможности в своей взрослой жизни. Я знаю многих родителей, у которых получилось найти решение сложных рабочих задач в процессе «глупого фантазирования» вместе с ребенком. Главное, чтобы вы не бросили игру с ребенком и не побежали реализовывать придуманное немедленно. Вдруг еще что-нибудь придет в голову?

Фото: Kiselev Andrey Valerevich/VGstockstudio/Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
6 декабря 2019
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
Международный день художника, который отмечают 8 декабря, -- хороший повод поговорить о творчестве и том, почему оно так важно для развития ребёнка. Зачем устраивать в доме уголок художника и выставки его работ, рассказывает арт-терапевт Светлана Филяева.
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря 2019
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря во всем мире отмечают День волонтёра. Способность к состраданию и готовность помогать другим есть и у маленьких детей. Как поддержать их в этом? Какая волонтёрская работа вполне доступна и дошкольникам?
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него  нет друзей?
4 декабря 2019
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?
Зачем людям друзья? Как умение дружить помогает ребенку расти более уверенным в себе и влияет на его будущее? Психолог Анна Скавитина рассказывает, что могут сделать родители.
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
4 декабря 2019
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
С 5 по 9 декабря В Гостином дворе работает 21-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Что в детской программе? И какие будут классные книжные новинки? 
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
27 ноября 2019
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
Молчание как форма наказания ребенка за непослушание или проступки - довольно распространенный способ воспитания. Психолог Анна Скавитина объяснила, почему это на самом деле манипулирование и насилие.
7 фактов о снежинках
26 ноября 2019
7 фактов о снежинках
Какого цвета снежинка на самом деле? А сколько она весит? Двух одинаковых в природе действительно не бывает? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
25 ноября 2019
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
Стоит ли покупать ребёнку пистолеты, автоматы? Не станет ли он более агрессивным? Рассказывает детский психолог Александр Покрышкин .
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
22 ноября 2019
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
В воскресенье, 24 ноября, празднуем День матери. Что подарить любимой маме? Приятнее всего получить подарок, сделанный своими руками.
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
20 ноября 2019
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
Ребенок проявляет жестокость к близким, к другим детям, к животным? В чем причины такого поведения и как вести себя родителям? Как отличить нормальную агрессию от жестокости и как объяснить, что другим может быть неприятно или больно? Рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 детских игр для прогулки
19 ноября 2019
5 детских игр для прогулки
«На улицу не выгонишь», «Совсем не гуляют и не играют друг с другом», «Все, что их интересует – это гаджеты». Сложно спорить: представить современного ребенка без мобильного телефона сложно, но это не уменьшает любовь детей к подвижным совместным играм. Вот несколько проверенных временем идей!
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
14 ноября 2019
«Сиди в детской и думай над своим поведением!» Что не так с этим наказанием?
Очень часто родители немедленно наказывают ребёнка за плохое поведение, но забывают объяснить ему, что именно он сделал не так и как теперь можно исправить ситуацию. Американские психологи Тина Брайсон и Даниель Сигел в бестселлере «Дисциплина без драм» подробно объясняют, почему традиционные наказания часто не имеют воспитательного эффекта.  
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
12 ноября 2019
Жизнь напоказ: стоит ли писать о детях в соцсетях?
Можем ли мы публиковать фотографии детей в соцсетях и делиться подробностями их жизни? Есть ли у детей право голоса и как такая вынужденная публичность влияет на них? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?