«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
1:00
«Турбозавры». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
3:00
«Жужжалка»
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
3:05
«Оранжевая корова». Мультсериал

Как прививать ребенку хорошие манеры

«Какой воспитанный ребенок! Какие хорошие у него манеры!» — каждый родитель хотел бы услышать это в адрес сына или дочери. Знание этикета, вежливость, доброжелательность, умение подумать о других и учитывать их интересы, все то, что подразумевают под воспитанностью, — это то, что закладывается с самого детства и остается на всю жизнь. Как и когда прививать ребенку хорошие манеры? На эту тему рассуждает детский психолог Павел Тарунтаев.

Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»
Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Родительский пример

Когда нужно задуматься о прививании хороших манер ребенку? Я бы сказал, с момента его рождения. С первых дней жизни ребенок наблюдает, пусть и неосознанно, за взрослыми, а взрослея — перенимает их модели поведения, определенные шаблоны, которые видит в семье. Когда ребенку два-три года, уже можно ожидать от него простых «спасибо», «пожалуйста», «пока». Конечно, речь идет о тех детях, которые к такому возрасту умеют говорить.

В этом вопросе самое главное — личный пример. Если родители в своей повседневной жизни используют вежливые слова, если они думают не только о себе, но и других, то их дети учатся хорошим манерам довольно быстро. Когда в семье подобное поведение принято, ребенок его просто перенимает.

Сложности возникают тогда, когда родители сами забывают о вежливости и корректности, но при этом от ребенка требуют хороших манер и следования установленным в семье правилам. Например, мама и папа ждут, что ребенок будет говорить «спасибо» и «пожалуйста», предложит поделиться чем-то, но сами так делают не всегда.

Вежливость и уважительное поведение по отношению к другим людям — это нормы, соблюдения которых нужно требовать. Вы предупредительны и тактичны ко всем, в том числе и к ребенку, но ничего не делаете, когда он грубит и проявляет агрессию? Не ждите, что эта проблема уйдет сама собой, и он однажды станет похож на вас (хотя такое, конечно, возможно). Как и любой вопрос, связанный с воспитанием, прививание хороших манер включает в себя контроль, поощрение и определенные санкции в случае нарушения правил. «Я не дам тебе игрушку, потому что ты не попросил об этом вежливо», — это уже определенная санкция. Важно работать над тем, чтобы вежливость стала для ребенка естественным способом взаимодействия с другими.

У детей раннего возраста часто бывает такая проблема: они не умеют просить, а требуют, причем в агрессивной форме, с криками и даже физическим воздействием на другого человека. Очень важно вовремя это пресечь: «Не надо бить. Попроси, скажи: „Дай игрушку, пожалуйста“». Важно не просто пресекать негативное поведение, но и давать альтернативный, более конструктивный путь. Если оставить все как есть в надежде, что ребенок «перерастет», ничего хорошего из этого не выйдет. Ребенок привыкнет так себя вести, и какими бы вежливыми ни были родители, очень маловероятно, что это пройдет.

Осознание чужих границ

Ребенок может не осознавать границ других людей и вести себя в отношениях с другими людьми — в саду, в школе — так же панибратски, как с родителями. Я работал с мальчиком, который привык шутить над мамой, выражаться какими-то сленговыми словечками, которые не все родители рады слышать, и точно так же он вел себя с воспитателями. Таким детям важно объяснять, что другие люди — это не его близкие, которые могут многое ему позволить и на какие-то вещи закрыть глаза. То, к чему относятся терпимо в семье, может быть неприемлемо в обычной жизни. Это нужно проговаривать, демонстрировать в играх и сказках.

Другая ситуация: ребенок сознательно невежлив с теми, кто ему не нравится. Например, школьник, получивший двойку по математике, может начать игнорировать преподавателя по этому предмету, не здороваться с ним или даже хамить. Он знает, что так делать некрасиво, ему известны нормы поведения, но считает, что у него есть право так себя вести. Здесь важно поговорить о том, что есть определенные правила, их нужно соблюдать, и на них не могут влиять личные отношения. Учитель может не нравиться и даже раздражать, но у него есть определенный статус, и ребенку стоит с этим считаться. «Ты тоже можешь кому-то не нравиться, но это не значит, что другие имеют право тебя обижать, так делать нельзя». Чем старше ребенок, тем проще объяснить ему эту ситуацию определенными социальными нормами. А также выгодами, которыми это может сулить, и, разумеется, негативными последствиями.

Целенаправленное воспитание хороших манер

Манеры можно прививать при помощи игр и правильных книг, то есть вести целенаправленную работу. Но она будет иметь смысл только в том случае, если сами родители могут служить примером. В доме, где кричат друг на друга и даже дерутся, бесполезно говорить с ребенком о том, что нужно здороваться, прощаться, не повышать голос и быть очень корректным.

Можно почитать с ребенком сказки о доброте и о том, как воспитанные и добрые люди получают за это награду, в отличие от злых и грубых. Таких сюжетов немало в русских народных сказках. Книжные полки пестрят энциклопедиями маленьких джентльменов, пособиями по этикету — все это тоже может стать хорошим подспорьем. Например, лично мне нравятся следующие книги: «Хорошие манеры. Веселые советы для детей» Филиппа Жальбера и «Настоящие рыцари не обзываются. Хорошие манеры для мальчиков от 5 до 8 лет».

Можно устроить сюжетно-ролевые игры и проиграть различные бытовые ситуации, в которых ребенку нужно о чем-то попросить, о чем-то договориться, принять гостей, быть гостем. В этих играх нужно показать, каким разным будет итог в зависимости от поведения ребенка: что случится, если он станет вести себя вежливо, и что будет, если проявит агрессию.

Вежливость и безотказность

Некоторые добрые и вежливые люди в любом возрасте рискуют стать жертвами более напористых и наглых личностей, потому что их учили быть предупредительными и заботливыми, но не учили отказывать. Возможно такое и с воспитанным ребенком, который, например, не может сказать твердое «нет» одноклассникам, просящим списать, и вообще не умеет за себя постоять. Он не умеет противостоять хамству, потому что благодаря своей семье и окружению никогда не знал, что это такое. Навык умения говорить «нет» должен воспитываться и тренироваться, так же, как знание этикета и норм поведения. Вежливость и мягкость — во многом пересекающиеся понятия, но это не одно и то же.

Очень важно, как родители справляются с подобными ситуациями в своей жизни, знают ли они, как нужно себя вести. Их задача — «вооружить» ребенка навыком отказывать, но делать это так, чтобы он не чувствовал себя виноватым, неудобным. Малышу будет проще жить, если он узнает, что у него есть право выбирать и не уступать, когда не хочется.

Злоупотреблять этим, естественно, не стоит. Если другой человек был уважителен, вежлив по отношению к ребенку, то логично поступать с ним так же. Если же этот человек был груб и вел себя нагло, ребенок вовсе не обязан ему уступать и быть «хорошим». Конечно, не стоит грубить в ответ или даже лезть в драку. Но важно уметь настойчиво обозначить свою позицию, заявить «Мне это не нравится» — этому должны научить родители. Как и тому, что все хорошо в меру. Если человек продолжает делать добро для тех, кто его ни во что не ставит, стремится быть «хорошим» для тех, кто поступает с ним плохо, то он ведет себя неразумно.

Вежливость, уважительное отношение к другим людям, хорошие манеры — очень важные качества для человека в любом возрасте. Помогите ребенку их приобрести и сами будьте для него главным примером.

Читайте также:

Научите ребенка сомневаться: почему так важно тренировать критическое мышление

Как развивать чувство юмора у детей

Буллинг растет там, где его «кормят»: 7 способов справиться с травлей в школе

Фото: goodluz/Photographee.eu/InesBazdar/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти