«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
1:00
«Смешарики». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
3:00
«Жужжалка»
«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
3:05
«Царевны». Мультсериал

6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса

Помните этот волнительный момент? Ваша первая школьная форма, букет красивых цветов в руках и звук школьного звонка… Наши дети растут, им тоже придется испытать этот счастливый, но в то же время и сложный момент вступления в новую жизнь. И нет сомнений в том, что каждый родитель пытается помочь своему ребёнку сделать этот переход менее болезненным и сложным. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ребенку быстрее освоиться в школе.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Знакомим с миром эмоций

Что такое эмоции, знают все, но как их использовать на благо себе и своему будущему знает далеко не каждый взрослый, что уж говорить о детях? При этом эмоции — это важнейший фактор личного и профессионального успеха. Мир чувств слишком глубок и сложен, что неизбежно приводит впечатлительных и восприимчивых детей к растерянности и внутреннему конфликту. Именно поэтому так важно научить ребёнка понимать и принимать свои эмоции ещё до того, как малыш пойдёт в школу.


Эмоциональный интеллект — это способность не только распознавать свои и чужие эмоции, но ещё и управлять ими. Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше учатся в школе, легче идут на контакт со сверстниками и упорнее добиваются своих целей.


С чего стоит начинать знакомство с миром эмоций? Первое и самое главное правило эмоционального интеллекта — плохих эмоций не существует! Очень важно помочь ребёнку понять, что даже такие эмоции, как злость, ярость, обида и грусть так же важны и необходимы, как и эмоции радости и счастья. Если мы поможем ребёнку не гасить эти импульсы, а принимать их и управлять ими, мы откроем ему главную силу эмоций — силу саморазвития вместо саморазрушения.

Управляем эмоциями

Понимание того, что мы чувствуем и почему мы это чувствуем, приходит не сразу, но с практикой даже малыши старше 3−4 лет начинают осознавать свои эмоции и эмоции окружающих. Для того чтобы ребёнку было проще ориентироваться в потоке собственных чувств, можно использовать очень простую, но действенную практику — разговор на языке эмоций. Формула общения с ребёнком строится по схеме «Я чувствую … потому что … и поэтому я хотел бы …». Если мы будем озвучивать таким образом эмоциональное отношение не только за себя, но и за ребёнка, невольно и он сам научится понимать свои эмоции и доносить их до окружающих для лучшей коммуникации.

Вторая часть работы заключается в физическом распознавании эмоций. В психологии работа с эмоциями на уровне тела относится к телесно-рентированной терапии. Но мы и дома можем вместе с ребёнком тренировать осознание эмоций на физическом уровне. Конечно, вы обращали внимание на то, как сжимаются наши скулы во время смеха, как подкатывает тошнота от сильного волнения, как порхают бабочки в животе в моменты счастья. Все это творят с нашим телом эмоции. Если мы научим ребёнка находить в себе дискомфорт и в игровой форме устранять его, мы поможем ему управлять своими эмоциями не только на уровне сознания, но и на физическом уровне. Тут нам в помощь придут веселые и очень простые игры.

«Солдатик-мишка»

Игра на напряжение и расслабление — сначала замираем в позе солдатика на 20 секунд, потом на 20 минут переходим в состояние расслабленного мишки.

Учимся расслабляться

Можно перед сном включать малышу приятную спокойную музыку, читать ему сказку или представлять вместе с ним, как вы летите на воздушном облачке. Ещё очень хорошо помогает расслабиться плаванье в бассейне.

Развиваем коммуникативные навыки

Чтобы малыш легче и быстрее влился в новый коллектив, очень важно научить его знакомиться и презентовать себя. И, конечно, для этого мало распространённой фразы «Меня зовут Миша, мне 7 лет». Ребёнок гораздо увереннее будет ощущать себя в новом обществе, если вы заранее познакомите его с правилами и нормами общения в школе и в компании сверстников. Кроме того, важно натренировать с малышом практику самопрезентации: «Меня зовут … Мне интересно … Я занимаюсь … А как тебя зовут? А чем ты увлекаешься? Какая у тебя любимая игрушка?»

На этом этапе также важно донести до ребёнка, что его будущие одноклассники — это совершенно разные дети, с разными характерами и интересами. Один более общителен, другой — менее, кто-то может любить спорт, а кто-то — литературу и музыку. И это не плохо и не хорошо, просто у каждого есть свой талант и свои увлечения. Важно научить ребёнка смотреть на это не через призму «плохо/хорошо», а через понимание сильных и слабых сторон человека. Так ребятам будет интереснее общаться друг с другом и даже делиться опытом.

Распознаем эмоции окружающих

Теперь, когда ваш ребёнок будет все чаще находиться в обществе сверстников, особенно актуальным окажется умение распознавать чужие эмоции и правильно на них реагировать. Ниже представлены три практики для работы над пониманием чувств окружающих.

Читаем книги и обсуждаем

Обсуждение поступков героев, ролевые игры на тему прочитанной книги, анализ эмоций героев — всё это на самом деле про нас и наши чувства. Примеры, описанные в сказках, могут стать отличной основой для правильного понимания эмоций друзей и близких. Читая книгу ребёнку, акцентируйте внимание на чувствах героев, на их эмоциях и событиях, которые эти эмоции вызвали.

Разбираем эмоциональные состояния своих близких

Учитесь вместе с ребёнком отмечать реакции родителей и детей: «Как думаешь, почему папа не в настроении? Он устал или чем-то расстроен?»

Анализируем эмоциональный настрой окружающих

Делать это можнопо их мимике, тону, выражению лица, вопросам и ответам. Разбираем, что именно могло вызвать у этих людей радость или злостью, раздражение или дружелюбие.

Тренируем социальные навыки

Социальные навыки — это то, что помогает нам чувствовать себя свободно и уверенно в обществе. Чтобы ваш малыш комфортно вошёл в новую среду, необходимо развивать в нём такие качества, как:

  • умение работать в команде и выполнять инструкции учителя;
  • способность к самоорганизации и самодисциплине;
  • ответственность;
  • лидерство;
  • креативность;
  • организаторские способности;
  • умение просить о помощи и помогать другим;
  • вежливость и тактичность.

Конечно, если ребёнок посещал детский сад до вступления в школьную среду, большинство этих навыков, скорее всего, у него уже будут отработаны. Однако если это не так, не отчаивайтесь. Есть множество простых игр, которые доставят малышу удовольствие и при этом помогут ему освоить важнейшие правила взаимодействия с социумом. Например, игра «Соедини ладошки»: ведущий рисует на ладошках игроков разные смайлики с эмоциями — грусть, страх, радость, удивление. По сигналу ведущего дети должны найти себе пару, соединив ладошки с одинаковыми смайликами. Для этого им нужно поднять руки вверх, изображая жест «дай пять». Задача детей — собраться в круг, держась за руки. Кроме того, можно придумать вместе с ребёнком несколько несложных игр, которые он сможет предложить для игры во время перемены. Так ребята не только познакомятся поближе, но и научатся работать в команде.

Налаживаем школьный режим

Каждая мама знает, как сложно бывает перестраивать режим сна и бодрствования. Поэтому так важно мягко и заранее подойти к выстраиванию нового графика. Узнайте, сколько времени придётся ребёнку находиться в школе, когда необходимо будет вставать по утрам, какое количество домашних заданий нужно будет выполнять в первое время. Исходя из этого, ещё за месяц до начала обучения необходимо начинать жить по новому режиму.

И ещё один важный совет — постарайтесь не перегружать ребёнка дополнительными занятиями и секциями в первое время. Намного важнее помочь ему выстроить правильные отношения внутри нового коллектива и найти баланс между учёбой, развлечениями и отдыхом. Ну и самое главное, просто будьте рядом всегда, когда это будет нужно вашему малышу.

Читайте также:

5 простых игр, которые научат ребёнка читать с удовольствием

В школу в 6 лет: мнение психолога

9 вопросов про первый класс: отвечает Сергей Плахотников

Фото: ESB Professional/africa_studio/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти