«Смешарики. Пин-код». Мультсериал (6+)«Смешарики. Пин-код». Мультсериал (6+)
6+
21:25
«Смешарики. Пин-код». Мультсериал (6+)
«Весёлый алфавит» (0+)«Весёлый алфавит» (0+)
0+
23:05
«Весёлый алфавит» (0+)
«Три кота». Мультсериал (0+)«Три кота». Мультсериал (0+)
0+
23:10
«Три кота». Мультсериал (0+)
Дислексия — дар или проблема?

Дети с дислексией внешне ничем не отличаются от своих сверстников. Они такие же здоровые, красивые и умные. Единственная их проблема в том, что они не могут быстро читать, правильно писать или считать. «О!» решил узнать, в чем особенность развития таких ребят и какими преимуществами обладают дети с дислексией. Обо всём этом рассказала проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией Мария Парфёнова.

Мария Парфенова, проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией
Мария Парфенова, проектный менеджер Ассоциации родителей и детей с дислексией

Эволюция человечества устроена так, что она создаёт нас всех разными. Это сделано для того, чтобы человек как вид выживал на планете. Люди с дислексией отличаются от обычных симметрией левого и правого полушариев. У обычных же людей есть естественная асимметрия в левом полушарии, где заложены модули мозга, отвечающие за освоение таких навыков, как чтение и письмо. А у людей с дислексией правое полушарие нестандартно активное, и в этом есть свои преимущества. К примеру, у таких людей развито пространственное и образное мышление, моделирование. Поэтому дислексия — не болезнь, а нейрологическая особенность устройства мозга, в результате которой детям сложно обучаться системам знаков, будь то буквы, цифры, ноты, они не могут, как остальные, правильно их интерпретировать и запоминать.

В чём особенность?

Нужно понимать, что чтение и письмо — это глубинные нейронные процессы мозга. Чтобы ребёнок научился говорить, должна лишь быть создана атмосфера, в которой другие люди будут коммуницировать. А чтению нужно учиться, ведь если вы запрёте ребёнка в библиотеке, он не научится читать. Это сложный процесс, который связан с соединением нейронов внутри левого и правого полушариев и между ними. У такого ребёнка соединения нейронов — «проводочки» — будут выглядеть немного иначе, поэтому и учить таких детей нужно по-другому.

Есть разные виды дислексии, они могут быть связаны с фонетическими функциями, с моторными. Чем раньше ребёнок будет диагностирован, чем быстрее он получит помощь, тем меньше будет вероятности того, что он вообще узнает про свои трудности. Тогда с ним не случится ни потрясений, ни психологических травм.

В мире на частном уровне внедряется множество технологий по обучению детей. Такие приёмы есть в США, Великобритании, Швеции и известных странах, занимающихся развитием образования. Существует интересный факт о том, что в Индии на государственном уровне ввели способы обучения дислексиков. Надо понимать, что методики когнитивных, речевых функций подходят всем детям, даже тем, у которых нет таких проблем. Эти приёмы можно использовать в любом детском саду или школе.

В России до сих пор нет высшего образования по нейропсихологии. Но есть магистерские направления на кафедрах нейропсихологии, там появляются специалисты, которые могут помогать детям с такими особенностями. В нашей стране давно существует психолого-медико-педагогическая комиссия для людей с особыми образовательными потребностями. Раньше она называлась по-другому — для людей с ограниченными возможностями здоровья, но мы это победили. Эта комиссия выдает детям документ, позволяющий получить особые условия для сдачи экзаменов. Сейчас мы настаиваем на том, чтобы в этой комиссии появилась особая классификация, исходя из которой формировалась система послаблений и особых условий для сдачи экзаменов.

Какие преимущества?

К таким послаблениям можно отнести дополнительное время для сдачи экзамена, возможность сдавать в отдельной комнате и ходить в ней. А также право читать тексты не на белой бумаге, а на жёлтой, потому что из-за контраста белого и чёрного люди с дислексией могут хуже воспринимать текст.

Дислексия и другие особенности обучения индивидуальны, как отпечаток пальца. Но у людей с особенностью развития есть несколько врождённых преимуществ: образное мышление, нестандартный подход к решениям задач. Это позволяет им добиваться огромных успехов в самых разных видах предпринимательства, в IT-сфере. Есть даже шутка о том, что дети с особыми образовательными потребностями — это любимые сотрудники NASA. Это люди, которые просто были крайне нестандартными для своего времени. К ним относятся мультипликатор Уолт Дисней, режиссёр Стивен Спилберг, изобретатель Альберт Эйнштейн, художники Энди Уорхол и Пабло Пикассо. Есть среди них те, которые создали самый необычный бизнес, например, Ричард Бренсон или Джейми Оливер. Люди с дислексией способны невероятно креативно мыслить вне времени и рамок. Если они верят в себя, находят применение своему таланту и развивают его, то могут добиваться успехов в самых разных сферах.

Если бы мы жили в мире, где в детских садах могли диагностировать дислексию, а в школе таким детям нестандартно преподносили информацию, то у них была бы возможность добиваться успехов. Если образование будет меняться и идти в ногу со временем, если оно будет становиться прикладным, то тогда, возможно, дислексия будет считаться природным даром.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: unguryanu, Image Point Fr, Bildagentur Zoonar GmbH

Читайте также:

Что такое дискалькулия и дисграфия и как с ними жить

Личный опыт: я — взрослый дислектик

Тест: есть ли у вашего ребенка признаки дислексии?

Что такое дислексия и как с ней справляться

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: