«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
18:05
«Смешарики». Мультсериал
«Лапы, морды и хвосты»«Лапы, морды и хвосты»
0+
20:40
«Лапы, морды и хвосты»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
20:45
«Ум и Хрум». Мультсериал

«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия

Это не ваш ребенок разбил чашку — она сама выпрыгнула из его рук. А грязные следы на полу (с отпечатками кроссовок) оставил не он, а собака. Похоже, обвинить кого-то другого для него — привычный способ избежать вашего неодобрения. Что же делать?

Обсуждайте причины и следствия
Помогите ребенку установить более отчетливую связь между своими действиями и их последствиями. И лучше не назидательно, а между делом: «Ты прыгал по луже, и твои кроссовки промокли», «Если ставить стакан на край стола, он может упасть». Попробуйте вместе обсудить причины и следствия разных ситуаций: что будет, если мы будем переходить дорогу не на зеленый свет, а на красный? А если нам надо выйти из дома в 10 утра, а мы за пять минут до выхода решили попить чаю? Чем больше опыта в изучении связи между ситуациями ребенок получит, тем легче ему будет и оценить свой вклад в них.

Сохраняйте спокойствие
Не реагируйте слишком эмоционально на детские промахи, не начинайте немедленно кричать и ругаться — особенно, если все и правда произошло случайно. Чашка разбилась? Значит, надо аккуратно убрать осколки, чтобы никто не порезался. На майке пятно от краски? Нужно отнести ее корзину для грязного белья и попросить маму обработать пятновыводителем. Ошибки и промахи случаются абсолютно со всеми людьми, и с большими, и с маленькими. Главное — сделать из них выводы и попытаться в следующий раз поступить иначе.

Говорите о своих чувствах
Вы имеете полное право злиться или расстраиваться от каких-то действий ребенка, особенно, если это происходит не в первый раз, уже обсуждалось или нарушены какие-то договоренности. Но важно говорить именно о себе: «Я сержусь, когда ты наедашься сладостями перед обедом», «Я расстроена, потому что мы уже несколько раз обсуждали, что так делать не надо». Отделяйте личность ребенка от его поступков — это не он плохой или неловкий, это у него не получилось что-то сделать и взять на себя отвественность за это. Язвительные эпитеты и ярлыки вроде «копуша», «неумейка» или «руки-крюки» не прибавят ему ни уверенности в себе, ни желания быть с вами честным.

Поощряйте честность
Помогите ребенку понять, что сделать что-то не так — это совершенно нормальная ситуация, которая не вызовет у вас бурной эмоциональной реакции. Просто вам важно знать, что произошло и как развивалась ситуация, чтобы при необходимости вмешаться и помочь. А если при виде грязных следов на ковре вы сначала кричите и ругаетесь, потом выясняете, кто это сделал, обвиняете его, потом угрожаете наказанием… Любому будет сложно сразу признаться. Лучше спокойно обсудите, что можно было бы сделать по-другому, как можно было бы поступить иначе и какие последствия будут у каждого выбора. Попытки уличить ребенка в том, что вам и так понятно, не помогут ему быть более отвественным! Сначала вместе сосредочьтесь на том, как исправить последствия, а уже потом обсудите, как сделать так, чтобы ситуация не повторилась.

Придерживайтесь правил
Чтобы быть ответственным, ребенку нужно научиться понимать последствия своих слов, действий и решений, и если вся семья договорилась о правилах и старается их соблюдать, ему тоже будет проще это сделать. Если у вас не принято есть сладкое до супа — то так не делает никто, если принято убирать за собой, относиться друг к другу с уважением и говорить правду — так делают все.

Хвалите за прогресс
Отмечайте каждую ситуацию, где ребенок сразу сказал, что это сделал он, извинился или проявил готовность исправить последствия. Вы можете поблагодарить его за то, что он не пытался придумать фантастическую версию произошедшего или свалить вину на кого-то другого, или просто сказать, что вам это важно, и вы замечаете, как его поведение меняется в лучшую сторону.

Убедитесь, что ваши требования не завышены
Например, ребенок не может нести ответственность за поведение своих младших братьев и сестер, даже если вы попросили его пять минут последить за малышом — потому что за здоровье, безопасность и поведение всех детей в семье отвечают все-таки взрослые. А вот если он обижает младших или инициирует конфликт, с этим надо разобраться. Мы не будем поручать генеральную уборку кухни пятилетнему ребенку, но у него, например, может быть обязанность убирать за собой посуду в раковину. И не стоит ждать, что все получится с первого раза!

Читайте также:

7 советов родителям, которые не могут справиться с гневом

Мой ребенок врет: что делать?

Почему запугивание — самый бесполезный способ воспитания детей

Фото: Pixel-Shot, Elena Sherenkovskaya, Anna Demianenko/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти