«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
10:30
«ДиноСити». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
11:10
«Оранжевая корова». Мультсериал

Как писать без ошибок. Простые приёмы для школьников



Научиться писать грамотно легко, если использовать метод нейропсихолога Гюзели Абдуловой. В книге «Пишем без ошибок: развиваем абсолютную грамотность» она делится с читателями приёмами, которые помогут сориентироваться в море правил и исключений русского языка. Делимся с вами некоторыми из них.

Гюзель Абдулова, нейропсихолог, руководитель школы интеллектуального развития «Супермозг», тренер по развитию памяти и скорочтения
Гюзель Абдулова, нейропсихолог, руководитель школы интеллектуального развития «Супермозг», тренер по развитию памяти и скорочтения

Что на что похоже? Метод графических ассоциаций

Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке «проблемную» букву.

Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится. Например, нужно запомнить слово «корзина». Мы говорим «кАрзина», а пишем «кОрзина». Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву «О».

«Молоко». «Проблемную» букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам! Попробуйте ещё. Говорим слово «пугАвица», пишем — «пугОвица», рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву «О». При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане.

«Корова». Полезно также соединить получившийся образ со словом «корова». Даёт корова молоко. Мы находим в слове «кОрОва» и на рисунке буквы «О». Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре. Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.

«Поролон». Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове:
• пАрОлон
• пОрАлон
• пАрАлон
Как можно представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв «О». Букву «А» на рисунке найти невозможно.



Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово «апЕльсин». На апельсине буква «Е» не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву «Е». Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.

Игра в звуки. Фонетические ассоциации

Не все слова удаётся нарисовать и легко подобрать графическую ассоциацию. Тогда на помощь приходит звуковая (фонетическая) ассоциация. Что делать:

  1. Возьмите словарное слово и подчеркните букву, которую нужно запомнить. Например, слово «сОната» мы произносим как «сАната». Подчёркиваем букву «О» и смотрим на соседние буквы.
  2. В исходном слове постарайтесь найти короткое слово, в котором нужная буква в сильной позиции. В слове «соната» это «сОн».
  3. Теперь соедините два слова «соната» и «сон» в историю. Важно чётко представить и почувствовать то, что происходит. Если у ребёнка не получается, попробуйте обыграть предлагаемую ситуацию. Например, мы слушаем сонату и видим сон (засыпаем). Включите музыку, удобно расположитесь в кресле, закройте глаза. Ребёнок пусть уложит рядом с собой любимые игрушки. Обычно дети быстро включаются в такую игру, легко входят в образы и задействуют для лучшего запоминания соощущения, то есть информацию от всех органов чувств.

«Пирамида». Подчёркиваем букву «И». Можно обвести её зелёным фломастером. В этом слове легко обнаруживается слово «пир». Затем сочиняем историю: Устроили пИр в пИрамиде. Обязательно предложите ребёнку мысленно очутиться в этой пирамиде. Добавьте соощущения — звуки, запахи, эмоции. Представьте, что рядом с вами сидит… мумия и вы вместе пируете.

Грамотно писать очень важно. Вопреки расхожему мнению, врожденная грамотность — это не особый дар, а хорошее чувство языка. Этот навык можно натренировать: достаточно несколько минут в день посвящать забавным и несложным заданиям, и через пару недель вы заметите явный прогресс в правописании.

Интересно почитать! Гюзель Абдулова: «Пишем без ошибок: развиваем абсолютную грамотность»

«Малыш»
«Малыш»

Школьникам очень непросто заучивать правила орфографии, запоминать исключения. Авторская методика известного нейропсихолога даёт возможность развить грамотность, обходясь без зубрёжки. Нескучные упражнения, собранные в книге, совсем не похожи на школьные задания. При этом они развивают не только чувство языка, но и образное мышление, тренируют память. Книга отлично читается детьми школьного возраста, а упражнения можно делать практически где угодно.

Читайте также:

10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок

Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

Фото: Evgeny Atamanenko, Popmarleo, MarySan, Yaroslav Kovalenko1007, radionastya, NotionPic/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти