«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
7:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами) (О! Кино!)«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами) (О! Кино!)
6+
10:20
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами) (О! Кино!)

Загадки астероидов: мифы и факты о малых планетах с «твёрдым» характером

А вы знаете, что 30 июня — это День астероида? Какие небесные тела так называют и чем они отличаются от звёзд, рассказывает эксперт Московского Планетария.

Елена Илющенко, старший методист Московского Планетария

Мы с вами живем в Солнечной системе и знаем, что в ней есть одна звезда Солнце, вокруг которой обращается 8 планет. Есть спутники у планет, есть кометы, а есть и астероиды. Это слово означает «подобный звезде».

Вот только звезда — это огромный раскалённый газовый шар, на небе они кажутся неподвижными, а астероиды — твёрдые и каменные, по размерам намного меньше планет и обращаются по своим орбитам вокруг Солнца.

Почему же они «подобны звёздам»? Потому что, если смотреть на них в телескоп, то они выглядят как точки, так же, как и звёзды, а планеты выглядят дисками. И, чтобы отличить эти тела, известный английский астроном 18 века Уильям Гершель стал их называть астероидами. Иногда их ещё называют малыми планетами.

Астероиды маленькие, невооруженным глазом их не увидишь. Долгое время люди и не знали, что они существуют. Но потом, вооружившись телескопами, астрономы стали подробно изучать звёздное небо. Они стали находить планеты и поняли, что между планетами Марс и Юпитер много свободного пространства, как раз для ещё одной планеты, и решили её поискать.

Нашли много маленьких каменных тел и предположили, что, наверное, здесь когда-то была планета, но, почему-то она разрушилась. Немецкий астроном Генрих Ольберс придумал ей название — Фаэтон.

Существует легенда, в которой сын бога Солнца Фаэтон взялся управлять колесницей, запряженной крылоногими конями, в которой Солнце объезжает мир. Трудно было управлять такой колесницей, не справился Фаэтон, упал, и разбилась колесница. Возможно, и та планета была, но разрушилась.

Так думали раньше. А сейчас ученые знают, что никакой планеты там не было, потому что астероидов на самом деле не так и много, чтобы образовать планету, а еще рядом большой Юпитер, который своей гравитацией влияет на эти малые планеты.

Живут астероиды в Главном поясе астероидов, который находится между планетами Марс и Юпитер и в поясе Койпера, который находится за последней планетой Солнечной системы Нептуном.

Образовались они тогда же, когда и вся Солнечная система — примерно 4,5 миллиарда лет назад.

Размером астероиды могут быть маленькие — километров 30, и большие — до 1000 километров.

Но есть и совсем маленькие камни, их учёные называют метеороидами. Метеороиды могут подлететь к планете, попасть в атмосферу, начать гореть и потом падают на нее! Этот «камень, упавший с неба» называется метеоритом.

Самый первый и самый большой астероид нашёл итальянский ученый Джузеппе Пиацци 1 января 1801 года. Этот астероид назван в честь римской богини плодородия — Цереры. А в 2006 году Цереру стали называть карликовой планетой, как Плутон или Эрида, Хаумеа и Макемаке.

Сейчас самым большим астероидом считается Паллада, затем Веста, Юнона. Сейчас ученые нашли почти 800 тысяч астероидов!

Многие астероиды имеют собственные имена. Сначала им давали имена в честь героев греческой и римской мифологии. Вначале имена были женские, а потом стали называть и мужскими, а потом можно было называть как угодно. И первооткрыватели стали называть астероиды именами знаменитых учёных или музыкантов, друзей, в честь стран и городов.

Есть астероид, который называется Россия, его открыли в 1883 году. Есть астероид Москва, есть астероиды Геометрия и Фантазия, Астрономия, Гагарин, Маршак, Пётр Первый.

Есть астероиды, названные в честь улиц — Остоженка, и в честь рек — Неглинка и Яуза. Один астероид называется Звездочёт. Астроном из Бельгии Эрик Эльст, видимо, очень любил динозавров и назвал открытые им астероиды Бронтозавр и Тираннозавр.

А ещё в космосе летает астероид, названный в честь Московского Планетария!

Астрономы изучают астероиды не только с помощью телескопов, но и отправляют к ним космические аппараты.

• В 2005 году японский космический аппарат Хаябуса изучал астероид Итокава и привез на Землю его частички.
  • В 2011 году американский космический аппарат «Рассвет» изучал астероид Веста, сфотографировал его и учёные смогли сделать карту его поверхности.
  • А в 2015 году «Рассвет» прилетел к карликовой планете Церере, изучил ее и обнаружил там ледяной вулкан.

Многие космические аппараты изучали и сейчас изучают эти удивительные камни, «подобные звездам», потому что они могут многое рассказать нам о том, как зарождалась планеты, спутники, кометы. И даже о том, что происходило 4,5 миллиарда лет назад в нашей Солнечной системе!

Если вы, ребята, станете астрономами и будете открывать и исследовать астероиды, вы сможете дать им свои имена. Подумайте, как бы вы назвали свой астероид?

Всех, кто интересуеся тайнами Вселенной Московский Планетарий приглашает в онлайн-путешествие по Солнечной системе и на интерактивные занятия в домашней обсерватории! Ребята найдут еще множество интересных онлайн-возможностей здесь.