Похоже, вторая волна коронавируса уже с нами. Как не поддаться тревоге и сохранить спокойствие себе и детям, рассказывает психолог Анна Скавитина.
«Опять закроют?»
Семьи во всех странах приспосабливаются к изменениям в повседневной жизни, вызванным пандемией COVID-19. В школах, детских садах, театрах и кинотеатрах, кафе и детских кружках введены новые правила, а родители, учителя, воспитатели сталкиваются с необходимостью помочь детям и семьям приспособиться к новым нормам жизни. Мы все вместе пережили весенний карантин, онлайн-обучение в школе и даже детском саду, работу на удаленке в обнимку с кричащими детьми и понемногу освоились с повышенной регулярностью мытья рук и ношением масок и перчаток. Все это нелегко, часто вызывает много раздражения и недоумения. Многим проще пережить сам коронавирус, чем неопределенность, которая с ним связана, и ожидание, когда же заболевание случится — некоторым хочется уже быстрее переболеть, чтобы перестать волноваться.
Сейчас, когда случаев заражения становится больше, тревога от неопределенности у взрослых и детей может вырасти. Мы боимся, что нас «опять закроют», что прошлая жизнь к нам уже не вернётся, что тяжело заболеет кто-то из родных и близких, а мы не сможем им помочь. Нам хочется найти хоть каких-нибудь виноватых: правительство, руководство школ и институтов, врачей, которые придумывают всё не то и не так. Некоторые из нас находятся в регионах, где уровень заражения коронавирусом ухудшается. Другие готовятся к тому, что такое может произойти. И все мы смотрим заголовки и задаемся вопросом: «Когда это закончится?»
Те, кто успел переболеть и выздороветь, оказалось, не имеют особых льгот и бонусов, кроме знания, что несколько ближайших месяцев они, скорее всего, могут больше не бояться заболеть. Переболевших тоже могут отправить на удаленку, просят носить на лице маски, а дети с иммунитетом к вирусу вместе со всеми переходят на онлайн обучение, что кажется несправедливым.
Мы до сих пор не знаем точно, как это повлияет на нас, как долго это продлится и насколько все может быть плохо. И это делает все слишком легким для превращения происходящего в непреодолимый ужас и панику. Да, неопределенности много, но в отличие от весны, мы уже гораздо лучше подготовлены к происходящему: у нас есть личный опыт, разработаны тесты, определяющие заболевание, настроены компьютеры и смартфоны, учителя научились работать на разных платформах, выработаны понятные меры профилактики.
Как справиться с тревогой?
Как будут реагировать на происходящее дети, во многом зависит от того, какие способы реагирования на стрессовые события мы — взрослые сможем им показать. Признавать беспокойство о происходящем самому себе и детям вполне нормально, так как может помочь придерживаться необходимых мер, снижающих риск заболевания или его передачи. И напротив, попытки прятать свою тревогу в духе «нам не страшен серый волк» могут вызвать у детей ощущение, что взрослые их обманывают, или родители настолько крутые и сильные, что с ними бесполезно говорить о своих опасениях и страхах по поводу происходящего, потому что они их не поймут.
Обучая детей профилактическим мерам, разговаривая с ними об их страхах и давая им ощущение некоторого контроля над риском заражения, объясняя, как мы, если что, будем лечиться, можно уменьшить и их и свою тревогу.
Эта эпидемия, как и любое неизбежное событие, может стать не только тяжелым опытом, но и обучающей возможностью для взрослых продемонстрировать детям, как можно спокойно решать проблемы. Показать, насколько мы можем гибко реагировать в непростых обстоятельствах и как мы умеем проявлять сострадание к другим, как мы можем быть в кооперации с другими членами семьи, поскольку мы все работаем, корректируем ежедневные планы и графики, балансируем работу и другие виды деятельности. Нам приходится проявлять творческий подход к тому, как мы проводим время, мы постоянно обрабатываем новую информацию от властей и придумываем новые способы поддержки друзей и членов семьи.
Многие семьи за карантин также узнали много нового и интересного о своих близких, познакомилась со своими детьми поближе, посидев с ними несколько месяцев круглосуточно. И для кого-то этот опыт стал опытом новой близости внутри семьи и улучшил отношения родителей и детей. Увы, конечно, не у всех так получилось, потому что не у всех были внутренние ресурсы для этого.
Переход жизни и учебы в онлайн у многих вызывает двойственные чувства. Мы уже успели найти плюсы и минусы такого перехода. Сокращается время на дорогу, не нужно так рано вставать, можно работать даже с дачи, у кого она есть, или другого города. Дети, которые недовольны школой и отношениями внутри школы, чувствуют облегчение от происходящего и воспринимают онлайн обучение как временное спасение. Но, хотя мы «социальные животные», многим превращение квартиры в подобие тюрьмы даётся очень непросто.
На что обратить внимание?
Будьте внимательны не только к физическому, но и к психическому здоровью — и своему, и детскому.
Большинство детей хорошо справляются с тревогой с помощью родителей и других членов семьи, и даже если проявляются признаки некоторого беспокойства — проблемы со сном или концентрацией внимания, то они обычно не длительные. Однако у некоторых детей могут начаться и более интенсивные реакции, включая сильную тревогу и депрессию. Потому что и взрослым и детям приходится принимать очень много решений в единицу времени, но трудно понять, насколько принятые решения правильные, что может порождать ощущение безысходности.
Сложнее приходится сейчас тем взрослым и детям, у которых и раньше были проблемы с психическим здоровьем, предыдущие травмы или опыт жестокого обращения, нестабильность в семье или случилась потеря близкого человека.Обратитесь к специалистам, если у детей возникли серьезные изменения в поведении или возникли любые из следующих симптомов и они длятся больше месяца:
Дошкольники — сосание пальца, ночное недержание мочи, не отпускает от себя родителей ни на минуту, нарушения сна, потеря аппетита, новый страх темноты, ведёт себя как ребёнок младше по возрасту, отстраненность.
Ученики начальной школы — раздражительность, агрессивность, не отпускает родителей, частые ночные кошмары, избегание школы, плохая концентрация и уход от занятий и друзей.
Подростки — нарушения сна и питания, возбуждение, учащение конфликтов, жалобы на физическое состояние, не адекватное асоциальное поведение и плохая концентрация.
Что могут родители:
- Делайте всё, что умеете, чтобы поддержать или вернуть своё спокойствие, слушайте детей и предлагайте утешение. Дети будут учиться реагировать адекватно на вашем примере.
- Если все в семье сейчас здоровы, то напоминайте ребёнку, что вы делаете все возможное, чтобы обеспечить безопасность и здоровье близким. Внимательно слушайте ребёнка, попросите нарисовать или записать свои мысли и чувства, и утешайте так, как можете. Попытка запретить переживания обычно переживания усиливает. Для нормального развития и обучения детей главное — чувствовать безопасность. Используйте такие выражения, как «взрослые очень стараются, чтобы вы были в безопасности».
- Обращайте внимание на глубокое дыхание. Такое дыхание — ценный инструмент для успокоения нервной системы. Делайте с детьми дыхательные упражнения: медленный вдох на несколько счетов и медленный выдох. Можно мысленно пропевать какую-то песенку, чтобы распределять вдох и выдох правильно. Например, «с днём рождения тебя, с днём рожденья тебя» на вдох и то же самое на выдох. Сосредоточьте все свое внимание на «здесь и сейчас»: сфокусируйтесь на образах, звуках и запахах вокруг вас, а также на том, что вы чувствуете в своем теле. Продолжайте медленно вдыхать и выдыхать, осторожно возвращая разум к телу, пока не почувствуете себя более спокойным.
- Жизненно важно оставаться в курсе того, что происходит в вашем городе и районе, чтобы вы могли соблюдать рекомендованные меры безопасности и вносить свой вклад в замедление распространения коронавируса. Но есть много дезинформации или «сенсационных» репортажей, которые только усиливают страх. Они тоже работают как вирус: важно понимать, что вы читаете и смотрите, и принимать меры по профилактике: не распространять не только коронавирус, но и фальшивые сенсации, особенно среди детей, у которых критическое мышление в силу возраста развито хуже, чем у взрослых. Заразны не только вирусы, заразны эмоции!
- Когда вы чувствуете, что попадаете в ловушку страха от того, что может случиться, попробуйте переключить свое внимание на то, что вы можете контролировать. Например, вы не можете контролировать, насколько серьезна вспышка коронавируса в вашем городе или поселке, но вы можете предпринять шаги, чтобы снизить свой личный риск (и риск того, что вы неосознанно передадите его другим). Что вы можете сделать прямо сейчас?
- Помогайте другим. Это способ облегчить жить и самим себе, поддерживать ваше собственное психическое здоровье и благополучие. Включите детей в помощь другим внутри или вне семьи. Страдания, сопровождающие эту пандемию, во многом связаны с чувством бессилия. Добрые и полезные поступки для других могут помочь вам восстановить чувство контроля над своей жизнью, а также добавить смысла и цели.
В тяжелые моменты легко увлечься собственными страхами и заботами. Но среди всех историй о людях, ссорящихся из-за того, что они носят или не носят маски, важно перевести дух и вспомнить, что мы все плывем вместе в одной лодке. В Италии люди напоминают нам: «Сейчас мы стоим далеко друг от друга, чтобы потом обнять друг друга».
Читайте также:
Дети и гаджеты на карантине: что будет дальше?
Как дети понимают, что родители в стрессе?
«У нас новые правила»: опыт карантина с детьми
Фото: Kuzina Natali, Maksym Fesenko, Ulza, Halfpoint/Shutterstock