Слово модное и непривычное, но за ним не стоит ничего сверхъестественного. По сути, это умение рассказывать истории, связные и интересные. Зачем оно ребёнку?
Правда, а для чего ребёнку это умение, если он не собирается стать звездой сцены, блогером или вести вдохновляющие тренинги?
Сегодня оно становится необходимым для любого успешного человека. У того, кто умеет захватывать внимание аудитории (в том числе воспитателя, учителя и одноклассников) и вызывает эмоциональный отклик, будет преимущество перед тем, кто запинается, путается в словах и говорит скучно.
И родители, и воспитатели, и учителя замечают, что многие дети, даже пытаясь рассказать что-то интересное, часто говорят бессвязно, не могут выстроить последовательную цепочку событий, задумываются, «зависают», сами теряют сюжетную нить.
Тренируя этот навык, вы заодно:
- увеличиваете словарный запас,
- развиваете воображение,
- улучшаете навыки общения,
- развиваете эмоциональный интеллект (хорошая история — та, в которой сопереживаешь герою или рассказчику),
- тренируете способность выступать на публике.
Читаем, фантазируем, играем
Чтобы развить у дошкольника способность ясно выражать свои мысли и чувства, интересно рассказывать историю, не требуется специальное оборудование или очень сложные методики. Когда подрастёт, он сможет пойти на продвинутые курсы и дойти до самого высокого уровня. А пока маленький, можно заниматься и дома, создавая условия, в которых работает воображение, развивается разговорная речь.
- Больше читайте ему, пересказывайте короткие истории: как из книг, мультфильмов, так, может быть, из своего детства. Кстати, последнее удобно делать, перелистывая семейные альбомы.
- Вместе разглядывая красивые иллюстрации в книжках, просите рассказать, что это за ситуация изображена, куда и зачем идут герои? Можно рассказать, следуя за сюжетом книги, а можно придумать и своё продолжение.
- Используйте любую возможность рассказать и разыграть целый сюжет. Вот, прямо перед выходом в детский сад, опять куда-то пропали перчатки. Начинайте розыски: «Куда же они подевались? Может быть, спрятались в кармане? Нет, их там нет… А, наверное, их папа надел и на работу ушёл! Но у папы руки большие, а перчатки — маленькие. Неужели ёжик уволок к себе в гнездо, чтобы ему было тепло зимовать? Но как бы он к нам в квартиру забрался? Да вот же они: под тумбочку упали!»
- Когда рассказываете ребёнку сказку на ночь, сделайте паузу и спросите: «Как думаешь, куда он пошёл, что сделал, что нашёл?». Предложите развить сюжет.
- Можно сыграть с ним в игру, для которой понадобятся только кубики, лото или домино с изображениями людей, животных, техники, фруктов. Вытянув наугад картинку (кинув кубик), надо начинать рассказывать историю. Можно усложнить задание и тянуть картинки по очереди, при этом продолжая одну длинную историю: получится ли развивать её, дополняя интересными деталями, репликами героев?
Подбадривайте ребёнка, хвалите, когда у него получается, старайтесь слушать эмоционально: «Вот это да!», «А дальше, дальше что?».
Читайте также:
Сказки, которые учат понимать эмоции
Почему так важно читать ребёнку вслух
Макароны и фантазия: 7 простых развивающих игр
Фото: Photographee. eu/Shutterstock.com