«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
19:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Ангел Бэби». Мультсериал«Ангел Бэби». Мультсериал
0+
21:00
«Ангел Бэби». Мультсериал
«Бинг». Мультсериал«Бинг». Мультсериал
0+
23:00
«Бинг». Мультсериал
Болеет или притворяется? Что стоит за детскими жалобами

Внезапно ребёнок жалуется на плохое самочувствие — и это обычно происходит утром перед садиком или школой. Не поверить — страшно, все время верить — кажется, нет реальных причин? Психолог Анна Скавитина рассказывает, как правильно реагировать на жалобы про здоровье и на что они могут указывать.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Очень болит!

Рано утром перед детским садом или школой вы вдруг обнаруживаете, что ребёнок кашляет, или у него ужасно болит живот, а может и голова, или другие части тела. Проблема в том, что всего несколько минут назад он был в полном порядке. Возможно, он вас обманывает — и просто не хочет никуда идти?

Большинство из нас пробовали этот трюк в детстве — я знаю, я тоже пробовала. Надо было нагреть градусник на батарее, несколько раз покашлять и остаться дома читать интересную книжку — вместо того, чтобы идти в темноте сквозь метель в школу. Большинство случаев внезапных «загадочных утренних болезней» вызвано довольно безобидными причинами. Но есть более коварные, о которых нам, родителям, необходимо знать, чтобы мы могли помочь детям устранить сложности, из-за которых хочется пропускать школу или детский сад. Разбираться в том, насколько болезни ребёнка реальные или мнимые, иногда приходится вместе с педиатром, психиатром и психологом.

Есть много причин, по которым ребенок может говорить, что он болен, хотя это не так.
Возможно, ему нужен «день психического здоровья» вдали от школы или детского сада, просто нужен выходной, чтобы расслабиться и перезагрузиться. Но, может, ребенок пристрастился к видеоиграм и предпочитает весь день оставаться дома в постели, играя на компьютере, пока родители на работе.
Педиатры называют это «симуляцией», когда ребенок сознательно симулирует симптомы ради какой-то выгоды, или «надуманным расстройством» — когда симптомы есть только в воображении, и ребенок путается в показаниях, в чем же они состоят. Но в других состояниях, таких например, как соматическое расстройство и различные болевые синдромы, симптомы у ребёнка реальные, то есть болит у него всё по-настоящему, даже если не обнаруживается основного заболевания.

Что делать, если ребёнок притворяется больным

Искать проблему. Хотя совсем не много детей любят каждый день ходить в школу, подавляющее большинство готово признать, что посещение школы — неотъемлемая часть жизни. Поэтому, если ваш ребенок постоянно пытается кашлять или чихать перед выходом из дома, его неожиданно тошнит, важно выяснить, почему. Например, детей может тошнить. от страха.

Возможно, у ребёнка происходит одно или несколько из следующих событий:
⁃ В классе или группе появился новый хулиган, который достаёт вашего ребёнка. Дети, над которыми издеваются, часто симулируют болезни, потому что боятся сообщить о своем мучителе и разозлить его ещё больше.
⁃ Школьник сейчас с трудом справляется с новым предметом: математика, иностранный или родной язык, чтение. Или сегодня предстоит важный тест или контрольная.
⁃ Ребенку не нравится новый воспитатель или учитель, или в расписание занятий были внесены изменения: даже небольшие перемены могут спровоцировать тревогу.
⁃ Ребенок хочет дополнительного внимания от вас, потому что последнее время видел вас не часто;
⁃ Он сильно устал и перегружен, ему хочется побыть в одиночестве дома и отдохнуть.
⁃ Он беспокоится о вашем здоровье и хочет посмотреть, как вы справляетесь дома без него, если вы никуда не уходите.

Убедитесь, что ребенок действительно не болен. Ищите измеримые физиологические симптомы: измерьте температуру, оцените поведение (больной в один момент вдруг превращается в счастливого и смеющегося в следующий) и поищите другие контрольные признаки настоящего заболевания (постоянно спит или не может заснуть, отсутствие аппетита, частые посещения туалета и т. д.). Если у ребёнка болит живот и его действительно тошнит, вряд ли он с аппетитом съест свои любимые блинчики на завтрак. Выполнение всех этих шагов поможет вам понять, что на самом деле происходит, и есть ли у вас медицинские причины для беспокойства.
Иногда важно игнорировать слова и посмотреть на поведение. Предложите сходить сегодня после школы к врачу вместо прогулки с друзьями — возможно, вас ждёт чудесное исцеление через несколько минут. Или согласитесь на то, чтобы ребёнок остался дома в кровати, но без интернета и приставки. Посмотрите на реакцию.

Общайтесь. Если вы не слушаете «мелочи и глупости», которые рассказывает ребёнок, ему трудно будет рассказать вам что-то более серьёзное в другой раз. Постоянно разговаривайте с детьми. Не ждите, пока кто-то заявит, что болен. Задавайте вопросы и выясняйте, что происходит в жизни вашего сына или дочери. Обсуждайте их повседневную деятельность, особенно то, что они делают в школе (в учебе и в общении с ребятами). Иногда это сложно, но если вы сможете разговор с вашим ребенком на сложные темы сделать регулярным и безопасным, то истинные причины его нежелания идти в школу станут очевидными.

Составьте список ресурсов. Вполне может быть, что проблема ребенка более сложна, чем вы думали изначально. Тогда пришло время вызвать поддержку, начав со школы: поговорить с классным руководителем, учителями-предметниками, школьным психологом. Большинство педагогов рады помочь родителям и детям решить любые возникающие проблемы. Они могут видеть то, что не видите вы, и что не рассказывает ребёнок.

Не спешите. Вашим первым порывом могут быть слова «Все в порядке!» или «Нет, ты не болен! Ты немедленно идешь в школу». Если ребенок регулярно притворяется больным, то отсутствие поддержки со стороны родителей может только усложнить и так серьезные проблемы. Нежные прикосновения и аккуратные расспросы, скорее всего, принесут вам гораздо больше информации, чем следование жестким рамкам, которые могут помешать ему раскрыть, что на самом деле происходит. Тут требуется чуткий и терпеливый человек — родитель, учитель, друг — чтобы помочь выявить проблему, которая стоит за жалобой. И иногда стоит прогулять школу, но понять, а что делать дальше.

Мы хотим понять детские чувства. Одна из самых важных вещей — это назвать чувства ребенка и попытаться каким-то образом понять, откуда это чувство, что оно хочет нам рассказать.

Полезно, особенно для детей постарше, сказать, например, так: «Твоё поведение указывает, что тебя что-то беспокоит, но тебе об этом может быть трудно говорить». Вы не представляете, как много взрослых говорили мне «Я так всегда хотел, чтобы мои родители сказали мне — «ты можешь прийти ко мне и поговорить о чем угодно». Многие дети, особенно подростки, действительно боятся разговаривать со своими родителями, ожидая криков или игнорирования их переживаний. Мы, родители, любим своих детей, но нам часто трудно видеть их несовершенства, их проблемы, сталкиваться с их и своими сложными чувствами. Но если не мы, то кто ещё сможет им помочь?

Читайте также:

Как научить ребенка правильному отношению к оценкам

9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями

Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?

Фото: Polina Tankilevitch/Pexels, Alexander Dummer/unsplash, Victoria_Borodinova/pixabay

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Прими участие в большом сказочном конкурсе на «Канале О!»

Перейти