Большая премьера! «Барбоскины». Мультсериал (0+)Большая премьера! «Барбоскины». Мультсериал (0+)
0+
18:20
Большая премьера! «Барбоскины». Мультсериал (0+)
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:35
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
21:30
«Смешарики». Мультсериал

Как развить эмпатию у ребёнка



Что такое эмпатия, почему её важно развивать у детей и как это можно сделать? Публикуем отрывок из книги «Эмоциональный интеллект ребёнка и здравый смысл его родителей» («редакция Малыш, Издательство АСТ»), который поможет в этом разобраться.

Эмпатия — способность почувствовать эмоции другого человека, сопереживать ему, желание помочь.

Эмпатию разделяют на когнитивную и эмоциональную.

Когнитивная эмпатия — это понимание ситуации, которая приводит к той или иной эмоции, переживанию.

Эмоциональная эмпатия — способность сопереживать другому человеку, т. е. испытывать те же эмоции.

Обычно оба вида эмпатии существуют вместе, приводя к поведенческим реакциям — помощи, поддержке. Но при некоторых видах социопатических расстройств представлена только одна составляющая эмпатии — когнитивная. Понятна ситуация и даже понятны эмоции, которые испытывает человек, но сопереживания не возникает.

Естественное развитие эмпатии начинается с рождения ребёнка. Маленькие могут заплакать вместе с сестрой или мамой, испытывать страх и т. п. Но развитие эмпатических реакций идёт от непосредственного сопереживания к пониманию ситуации и возможных действий по поддержке другого человека.

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования эмпатии: ребёнок учится сопереживать эмоциям и чувствам другого человека, оказывать поддержку, ставить себя на место другого, сострадать и радоваться вместе.

Следует отметить, что эмпатия — это в первую очередь способность, а не свойство личности: «человек с развитой эмпатией» совсем не то же самое, что «добрый человек».

Проявление эмпатии зависит и от того, кому она адресована: дети чаще проявляют эмпатию по отношению к знакомым людям. Также проявление эмпатии зависит от того, какие эмоции испытывает сам ребёнок: дети, которые грустят или злятся, с меньшей вероятностью проявят внимание и эмпатию по отношению к другому.

Ещё одним фактором, влияющим на проявление эмпатии, является семейное воспитание и реакция родителей на эмоции ребёнка: насколько вы замечаете эмоции ребёнка и как вы к ним относитесь, насколько вы осознаёте и цените собственные эмоции, уважаете эмоции ребёнка.

Развитию эмпатии и других способностей эмоционального интеллекта ребёнка способствует следующее поведение родителя:

  • чувствителен к эмоциональному состоянию ребёнка, даже если оно слабо проявляется;
  • не говорит, как ребёнок должен себя чувствовать;
  • не подтрунивает и не преуменьшает «отрицательные» эмоции ребёнка;
  • расценивает «отрицательные» эмоции ребёнка как возможность для сближения;
  • считает мир эмоций ребёнка той областью, которая требует родительского участия;
  • не теряется из-за эмоциональных выражений ребёнка; знает, что делать, знает, что не должен решать за ребёнка все проблемы;
  • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребёнком, эмоции его не раздражают;
  • использует эмоциональные моменты, чтобы:

— выслушать ребёнка;

— посочувствовать и успокоить его словами и лаской;

— помочь ребёнку осознать, что происходит и как ему поступить дальше.

Как можно развить эмпатию?

Совет 1: учите детей заботиться о малышах. Если у вас двое детей, придумайте, как старший может помогать ухаживать за младшим — пусть это будет маленькое, но регулярное действие. Научите его распознавать, как малыш использует крик и плач, чтобы рассказать о своих потребностях.

Совет 2:учите детей заботиться о животных. Забота о домашнем любимце представляет собой постоянную «работу» для детей — значимую ежедневную ответственность. Даже дошкольник может наполнить собачью поилку водой или насыпать в кормушку еды.

Совет 3:учите детей заботиться о растениях. Разведение растений вместе с детьми открывает возможность практически показать им связь между причиной и следствием. Если не полить цветы, они начинают увядать; подобным же образом, если не «поливать» друзей и семью добротой, эти отношения тоже увянут.

Совет 4: и самое главное: беседуйте с ребёнком о его эмоциях, в различных ситуациях рассуждайте о том, какие эмоции испытывает другой человек, что он чувствует.

Упражнение на развитие эмпатии

Копируем позу

Для развития эмпатии очень важно умение повторять позу, выражение лица. Самое простое — скопировать позу, поэтому начинать можно с этого упражнения.

В качестве разминки поиграйте с ребёнком, принимая различные позы — от простых (обе руки подняты вверх; одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону) до более сложных (подключая ноги). Задача ребёнка — копировать вашу позу.

Далее вам понадобится набор картинок героев из мультфильмов и фильмов (можно взять из детских книг). Задача ребёнка посмотреть на изображение героя и повторить его позу, жесты и мимику. После этого задайте ему вопрос: «Как ты думаешь, что чувствует герой на этой картинке? Что почувствовал ты, когда принял его позу и скопировал жесты и мимику?» Подобное задание можно выполнить и на примере фотографий людей. Это упражнение научит ребёнка понимать чувства других людей с помощью повторения их позы, жестов и мимики.

Покажи эмоцию

Называйте различные ситуации, а ребёнок должен показать, какую эмоцию чувствует герой этой истории. Причём показать её максимально ярко, всем телом и предложить вариант решения этой ситуации.

Ситуации:

  • мальчик катался с горки и упал;
  • девочка увидела на рукаве паука и вскрикнула;
  • мальчик случайно отпустил шарик, и он улетел;
  • ребёнку не купили игрушку, и теперь он топает ногами в магазине;
  • девочка увидела, что суп в холодильнике испортился;
  • ваши примеры.

Порассуждайте с ребёнком

Представь, что у тебя совсем нет эмоций.

  • Если бы не было эмоций, как бы ты узнал, что я огорчена из-за болезни бабушки?
  • Когда я радуюсь твоим успехам, тебе это приятно? Ты захочешь добиться новых успехов?
  • Если кто-то злится, а ты не понимаешь почему. Представь, что этот человек никак не проявляет эмоций. Сможешь ли понять, почему человек сердится, и надо ли понять его?

Интересно почитать. Елена Хлевная, Татьяна Киселёва, Елена Сергиенко: «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей»

«Малыш»
«Малыш»

Родители обычно старательно развивают интеллект ребёнка: учат совсем маленьких детей считать, читать, водят на кружки и дополнительные занятия. А как насчёт эмоционального развития? Кажется, ничего сложного здесь нет: как-нибудь сам разберётся в чувствах и реакциях — жизнь всему научит. Но современные исследования говорят о том, что способность понимать и знать свои эмоции, уметь управлять ими, тонко улавливать настроение окружающих — важнейший навык, который помогает стать успешным и счастливым человеком. И развивать его лучше всего с первых лет жизни, когда ребёнок открыт, с радостью и интересом узнаёт мир и людей вокруг. В этой книге, которую написали психологи, много советов, подсказок, понятных упражнений, полезных для детей и родителей

Читайте также:

Мама, я в стрессе! Как язык тела расскажет о том, о чём ребёнок молчит

«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?

Книги, которые научат дошкольников лучше разбираться в эмоциях

Фото: fizkes, karnavalfoto, SvetlanaFedoseyeva /Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти