Премьера! «Три кота». МультсериалПремьера! «Три кота». Мультсериал
0+
16:00
Премьера! «Три кота». Мультсериал
Премьера! «История изобретений». МультсериалПремьера! «История изобретений». Мультсериал
0+
18:00
Премьера! «История изобретений». Мультсериал
Премьера! «Малыши дикой природы»Премьера! «Малыши дикой природы»
0+
19:00
Премьера! «Малыши дикой природы»
Анна Скавитина: «Телевидение - серьезный конкурент для воспитателей и учителей»

Прогрессивные родители уверены, что телевизор — это безусловное зло, однако, при этом, почему-то, охотно оставляют детей наедине с другими гаджетами, порой даже не контролируя, как именно ребенок проводит с ними время. В своей первой колонке для «О!» психолог и аналитик Анна Скавитина объясняет, какую функцию сейчас берет на себя телевидение, чем это плохо и почему хорошо.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Исследования, проведенные учеными из разных стран, показывают, что современный ребенок гораздо больше времени в неделю проводит перед телевизором или компьютером, чем за учебой. Дети общаются с экраном даже чаще, чем с мамой и папой. И если раньше шутили, что воспитание было «дворовым», то сегодня его, скорее, можно назвать «компьютерным» или «телевизионным». Именно с экрана дети берут модели поведения, учат новую лексику, кстати, не всегда цензурную, просвещаются в разных областях знаний и умений.

Иногда родители говорят: «Мы вообще не даем ему смотреть телевизор!», но потом признаются, что какой-нибудь канал все же включен в фоновом режиме 18 часов в сутки, например, под него «живет» пожилой родственник. Малыш вроде бы специально ничего и не смотрит, но его мозг фиксирует происходящее, а глаза останавливаются на самых эмоциональных кадрах, которыми обычно являются кадры насилия или эстетически приятные.

Большая часть работ, посвященных телевидению, исследует три темы: влияние телевидения на предрасположенность к совершению преступлений и насилию, эффекты новостей и роль телевидения в политической жизни. Больше всего касается детей тема насилия в телевидении, и она довольно хорошо изучена. Из исследований, которые в течение 20-ти лет проводил американский ученый Джордж Гербнер, выяснилось, сколько и как часто демонстрируются акты насилия в течение «лучшего вещательного времени».

Эта цифра может шокировать вас. В среднем, мы видим 7,5 эпизодов насилия в час. И представьте себе, что из всех телевизионных программ наибольшее количество эпизодов насилия содержат … мультфильмы!

Исследования, изучавшие связь телевизионного насилия и склонность к агрессивным действиям, дали такие результаты: в примерно 75% исследований утверждается, что связь между просмотром и насильственными действиями впоследствии есть, в 20% - результат неоднозначный, а в 5% даже указывалось на снижение агрессии после просмотра. Как же это понимать, спросите вы?

Дело в том, что исследования отличались методами проведения, а также пониманием агрессивных и насильственных актов и другим. Нам, как зрителям и родителям, важно понимать, что в детских передачах, мультфильмах показаны не только эпизоды жестокости, но часто отражена и тема справедливости, борьбы за права. В драмах и мультфильмах правосудие карает злодеев даже чаще, чем это происходит в реальности. Ужасные и жестокие персонажи получают по заслугам. Отсюда вывод: просмотр передач, содержащих сцены насилия, совсем не обязательно приведет к имитационным действиям зрителя. Наибольшее воздействие оказывает морально-нравственная тема.

И еще интересный факт: зрители в исследованиях рассматриваются, как пассивные участники процесса. Но просмотр передач детьми — это не пассивный акт. Дети имеют сложноорганизованный процесс мышления. Они «прочитывают» программы, связывая происходящее с событиями своей жизни. Ребенка «цепляет» та информация в программах, которая его волнует в этот момент.

Несмотря на неоднозначность выводов о влиянии насилия в телевидении, эти исследования породили важную идею: использовать телевидение в позитивном и конструктивном ключе для развития ребенка. Так появилась передача «Улица Сезам», ставшая примером программы, созданной не столько для развлечения, сколько для стимулирования развития детей.

Все исследователи признают, что телевидение — это мощный и эффективный инструмент для распространения социальных установок. Наша задача создавать, выбирать и показывать специальные программы для детей, которые передают социально-важные коды и установки, задают адекватные морально-нравственные критерии. Телевидение для детей в позитивном аспекте — это возможный способ упорядочивания понимания мира. Установки, которые содержат программы, часто более важны, чем-то, что конкретно в программах показывают.

Детские образовательные программы на телевидении на сегодняшний день — это серьезный конкурент воспитателям детского сада, школьным учителям, усталым родителям. Конкурент, но не замена. Чтобы образовательное и воспитательное действие телевидения случилось, важно, чтобы взрослый обсудил происходящее с ребенком, не надеясь, что ребенок поймет все и так.

Мы должны учитывать, что просмотр программ (даже очень полезных, образовательных) временно истощает когнитивные ресурсы ребенка: внимание, память, волю. Они устают также, как мышцы в течение активного рабочего дня и нуждаются в отдыхе. Поэтому даже мультфильмами ребенка перегружать не следует, если вы не хотите, чтобы он стал заторможенным, усталым и капризным.

Всё, как обычно, хорошо в меру. Родителям остается всего лишь выбрать подходящие программы и проследить, чтобы ваш ребенок имел возможность активно восстанавливать свои силы в прогулках, беседах с близкими взрослыми и своими сверстниками.

Читайте также:

5 мультфильмов, которые учат детей настоящей дружбе

Быть добрее: 7 важных цитат о благотворительности

Фото: личный архив Анны Скавитиной, KaliAntye/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: