«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
10:30
«ДиноСити». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
11:10
«Оранжевая корова». Мультсериал

Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети



Современные мамы и папы если и показывают своим детям мультфильмы, то предпочитают иностранной анимации старые советские мультики. Почему они так нравятся взрослым, но не всегда вызывают восторг у детей, объясняет эксперт «О!» и детский психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Советские мультики — добрые, понятные и учат хорошему. Отрицательные персонажи в них часто показаны с юмором, плохих героев обычно перевоспитывают, и они исправляются. В отечественных мультфильмах меньше агрессии и жестокости, в них, в отличие от западных, есть смысл! Обычно родители аргументируют свою позицию именно так. Мало того, они утверждают, что их дети сами выбирают именно старые советские мультфильмы. Родители уверены, что «в зарубежных мультфильмах все орут, а в отечественных проявляют эмоции строго по делу», «зарубежные мультики манипулируют сознанием, а наши — нет».

В интернете вы можете найти множество статей, описывающих хорошие качества старых отечественных мультфильмов и обвиняющих зарубежные во всевозможных грехах. Так что у родителей должно сложиться однозначное представление, что чужеродные мультфильмы — абсолютное зло.

Уже никто не сомневается, что с помощью телевизора и видеопродукции можно манипулировать человеческим сознанием. И если взрослый человек ещё может этому как-то противостоять — размышляя над смыслом программы, не принимая навязываемые стереотипы, критикуя предлагаемую в передаче идею, то ребёнок принимает информацию на веру. И совершенно естественно, что родителей волнует ситуация, когда малыш, ещё не имея собственных ориентиров «хорошо» или «плохо», может усвоить неправильные модели поведения.

Психологи показывают, что ребёнок идентифицирует себя с персонажами мультфильма, подражает им, именно поэтому очень важно, чтобы ориентиры и представления родителей о воспитании были отражены в видеопродукции, которую они предлагают своим детям для развлечения и развития. Мультфильмы и телепередачи внедряют в сознание зрителей определённые образы, установки, идеи. И ярким примером использования анимации для достижения определённых социальных и государственных целей, как раз служит… советская мультипликация! Те самые старые добрые мультфильмы.

Её главной задачей было воспитать достойных членов социалистического общества, развить в детях чувство коллективизма, ответственности, патриотизма. Ничего плохого в этом нет. Это социальная задача, и она решалась с помощью мультфильмов, причём, настолько успешно, что уже нет той социалистической и коммунистической идеологии в стране, которую продвигала мультипликация, а мультфильмы и фильмы тех времён живут и продолжают её продвигать.

Многие реалии тех дней для сегодняшних детей не понятны. Почему крокодил в мультике курит? Как дядя Фёдор мог уехать один без родителей в деревню? Его родителей не накажут? Почему они о нём не заботятся? Паровозик из Ромашково совсем сумасшедший — люди же на работу опоздают, им деньги не заплатят? И вообще, закатом надо любоваться по собственному желанию, почему пассажиры должны делать то, что хочет паровоз? Такие вопросы мне и моим друзьям задавали наши дети. Нам, конечно, было весело на них отвечать, но мы понимали, что они живут в совершенно другом мире. Для них старые добрые советские мультфильмы — это почти мифы Древней Греции.

Один из самых прекрасных мультиков моего детства — «Честное слово» по рассказу Л. Пантелеева. Это история о мальчике, оставленном ребятами в беседке с деревянным ружьём, который дал «честное слово» не покидать свой пост. Мы все думали в детстве: какой чудесный и героический мальчик!

Сегодня эта история воспринимается совсем по-другому и детьми, и взрослыми. Советская идеология подразумевала, что существует белое и чёрное, доброе и злое, и эта дихотомия, отражённая в мультипликации, поможет ребёнку понять «всё, как надо». Но уже лет с пяти важно постепенно показывать ребёнку, что мир — разноцветный, а не чёрно-белый. Иногда хорошие дети совершают плохие поступки, которые можно и нужно исправлять, но ребёнок, совершивший что-то неправильное, не испорчен окончательно. А иногда бывает и наоборот.

Не только мне кажется, что в «старых советских мультфильмах» много настоящих кинематографических шедевров, но ограничивать детей просмотром только этой категории видеопродукции — это пытаться остановить Землю.

Детям легче идентифицироваться с героями, которые им близки: такие же активные, весёлые и разговорчивые, или задумчивые, молчаливые и неторопливые, им важно узнавать изображения знакомых предметов, слышать узнаваемую речь. Задача современной мультипликации — отражать настоящее, внедрять в массовое сознание новые реалии и идеи.

Современный ритм жизни стал быстрее, количество информации, которую нужно воспринять в единицу времени, катастрофически быстро растёт, как и темп исполнения элементов в фигурном катании, гимнастике, синхронном плавании. Мозг детей «цифрового поколения», наших детей, с детства привыкает обрабатывать большой объём данных на высоких скоростях.

Многим детям мультфильмы и фильмы прошлого тысячелетия кажутся слишком затянутыми, непонятными, неяркими. Родителям же приходится мириться ещё и с тем, что в детстве восприятие функционирует гораздо быстрее, а с годами его скорость уменьшается. Только представьте себе: 20-летний водитель реагирует на опасную дорожную ситуацию в два раза быстрее, чем водитель, которому уже исполнилось 40. Наши дети успевают заметить в 2−4 раза больше, чем мы, родители. И поэтому современные мультфильмы и фильмы взрослым могут казаться слишком быстрым, а бабушкам и дедушкам — просто непонятными: для них всё мелькает, как в калейдоскопе, и их это пугает.

Прекрасно, что в нашей стране так много патриотичных родителей, которые делают выбор в пользу отечественной мультипликации, но не стоит забывать, что она уже изменилась — вместе с нашей жизнью и государственной идеологией.

Детям полезно смотреть качественные мультфильмы и передачи, произведённые разными странами, разными кинокомпаниями. Поверьте, многие современные зарубежные родители озабочены тем же, чем озабочены и мы: как защитить своих детей от вредной информации, как искать и находить качественную видеопродукцию. Даже в нашем детстве было довольно много мультфильмов, сделанных в дружественных странах, персонажей, которых я запомнила на всю жизнь. Мир открыт, разнообразен, интересен, и детям важно расширять свой опыт. Для начала хотя бы путешествуя по разным странам сидя у экрана.

Читайте также:

Почему мальчикам тоже полезно смотреть мультфильмы про принцесс

Лишить гаджетов в наказание: почему лучше так никогда так не делать

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Фото: YanLev, Liderina, Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти