«В мире малышей». Мультсериал«В мире малышей». Мультсериал
0+
5:00
«В мире малышей». Мультсериал
«Лукас и Эмили». Мультсериал«Лукас и Эмили». Мультсериал
0+
5:55
«Лукас и Эмили». Мультсериал
«Доктор Малышкина»«Доктор Малышкина»
0+
7:00
«Доктор Малышкина»
Зачем современным детям нужна «дыра в стене»

Многие родители почему-то думают, что детям полезно и интересно смотреть только мультфильмы. Специально для «О!» психолог Анна Скавитина рассказывает, почему это не так.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Я с удивлением обнаружила, что примерно треть родителей показывает детям только мультфильмы, игнорируя разные игровые и обучающие программы для детей. Причины приводят разные: их и в детском саду чему-то учат; и так они перегружены информацией, зачем ещё и это; не могу найти качественные программы, раньше искала специально, а потом устала.

Интересно, что, при этом, многие дети, предоставленные сами себе в Интернете, насмотревшись мультиков вдоволь, начинают искать мастер-классы и информационные передачи: как сделать лизуна, как нарисовать кошку, как сыграть песню, что едят кроты, и так далее. Мозг любого человека настроен выживать, но совершенно не настроен учиться. Чтобы выжить необходимо решить актуальную задачу. Современные дети в основном сытые, одетые, и, если они находятся в психологической безопасности, то их мозг готов придумывать дополнительные задачи для жизни. Мама не купила лизун в магазине? Ничего, в Интернете написано, как его сделать.

«Мама, купи мне тетраборат натрия!», — сказала как-то мне 6-летняя дочь. Я чуть не поперхнулась: «А что это, дочь?» «Это такой порошок в аптеке!», — ответила она. Оказалось, ребенок посмотрел познавательную передачу на детском канале.

Цифровая эра оказывает воздействие практически на каждого. Стоит ли нам беспокоиться о том, как она влияет на конкретно нашего ребенка? Да, стоит.

Первая причина: дети сильны в подражании. Они могут воспроизводить поведение после того, как увидели его всего лишь раз. Мало того, 13-месячный ребёнок может запомнить событие и воспроизвести его с задержкой в 4 месяца. Это называется «отсроченная имитация». Вывод из этого серьёзный: если ребёнок может запомнить события после одного просмотра, то, представьте себе, сколько вливается в него за час перед экраном! А сколько он берет от своей мамы/бабушки/няни, с которыми проводит время каждый день и круглый год? Наверное, и вы иногда ловите себя на том, что делаете или говорите что-то в точности как ваша мама. Так работает эффект «отсроченной имитации».

Вторая причина: наши ожидания влияют на восприятие реальности, делая его необъективным. Мы видим мир таким, каким нам позволил увидеть его наш мозг. Как в сказке о голом короле. То есть внешние факторы влияют на наше восприятие, следовательно, мы должны понимать, что ребёнок в возрасте 3−4 лет, насмотревшись боевиков, а часто и «мультиков для мальчиков» запросто будет воспринимать мир, как источник тревоги и попытается защитить себя, размахивая ногами и попавшими под руку предметами.

Данные множества исследований говорят: не подпускайте к телевизору и гаджетам детей до двух лет. Да кто же будет слушать этих исследователей! Если вы не можете избежать телевизора до двух лет, хотя бы не давайте сидеть перед экраном или планшетом долго.

Правда, с момента первых научных изысканий в отношении телевидения, ученые успели обнаружить, что на самом деле не все так плохо. Начиная с возраста 4−5 лет некоторые телевизионные программы … улучшают работу мозга. И это, к разочарованию некоторых родителей, не мультики. Как правило, это передачи интерактивного типа, в которых с детьми разговаривают, или же на экране присутствует ребенок, с которым можно идентифицироваться, и разговаривающий с ним взрослый.

Сейчас довольно много таких интерактивных программ, из которых ребёнок может почерпнуть интересные факты, освоить новые навыки, подсмотреть шаблоны общения. А если смотреть их в компании друзей или братьев-сестёр, да еще и обсуждать происходящее в процессе, то эффект только усиливается.

Очень интересное исследование о пользе гаджетов и кооперации в процессе обучения было проведено в 2015 году педагогом Кортни К. Блэквелл. Эксперимент шёл в трех начальных школах Чикаго. В одной школе у каждого из ста дошкольников был свой айпэд, во второй школе айпэд приходился на пятерых учеников, а в третьей айпэдов никому не дали. Обнаружили, что дети, которые делились айпэдами, сдали стандартизированный учебный тест перед летними каникулами на 28% лучше по сравнению с началом года. Дети, у которых были собственные планшеты, улучшили свои результаты на 24%, а те, у кого не было устройств, на 20%. Хотя различия и небольшие, но являются статистически значимыми, считает Блэквелл.

Ещё один интересный эксперимент под названием «Дыра в стене» провел индийский ученый Сугата Митра. Идея исследователя была в том, что группы детей могут учиться сами, без прямого вмешательства взрослых, даже если они вообще ничего не понимают в устройстве техники. Нужен лишь интерактивный экран. Сугата Митра вмонтировал монитор в бетонную стену в бедном районе индийской провинции, там, где дети никогда не видели компьютеров и телевизоров. Ребята нажимали на экран, там что-то менялось, появлялось, исчезало. На второй день они научились находить и включать себе записанные на жёсткий диск мультфильмы, а за пару месяцев освоили около 200 английских слов. Причем, выучивал слова не только ребёнок, который нажимал на монитор, но и те, кто стоял вокруг, и даже те, кто вообще практически не видел монитор, тоже что-то запоминали. Сугата Митра показал, что с помощью дыр в стене со встроенными в них компьютерными мониторами и клавиатурами, дети могут учиться путем исследования, открытий и помощи сверстников, без участия учителей. Среда порождает в группах детей мотивацию к обучению. Сейчас только в Дели работает более сотни таких станций, появляются они и по всему миру.

У наших детей есть собственная «дыра с монитором» дома, и было бы нерационально этим не пользоваться. Только важно помогать ребёнку в выборе медиапродукции, особенно той, которая предполагает интеллектуальный интерактив. Обсуждайте программы вместе хотя бы после просмотра, учите анализировать, критически осмыслять увиденное и не давайте этой «дыре» работать слишком долго.

Другие тексты Анны Скавитиной на «О!»:

Почему советские мультфильмы больше любят родители, а не дети

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

Лишить гаджетов в наказание: почему лучше так никогда так не делать

Читайте также:

5 советов родителям школьников, которые помогут пережить первую четверть

Развитие речи: когда нужна помощь логопеда

Фото: Dean Drobot/Pavle Bugarski/Liderina/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: