Редко кому нравится, когда школа слишком глубоко вмешивается в дела семьи. В то же время недостаточная вовлеченность педагогов в воспитательный процесс тоже раздражает родителей. Учителя охотно отвечают взаимностью, обвиняя мам и пап в нежелании контролировать процесс обучения и брать на себя хоть какую-то ответственность за образование собственного ребенка. Как же поделить социальные роли между двумя важнейшими институтами в жизни ребенка — семьей и школой? Отвечает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.
![Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies» Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»](https://img51994.kanal-o.ru/img/2017-06-12/fmt_116_24_skavitina_anna.jpg)
Сколько лет было вашему ребенку, когда вы стали искать для него подходящий детский сад? Многие мамы начинают заниматься этим еще во время беременности. «Вы не подскажете, а какая система образования подойдет моему ребенку?» — спрашивают меня родители на консультации, рассказывая подробности про характер своего полуторагодовалого малыша. Ну, а вопрос «Какая школа самая лучшая?» часто мучает мам и пап на протяжении нескольких лет, предшествующий походу в первый класс. Родители проводят много времени, изучая мнения других родителей, ища отзывы в Интернете и проверяя ежегодные рейтинги. В 11 классе взрослые вместе с подростком решают, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда идти учиться дальше. Даже спорить не буду, это действительно важные вопросы, над которыми задумываются социально ответственные родители, но ситуации выбора показывают одну серьезную современную проблему: она состоит во взаимодействии двух структур, каждая из которых имеет свои цели и задачи по воспитанию, образованию, формированию подрастающего человека. Эти две структуры — семья и учреждения образования: детский сад, школа, колледж, университет.
С тех пор, как государство стало принимать участие в образовательном процессе, оно стало вкладывать в школьную программу свои ценности и цели. Они зависели от того исторического времени, в котором жили люди. Задача школы — передать человеку те знания и навыки, которые позволят ему быть социально ответственным человеком, успешным работником в этом конкретном государстве.
Российские школы всегда опирались на христианские ценности, патриархальные устои. В определенные исторические периоды школа усиливала идеологическое влияние на детей, создавая необходимое «государственное мировоззрение» и предлагая замазывать черной краской в учебниках неугодных исторических деятелей, в другие периоды образовательные учреждения могли чувствовать себя более свободно, практически самостоятельно определять свои собственные стандарты и учить детей так, как они считали нужным. Семья связана с ребенком родством и надеется передать ему все лучшее, что у нее есть. Она отвечает за жизнь и здоровье детей, за то, насколько качественное образование они получат. Ребенок — часть семейной системы, носитель ее ценностей, стандартов и стереотипов.
Проблема взаимодействия семьи и школы — это проблема конфликта семейных ценностей и ценностей государственных, проблема границ ответственности за качество образования, которое получает ребенок.
Почему в школе учат основам религии? Лучше бы больше занимались математикой! Зачем школы хотят ввести сексуальное образование? Лучше бы о целомудрии говорили! Кому нужна эта физика и химия? Лучше бы изучали литературу! Почему школа выбрала эту программу? Она слишком сложная, дети и родители не усваивают! Почему мы должны заниматься образованием ребенка, а не школа? Школа должна делать то, что считают нужным для ребенка родители! Сотни, тысячи претензий к современному школьному образованию исходят от родителей! Мамы и папы хотят, чтобы школа соответствовала тем ценностям и критериям, которые семье кажутся единственно верными.
А школа, которая является формализованным общественным институтом, реально не в состоянии подстроиться под образовательные критерии каждой семьи, да и не должна. У нее другие задачи. И, кстати, огромное количество ответных претензий к родителям. Они безответственные, не контролируют выполнение домашних заданий, сами не участвуют в воспитании своих детей и требуют, чтобы педагоги сделали все за них. Опрос, проводимый Институтом семьи и воспитания РАО в Москве и европейской части России, показал, что семья готова отвечать прежде всего за здоровье ребенка, его поведение, подготовку к самостоятельной жизни и передачу семейных ценностей.
Школа, с точки зрения родителей, должна обеспечить ученику качественное образование. Примерно половина родителей хотят поровну разделить со школой ответственность по всем (!) направлениям развития и воспитания детей. Педагоги же абсолютно не видят в этом своих полномочий. Вот это и становится причиной постоянных разногласий.
Самыми конфликтными, по мнению педагогов, оказались сверхзанятые родители (21%), ведущие асоциальный образ жизни (16%), малообеспеченные (7%), прародители (6%), представители неполных семей (6%), мигранты (5%). Сверхзанятые почти не осуществляют контроль за ребенком, перекладывая его на школу и требуя обеспечения дополнительного времяпрепровождения. Высокообеспеченные и мотивированные на образование родители предъявляют завышенные требования к школе и настаивают на индивидуальном подходе именно к их ребенку. Малообеспеченные не в состоянии предоставить ученику необходимые материалы для обучения, призывая школу изыскивать государственные средства на весь образовательный процесс. Бабушки-дедушки ответственно посещают все собрания, но не имеют никакого влияния на внуков.
С точки зрения учителей, только 21% родителей готов к конструктивному диалогу со школой. Интересный факт, что количество конфликтов между родителями и учителями зависит от педагогического стажа: чем он больше, тем чаще происходят стычки. Вероятно, педагоги с годами все больше становятся убеждены в собственном опыте воспитания и обучения и считают его однозначно правильным. Отсюда желание критиковать и воспитывать не только детей, но и родителей, что неизбежно приводит к конфликтам.
Родители вступают в противостояние, начинают писать заявления в разные инстанции. В итоге представители двух важных для ребенка социальных инстанций активно борются друг с другом, забывая про общую задачу по воспитанию и образованию ребенка.
Государственная школа видит свою задачу в большем вовлечении родителей в образовательный процесс, отсюда домашние задания, которые ребенок самостоятельно сделать не в состоянии. Но это и не предполагается. Предполагается, что родитель, придя с работы, найдет время, чтобы объяснить своему ребенку, как делать презентацию в Power Point, и сделает вместе с ним проект по технологии или физике. Не будет делать уроки за него, но будет делать хотя бы часть вместе с ним. Некоторые родители возмущаются, но делают, другие говорят: почему мы должны делать работу за учителя?
Кое-кто пытается искать альтернативы государственному образованию в частных или семейных школах, хоумскулинге, анскулинге («расшколивании»), считая, что обычные школы не могут и не хотят справляться с теми задачами, которые на них возлагает семья. Есть и те, кто принимает ограничения и берет на себя часть ответственности за индивидуальное воспитание ребенка: организует возможность посещать кружки, клубы, секции по интересам и пытается предоставить своему ребенку «индивидуальную образовательную траекторию».
На вопрос «Так делать или не делать с ребенком уроки?», который часто мучает родителей, однозначный и универсальный ответ дать невозможно. Это зависит и от самого ребенка, и от процессов формирования его мозга, раннего развития, и от той школьной системы, в которой он учится. Важно, что какую бы вы систему ни выбрали, ваша задача как родителей наладить отношения с образовательным учреждением, чтобы получить возможность обратной связи. Если вы, особенно при ребенке, нападаете на учителей, которые его учат, шанс, что он будет адекватно воспринимать педагогов, стремится к нулю. Потому что сидя на уроках у обесцененного учителя из «ужасной школы» ребенок вынужден вступать в противодействие со своей семьей, что для него небезопасно. Вам также придется все время поддерживать баланс, чтобы не только не нападать вслух на школу, защищая ребенка, но и поддерживать его, выслушивая переживания и помогая справляться со школьными конфликтами. Если вы понимаете, что такая школьная система противоречит вашим семейным ценностям, то ваша задача — искать альтернативу.
Возможно, вы готовы изменить что-то в образовании в государственном масштабе? Почему нет? Действуйте! Но помните, что госмашина двигается медленно. Вашему ребенку здесь и сейчас это мало поможет. Часто школьные проблемы ребенка требуют немедленного решения и вмешательства ответственных взрослых. Мы, родители, не должны забывать, что ответственность за психическое здоровье ребенка лежит только на нас, наша задача — отслеживать и создавать такие условия, в которых он будет в состоянии усваивать знания, исследовать мир и развиваться. Становиться человеком, которому будет интересно жить и создавать новое на этой земле.
Фото: racorn/Jack Frog/Shutterstock.com