«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
2:00
«ДиноСити». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
0+
4:05
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)

Как воспитать лидера




Кто такой лидер? Это успешный человек, который уверен в себе и решителен, он смело идет своей дорогой, не боится препятствий. И каждый родитель хотел бы, чтобы и его ребенок вырос таким человеком. Как воспитать в малыше лидерские качества и помочь ему стать успешным? На эту тему специально для «О!» рассуждает руководитель «Школы успешных мам», автор книг для женщин, психолог Екатерина Истратова.

Екатерина Истратова, психолог, медик, руководитель «Школы успешных мам», автор множества опубликованных книг для женщин, мама двоих сыновей
Екатерина Истратова, психолог, медик, руководитель «Школы успешных мам», автор множества опубликованных книг для женщин, мама двоих сыновей

Почему лидерские качества важны

Лидер — это человек, обладающий набором качеств, которые наверняка хотел бы иметь каждый. Лидер самостоятелен и независим, у него высокая самооценка и он уважает себя. Лидер креативен, инициативен и активен, при этом он всегда осознает свою ответственность. Он умеет общаться с другими людьми, убеждать их и вести за собой. Привлекательный портрет, правда? Мы бы хотели, чтобы такими выросли наши сыновья и дочери. А эти качества закладываются именно в детстве.

Лидер — это всегда немного бунтарь в том смысле, что он может решительно протестовать против старых понятий, мешающих ему внедрять новаторские идеи и идти вперед к своей цели. Лидеру может быть присущ и нонконформизм: он готов отстаивать свою точку зрения, противоположную сложившейся системе представлений. Яркие примеры — Стив Джобс, Генри Форд. При этом лидер никогда не станет утверждать, что его мнение единственно верное.

Кто может быть лидером

Приглядитесь к своему малышу. Он заводила в группе или классе? Его любят и за ним идут? Ему нравится быть в центре внимания? Он легко конфликтует и спорит, доказывая свою правоту, поучает взрослых и ровесников, берет на себя ответственность за свои поступки? Если это описание подходит к вашему ребенку, то разумно развивать в нем задатки лидера.

Если вашему ребенку лучше в одиночестве, он тихий, спокойный и застенчивый, ему тяжело быть в центре внимания, то вам не удастся изменить его природу, темперамент. В этом случае попытки сделать из него вождя в группе или звезду сцены скорее нанесут вред.

Но помните, что именно в группе — в детском саду, а затем в начальной школе — ребенок учится многому, что поможет ему быть успешным и счастливым в будущем. В играх со сверстниками ребенок оттачивает навыки социального и эмоционального взаимодействия, необходимые во взрослой жизни. Поэтому если вы видите, что ваш малыш излишне застенчив и одинок в группе — помогите ему это преодолеть. Индивидуальная и групповая работа с психологом тут вам в помощь.

Как воспитывать лидерские качества

Если вы растите лидера, заранее позаботьтесь о его моральных качествах и жизненных ценностях. Будьте для него примером. Вы не сможете привить ему некий образ мышления и жизни, который не поддерживаете сами.

Поощряйте жажду нового

Каждый ребенок — маленький исследователь. Приветствуйте познавательную активность ребенка, учите его не просить готовые ответы, а искать свои варианты. Задавайте и ему вопросы, причем требующие развернутого ответа, а не просто «Да» или «Нет».

Приведу такой пример: ребенок спрашивает вас, почему тучки движутся по небу. Спросите его в ответ: «А ты как думаешь?» Дальше малыш будет предполагать, например: «Потому что их подгоняют деревья», «Потому что они так играют». Хвалите его за эти предположения и побуждайте предлагать новые версии. Ответ вы можете прочитать в книге, где будет дано доступное для ребенка объяснение. А можете ответить самостоятельно на следующий день, предложив ребенку подготовить еще несколько версий.

Поддерживайте интересы ребенка, даже если они не кажутся вам пределом мечтаний. В деятельности, которая нам нравится, мы достигаем больших высот. Предположим, ребенок заинтересовался каким-то кружком или видом спорта. Спросите его, почему он сделал такой выбор, а потом вместе сходите на первое занятие или посмотрите соревнования, если речь о спорте. Если ребенок все так же настроен заниматься, поддержите его решение, только не давите и не пугайте его: «У тебя будут разбитые коленки, если начнешь играть в футбол». У малыша что-то не получается? Первые неудачи — не повод бросить выбранное дело, а веская причина поддержать ребенка и его выбор. А после первых побед уже решайте вместе, нужно ли продолжать заниматься выбранным делом.

Учите смотреть трудностям в лицо

Не надо стараться уберечь малыша ото всех ошибок — важно уметь ошибаться и находить выходы из сложных ситуаций, не горюя из-за неудачи, а спрашивая себя: «Что я могу сделать?» Поддерживайте стремления ребенка к риску, безопасному для жизни и здоровья. Стимулируйте его иметь собственное мнение и быть самостоятельным. Учите ребенка добиваться своего, а не бросать начатое при первых сложностях. Помогайте разбивать сложные задачи на мелкие действия и отмечайте успехи в маленьких шагах. Учите малыша правильно воспринимать критику, потому что конструктивная критика полезна.

Воспитывайте оптимизм

Оптимист не отрицает проблему, он умеет подходить к ее решению с адекватным настроем. Стоит всегда настраивать ребенка на успех, предполагая возможность разного исхода действий. Лучше доносить до малыша мысли о безграничных возможностях человека, которые можно развить путем труда и усилий, чем сеять в его душе пессимизм и фатализм. Мечты имеют обыкновение сбываться, поэтому не стоит запрещать ребенку фантазировать и мечтать, тем более фразами «Ишь чего придумал, у нас такого никогда не будет» или «Лучше бы не ворон считал, а дело делал».

Поддерживайте стремление быть первым

Лидеры свободно и эффективно общаются с людьми, поэтому стоит поощрять умение малыша выступать публично. Например, если ему поручена роль на утреннике, помогите исполнить ее наилучшим образом и получить от этого удовольствие.

Ребенок интересуется каким-то школьным предметом? Стимулируйте эту любознательность, поощряйте его на «открытия», предлагайте делать доклады по разным темам. Можно договориться с учителем, чтобы он дал возможность ребенку прочитать этот доклад перед классом. Доклады можно делать и в кругу семьи, в веселой форме.

И не делайте за ребенка то, что он вполне в состоянии выполнить сам. Домашние задания, в саду или школе, не должны быть сделаны вами. Лучше получить плохую оценку и обсудить ответственность, которую несет за это ребенок, чем сделать работу за него. Плохая отметка — не трагедия, а всего лишь возможность пересмотреть свои действия и улучшить результат.

Как помогать проявлять эти качества

Прекрасная «тренировка» качеств лидера — это публичные выступления, будь то доклад в классе или спектакль в школе. Если ваш ребенок обладает лидерскими задатками и желанием двигаться вперед, то стоит поощрять и всячески поддерживать его в таких ситуациях. Ваш ребенок переживает перед выступлениями? Нужно не избегать таких ситуаций, а помогать ребенку справляться со страхами и волнением. Не забывайте, что один из способов совладать с тревогой перед выступлением — это выступать как можно чаще, использовать любую возможность тренироваться. Абсолютно любой маленький спортсмен, музыкант, оратор испытывает волнение и даже страх перед важным выступлением. Как и взрослый, кстати.

Маленький лидер и авторитет родителя

Кому-то может показаться, что поощрение самостоятельности и решимости в ребенке может повредить авторитету родителя. Вдруг малыш станет спорить с мамой, подвергать сомнению ее слова, пренебрегать ее просьбами? Не стоит этого опасаться, если ваш ребенок растет в атмосфере доверия, сотрудничества, уважения и безусловного принятия: он будет уважать своих родителей и прислушиваться к ним. Такой стиль воспитания называется авторитетным.

Напротив, если мама с папой используют авторитарный стиль, то есть они всегда правы и только их мнение правильное, то ребенок-лидер будет пытаться спорить с ними, подрывать такой авторитет.

Но даже при демократичном подходе ребенок будет пробовать делать все по-своему. Здесь важны границы, которые определяет возраст, знания и умения малыша. Если двухлетний ребенок говорит маме, что он лучше знает, надевать ли ему шапку зимой, то мама ограничит его «всемогущество», объяснив, что шапку ему все равно придется надеть. Потому что холодно, можно простыть и не попасть на новогоднее представление, мама в шапке и папа тоже. Но мама должна сделать это уважительно, оставив ребенку возможность для маневра, предложив ему на выбор три шапки. Так он сохранит достоинство и утвердится, что он сам тоже многое может.

Если ребенок ставит под сомнение знания родителей об устройстве игрушечной машинки или всей вселенной, то будет правильней позволить ему самому найти ответ. При этом родитель не должен отказывать малышу в помощи и тем более унижать его презрительной ухмылкой. Это для взрослого проверка очевидного бессмысленная. Для малыша такая возможность очень важна: он убеждается в возможности множества решений, учится не бояться иметь свое мнение, мыслить и правильно относиться к собственным неудачам и ошибкам. Такой подход только повышает авторитет родителя.

Многие люди выросли сильными и уверенными, даже не проявляя никаких лидерских качеств в детстве. В ваших силах помочь ребенку развить важные и нужные черты характера, которые помогут ему стать счастливым и успешным человеком. Будьте для него ярким примером.

Читайте также:

Эти 5 фраз никогда не должен слышать ваш ребенок

Как помочь ребенку, который чувствует себя одиноким

Семейные традиции необходимо передавать из поколения в поколение, и вот почему

Фото: : Sunny studio/Yuganov Konstantin/Dean Drobot/spass/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти