«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
7:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
«Барбоскины на даче» (С субтитрами) (О! Кино!)«Барбоскины на даче» (С субтитрами) (О! Кино!)
6+
10:20
«Барбоскины на даче» (С субтитрами) (О! Кино!)

Буллинг растет там, где его «кормят»: 7 способов справиться с травлей в школе

С травлей в детском коллективе сталкивается примерно четверть школьников, причем среди них есть не только подростки, но и ученики начальных классов. Кто может стать жертвой травли? Как распознать зачинщика? Что делать, чтобы противостоять булли? На эти вопросы отвечает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

По статистике, каждый четвертый ребёнок за школьные годы хотя бы раз подвергался травле. Его били, пихали, толкали, оскорбляли, обзывали, прятали или уничтожали вещи. Школьная травля, или буллинг, представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Такое определение дал норвежский ученый Эрлинг Руллан, который вместе с группой психологов проводил масштабные исследования школьной травли. Для нас с вами важно разделить разовый конфликт между участниками с более-менее равными силами и буллинг — длительный процесс, в котором есть явный перевес физических или психических сил у одной стороны конфликта.

Кто подвергается травле?

Жертвой может статьи практически любой ребёнок, для этого достаточно лишь… учиться в школе. Да, дети со сложным характером, с особенностями развития, со сниженными социальными навыками могут превратиться в жертву травли с большей вероятностью, но и остальные от этого, увы, не защищены. Какие бы сложности и особенности характера ни были у ребёнка, он не должен оставаться без защиты и поддержки. Никто не имеет права его травить.

Школьные классы — это компания детей, объединённых лишь годом рождения, местом проживания и/или амбициями родителей, но не общими интересами, дружескими чувствами и желанием проводить много лет вместе. Школа часто — это место, где дети как в тюрьме или армии собраны насильно и управляются учителями, контролирующими класс с помощью крика и других способов, поддерживающих жесткую иерархию. В некоторых странах, например, во Франции, чтобы избежать буллинга, классы каждый год расформировывают. В результате каждый год каждый ребёнок должен заново со всеми знакомится и устанавливает отношения и не тратит свои силы на борьбу за власть.

Травля в школе при стандартной системе формирования классов становится способом выразить негативные чувства, найти своё место в системе власти, идентифицироваться с агрессорами. Травля — это способ выживания в жестком мире. Я обижаю, чтобы не обижали меня.

Булли — дети, которые травят других, объединяются в группы, потому что в разобщенном коллективе им становится легче. В группе индивидуальная ответственность всегда ниже: «А что сразу я, вот он тоже так делал!» Больше всего склонны к травле расчетливые экстравертные (социально активные и общительные) дети. Они быстро понимают, что действовать надо потихоньку, исподтишка, не попадаться учителям на глаза. Но если жертва начнёт давать отпор, то ее действия будут замечены учителями, и тогда против нее будут введены дополнительные санкции, что на руку обидчику. В итоге жертвы часто сдаются, чувствуя свою беспомощность, перестают жаловаться учителям и родителям и совсем не сопротивляются травле.

Результат травли

Результатом травли могут статьи физические и психологические травмы, постоянное страдание, страх, пониженная самооценка, невозможность нормально учиться, так как вся деятельность направлена на выживание, нежелание ходить в школу, частые жалобы на головную боль или больной живот, расстройство пищевого поведения, бессонница.

На ребенка также влияет и атмосфера травли в классе. Это так называемый феномен наблюдателя. У наблюдателей тоже падает самооценка, так как они чувствуют свою беспомощность в этой ситуации и страдают от морального конфликта. Они не вступают в конфликт и не присоединяются к булли, так как боятся, что окажутся следующей жертвой.

Травля в школе возможна при попустительстве учителей и директора школы. Часто учителям не хватает опыта, чтобы распознать беду. Они видят поведение детей, но не пытаются понять его причину. Многие учителя сами оказываются беспомощны перед лицом детей-булли, сдаваясь и не понимая, у кого и как они могут попросить профессиональную поддержку. Часть учителей считает, что дети «сами виноваты», и вместо борьбы с травлей усиливают вину жертвы, тем самым усугубляя ситуацию в классе. Важно, что эта проблема должна решаться не детьми, а только взрослыми: учительским коллективом, часто с подключением руководства, социальных педагогов, родителей учеников.

Как справиться с травлей?

  1. Признать наличие проблемы и не ждать, что всё как-нибудь рассосётся и урегулируется.
  2. Не бояться вмешиваться, «чтобы не было хуже». Уже плохо, с этим нужно что-то делать, а не игнорировать.
  3. При физических нападениях: собирать освидетельствования синяков, ссадин, травм специалистами. При психологических — оценку последствий психологических травм у психолога.
  4. Организовывать разноуровневые встречи: родителей, учителей, руководства школы. Требовать, чтобы классный руководитель и ответственные взрослые провели работу по изменению ситуации в классе. Уменьшению и прекращению буллинга способствует внешкольная активность, в которой участвуют по возможности все дети, работа над совместными проектами внутри класса, обсуждение травли и ее последствий. Соревнования группа на группу, например, внутриклассный КВН, спортивные соревнования могут работать на ухудшение ситуации.
  5. Если вас не слышат, то менять школу. Распространённое мнение о том, что изменение школы ничего не даёт, так как у ребёнка всё равно нет механизмов противостояния травле, ошибочно! Да, в каждой школе ребёнок может столкнуться с травлей, но не в каждой школе ее поддерживают или игнорируют. Поиск школы, в которой у детей в классе будут похожие интересы, снизит вероятность травли. И любое предоставление выбора (переходить или не переходить, а также куда переходить) снижает саму ситуацию насилия и вынимает ребёнка из травмирующего окружения.

Как помочь своему ребёнку, если он стал жертвой травли?

  1. Обсуждайте с ребёнком каждый эпизод травли подробно. Объясните, что он не виноват. Не усугубляйте ситуацию, говоря, что «тебя травят потому-то и потому-то», в этот момент вы становитесь на сторону булли и бросаете своего ребёнка в беде.
  2. Учите его отвечать, не молчать и не игнорировать обиды: это не работает. Так мы учим только игнорировать свои чувства.
  3. Учите отвечать обидчикам спокойно, не включаясь в ответные оскорбления.
  4. Учите жаловаться учителям громко без указания имён и фамилий. Так, чтобы обидчики слышали, но не пытаться отвечать такими же действиями, как и булли. Например, «У меня пропал учебник из портфеля, а тетрадка порвана!».
  5. Не старайтесь достучаться до булли словами: «Что же вы делаете, ему же плохо!». Сделать плохо другому — это и есть цель травли. Ваши слова лишь подтвердят булли, что они сильные и у них всё получается.
  6. Найдите возможность ребёнку проявить себя в ситуациях успеха, чтобы поддержать его самооценку и укрепить уверенность в себе. Например, поищите хобби и компании людей с похожими интересами.
  7. Сходите к специалистам, читайте литературу. К сожалению, коллективы разные, буллинг разный и, увы, нельзя дать один универсальный совет, чтобы все закончилось мгновенно. Главное, оставайтесь на стороне своего ребёнка. Буллинг растёт там, где его «кормят».

Фото: Yuganov Konstantin/Suzanne Tucker/Tomsickova Tatyana/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти