«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
7:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)
0+
10:20
«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)

Как научить ребёнка читать с увлечением

Лето — самое время научить ребенка читать. А у тех малышей, кто уже освоил грамоту, постараться закрепить навыки. Как правильно это делать, не отбив охоту к печатному слову, а воспитывая прекрасную привычку читать? Рассказывает Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального института, автор рабочих тетрадей «Чтение с увлечением».

Фото Дмитрия Буханцова на Unsplash
Фото Дмитрия Буханцова на Unsplash

Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального института
Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального института

— Обычно родители начинают с поиска букваря. Научив ребёнка читать, пытаются приучить к самому навыку чтения — прививают любовь. Давайте и мы пойдём родительским путём, чтобы сразу ответить на многочисленные вопросы.
У нас в стране была приличная системе обучения чтению до 1982 года. Потом провели школьную реформу и появился новый букварь Горецкого, в котором частотный порядок букв. При использовании этого букваря дети спотыкаются о серьёзную трудность — их очень рано приучают к работе со звуками.
Раньше был старый синий букварь Архангельской, где буквы изучались от простых к сложным с точки зрения звукового значения. Пожалуй, это лучший из тех букварей, которые я видела. Там продумано всё. Звуковая работа была несложной, потому что начинали с простых согласных букв и гласных (из йотированных только И): всё как проговаривалось, так и читалось, можно было тянуть согласные и гласные: МММаааЛЛЛ — «мал».

Что делать родителям?
— Сначала проводим звуковой анализ (внимание!) только в устной речи. На этом построено много игр: называть города на конечный звук, кто больше придумает слов на [У] или [ТА] и т. д. Старайтесь не давать детям лишних обозначений. Потом азбука — знакомство с буквами. Постарайтесь, чтобы она была самая красивая. Затем букварь. Повторюсь, что мне нравится советского образца. Сейчас его можно скачать в интернете, но можно и самим писать слова и легкие тексты. Чтобы знания закрепились, нельзя спешить, навык нужно оттачивать постепенно, без насилия.

Каким способом учить читать?
Научить ребенка читать в игровой форме можно, например, используя тетради «Чтение с увлечением», которую выпускает издательство «Творческий Центр Сфера». В комплекте — четыре тетради по уровню сложности. Первая содержит задания по изучению букв, слогов, чтению первых слов. К примеру, детям проведут волнистую линию от буквы к изображению, названия которых с нее начинается. К примеру, от буквы «Г» дошкольники пробегут к слову горох, гном, а от буквы «М» — к мороженому и морковке.


Вторая тетрадь включает игровые задания по чтению слов разной слоговой структуры, обогащению словарного запаса, улучшению техники чтения. В третьей тетради ребенок прочитает слова разных форм в сочетании с предлогами. Задания такого типа послужат своего рода профилактикой дислексии. А в четвертой ребенок уже без труда осилит текст Льва Толстого «Обезьяна и горох» и раскрасит картинку к фрагменту.

Как сделать так чтобы дети читали с увлечением:
1. Предложите детям читать понемногу, но несколько раз в день — порционное чтение.

2. Поощряйте ребенка за чтение тем, что он любит. Здесь и сейчас, не откладывайте на потом.

3. Сходите вместе в магазин или библиотеку, пусть ребенок сам выберет книг, которая интересна ему.

4. Ребенок может читать более простые по структуре предложения или диалоги, а родители — рассуждения, описание природы и т. п.

5. Формируйте традицию семейного чтения. Тут важен выбор книги — она должна быть интересна всем членам семьи. Диалоги можно читать по ролям и даже организовать мини-спектакль.

6. Читайте на ночь, чтобы это было последним событием дня. Продолжайте читать вслух даже взрослым детям.

7. Читайте короткие и ёмкие тексты. Например, к диафильмам. Там и содержание, и иллюстрация, а при переключении кадра ребенок получает кратковременный отдых.

8. Стимулируйте читать всё, что нас окружает и где есть буквы: вывески, заголовки в книгах, газетах.

9. Если ребенок любит рисовать, можно зарисовывать прочитанное.

10. Взрослый заранее читает текст и выписывает трудные слова, ребенок прочитывает их несколько раз. Когда трудные слова встретятся в тексте, о них уже «не споткнешься».

12. Условные обозначения помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Взрослые заранее делают пометки в тексте карандашом.

13. Попробуйте останавливайтесь ребёнка на кульминации сюжета (на начальном этапе) — это будет побуждать узнать «что там будет дальше».

14. Читайте больше сами. Подражание — лучший инструмент, чтобы заинтересовать детей чем-либо.

Читайте также:

Тайны лукоморья: читаем Пушкина

Как отбить у ребёнка желание читать. 5 ошибок мам и пап

Как красиво читать вслух? 7 советов и упражнений от диктора

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти