«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
7:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
0+
10:00
Премьера! «Еда на ура! Как в сказке»
«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)
0+
10:20
«Конь Юлий и большие скачки» (С субтитрами)

Как научить ребёнка управлять эмоциями

Дети, как и взрослые, испытывают огромное количество самых разных чувств, но часто не знают, как с ними справляться или как преодолевать их. Давайте обсудим способы здорового управления своими эмоциями.


Без здоровых навыков преодоления трудностей дети часто ведут себя агрессивно — по сути, посылая взрослым сигнал: «Я чувствую себя неуправляемым, поэтому я буду вести себя неуправляемо». Школьники могут также прибегать к стратегиям избегания: например, вместо того, чтобы пытаться сделать сложное задание, которое они не понимают, можно уйти гулять и не делать уроки вообще, не думая о том, что это усугубит проблемы с учебой. С другой стороны, дети, которые учатся этим здоровым навыкам в раннем возрасте, могут получить большие преимущества в жизни.


Существует два типа стратегий преодоления трудностей. К ним относятся навыки совладания, ориентированные на эмоции, и навыки совладания, ориентированные на проблемы. Первые — это действия, которые помогают детям справляться с чувствами, чтобы испытывать меньше стресса, лучше переносить его и проявлять настойчивость, и пригодятся в ситуациях, которые нельзя изменить. Навыки, ориентированные на решение проблем, дают детям возможность не только взять под контроль трудную ситуацию, но и предпринять какие-то действия для ее изменения. Конечно, важно уметь использовать обе стратегии.

«Этикетка» для чувства
Просто возможность сказать: «Я злюсь» или «Я нервничаю» уже помогает снять остроту неприятных эмоций. Дайте детям слова, которыми они могут описать свои чувства. Вы можете читать книги, рассматривать карточки с изображениями эмоций или говорить о них. В реальной ситуации нужно будет просто подобрать нужные слова.

Дыхательные упражнения
Несколько медленных, глубоких вдохов могут помочь расслабить мышцы и успокоиться. Вот один из способов: надо глубоко вдохнуть через нос, а затем медленно выдохнуть через рот, как будто пытаемся надуть большой мыльный пузырь. Еще один способ — «запах пиццы»: сначала глубоко вдыхваем через нос, как будто нюхаем кусок свежеприготовленной пиццы, потом дуем на него, выпуская воздух изо рта.

Физические упражнения
Физическая активность может стать отличным способом выплеснуть избыток энергии, когда ребенок нервничает, и поднять настроение, когда он подавлен. Бег, подвижные игры, катание на велосипеде или на роликах, поднятие тяжестей — все подойдет. В конце концов, прогулка или пробежка станет для него обычным и здоровым способом справиться с трудностями.

Создание произведений искусства
Независимо от того, нравится ли вашему ребенку рисовать акварелью, раскрашивать книжки-раскраски, рисовать, лепить из глины или создавать коллажи, любые виды арт-творчества могут стать отличной стратегией преодоления трудностей. Убедитесь, что у вас под рукой много художественных принадлежностей.

Чтение
Чтение книг может послужить отличным временным отвлечением, особенно для детей, которые любят фантазировать. Часто после того, как книга прочитана, дети чувствуют себя лучше подготовленными к решению проблемы, в том числе потому что они отдохнули и успокоились. Книги — это отличный способ отвлечь ум чем-то приятным и увлекательным.

Музыка
Независимо от того, нравится ли детям создавать собственную музыку или они с удовольствием слушают успокаивающие песни, музыка может влиять на их мозг и тело. На самом деле, музыка часто включается в программы лечения проблем физического и психического здоровья: она не только ускоряет выздоровление, успокаивает тревогу и уменьшает депрессию, но и стимулирует творческий потенциал.

Забавные видеоролики
Смех — хороший способ отвлечься от проблем. Видео со смешными животными, мультсериалы с остроумным сюжетом, самодельные репортажи — все это может стать отличным способом помочь детям почувствовать себя лучше. Еще лучше, если ребенок сам создаст собственные смешные видеоролики.

Позитивная самоподдержка
Когда ребенок расстроен, скорее всего, он будет думать и говорить о себе в негативном ключе: «Я опозорюсь» или «Никто не будет со мной дружить». Договоритесь, что важно разговаривать с собой по-доброму, например, так же и теми же словами, какими вы поддержали бы близкого друга. Скорее всего, для друга быстро найдутся добрые, поддерживающие слова — так что поощряйте ребенка использовать такие же добрые слова, когда он думает о себе.

Список «хорошее настроение»
Вместе с детьми составьте список всего того, что они любят делать, когда счастливы — например, танцевать, петь, играть с собакой, гонять мяч или рассказывать анекдоты. Эти пункты — настоящее лекарство: когда настроение будет плохое, нужно сделать что-то из списка. И даже если сначала не захочется, любимые занятия помогут почувствовать себя лучше.

Набор для успокоения
Наполните коробку из-под обуви предметами, которые задействуют органы чувств и помогают обрести равновесие и успокоиться: например, мячик-антистресс, слайм, крем для рук с приятным запахом, маленькая пушистая игрушка, гладкие или приятно-шероховатые камушки или стеклянные шарики (выберите эти предметы вместе с ребенком). Когда он встревожен, злится или расстроен — напомните взять коробку и перебирать предметы.


Иногда бывают ситуации, когда дискомфорт ребенка — важный признак того, что необходимо что-то изменить в окружающей обстановке. Например, если он попал в ситуацию буллинга в новом классе, лучшим решением может быть переход в другой класс, или если он перешел в «продвинутую» спортивную группу, но ему тяжело там — возможно, стоит вернуться в обычную. Полезно бывает обсудить с ребенком, что происходит: «Как ты думаешь, тебе нужно изменить ситуацию или изменить свое отношение к ней?». С вашей помощью он сможет научиться распознавать свои возможности. Навыки преодоления проблем — это стратегии, которые помогают уменьшить источник стресса. Вот несколько примеров проблемно-ориентированных навыков преодоления стресса.

Как еще можно справиться со стрессом?

Попросить о помощи
Когда ребенок испытывает трудности, спросите: «Кто мог бы тебе помочь?». Вместе вспомните, что, скорее всего, есть несколько человек, которые могут помочь: например, спросить друзей, одноклассников, бабушку. Дети, которые знают, что просить о помощи и поддержке — это нормально, будут чувствовать себя более сильными, и им не нужно знать все самостоятельно. Это важный жизненный навык.

Рассмотреть варианты
Существует множество способов решить любую проблему, но часто у дошкольника недостаточно опыта для этого, и он чувствует себя в тупике. Вместе с ним определите по крайней мере четыре или пять возможных решений и запишите их. Затем помогите ребенку выбрать, какое из них он хочет попробовать — постепенно ребенок сможет делать это самостоятельно.

Перечислите плюсы и минусы
Когда дети пытаются принять решение, например, о том, играть на флейте или скрипке, помогите им составить список «за» и «против». Запишите положительные и отрицательные стороны каждого варианта и помогите им просмотреть список. Видение вещей на бумаге может помочь им принять более взвешенное решение о том, что они хотят сделать. Поощряйте составлять список «за» и «против» каждый раз, когда возникает сложный выбор: умение взвешивать свои возможности сослужит хорошую службу.

Читайте также:

«Понимаю, что с тобой»: как работает контейнирование детских эмоций и зачем этому учиться?

«Да, я злюсь!» Упражнения, которые помогут справиться с гневом детям и родителям

Книги, которые научат дошкольников лучше разбираться в эмоциях

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти