Грамотная речь — один из главных навыков, который формируется в детстве. Правильно говорить учат в саду и школе, но без родителей, конечно, не обойтись. Специалисты считают, что ошибки в речи ребёнка нужно исправлять. Но если делать это автоматически, то малыш вскоре устанет, его начнут раздражать замечания взрослых, появится желание все делать наоборот.
Лучший вариант — регулярные занятия в игровой форме, которые не требуют навыков и не займут много времени. Любой родитель может проводить их самостоятельно, считает логопед, автор пособия «Грамматические тетради» Елена Косинова. Вот, что она советует:
— Прислушайтесь к тому, как говорит ваш ребёнок! Он может правильно произносить все звуки, но при этом допускать в своей речи грамматические ошибки, т.н. «аграмматизмы». Чаще всего встречаются ошибки при изменении существительных множественного числа по падежам и согласовании числительных с существительными, неправильное использование предлогов и другие неточности.
Если малышу пять или более лет, проведите с ним несколько тестов в игровой форме. Вслушивайтесь, как он произносит окончания слов и предлоги.
Игра «Маленький хвастунишка».
Я буду называть один предмет, а ты — много, как хвастунишка. Предварительно уточните, понимает ли ребёнок значение слова «хвастунишка».
У меня дом, а у тебя … (дома), облако — …, лев — …, стул — …, кресло — …, дерево — …, ухо — … .
Игра «Большой хвастунишка».
Я буду называть один предмет, а ты будешь рассказывать, что у тебя таких предметов МНОГО!
У меня стол, а у тебя — МНОГО СТОЛОВ! Аналогично проговорите и другие слова: дом, кубик, карандаш, лебедь, дерево, платье.
Игра «Прятки».
Предложите ребёнку называть, куда вы спрятали маленькую игрушку: под стул, за шкаф (за спину), в коробку.
Игра «Самолётик».
Посмотри, как может взлетать мой самолёт. Откуда он взлетает? Варианты словосочетаний с предлогами: со стула, со стены, с полки, из коробки, из-за шкафа, из-за занавески, из-под стула
Игра «Раз, два, три — считать до 5 начни!»
Предложите ребёнку сосчитать предметы или игрушки: кубики, карандаши, стулья, тарелки, роботов.
Примеры ошибок: «домы», а не дома, «много карандашов», а не карандашей, «много стулов», пропускает предлог «в», вместо «из-за дома» говорит «из дома», «из стола» вместо «из-под стола», «из стула» вместо «со стула», ошибается при согласовании числительных с существительными: один кубик, два кубик, три кубик
Если ребёнок часто допускает ошибки в ответах, то обратитесь к логопеду. Он проведёт более детальное обследование грамматического строя речи и подскажет, стоит ли волноваться или, учитывая возраст ребёнка, это «ошибки роста», неизбежные при освоении языка.
Не только могучий, но и сложный
Почему грамматика русского языка очень сложна? Причин множество, отметим лишь некоторые из них. Первая заключается в том, что в русском языке почти все слова изменяют свои окончания. Специалисты говорят, что русский язык — «флективный». Существительные и прилагательные изменяют свои окончания в зависимости от числа и падежа (большой слон — большие слоны — кормлю большого слона, рассказываю о слоне). Глаголы также меняют свои окончания: я пою, мы поём, вы поёте
В русском языке слова в предложении могут располагаться свободно, нет жёстких правил, в отличие, например, от английского и других языков. Подлежащее может находиться в начале предложения, в конце или в середине предложения. Но существуют правила сочетаемости слов, которые ребёнок должен постепенно усвоить: так можно говорить, а вот так — не говорят.
Ещё одна особенность состоит в том, что в русском языке существует множество вариантов словообразования: дом-домик-домишко-домище, шёл-ушёл-пришёл-отошёл-перешёл
Как все это выучить?!
Дело в том, что освоение грамматики в детстве происходит без изучения правил, исключительно на практическом уровне. Известный детский писатель и исследователь языка
В дошкольном возрасте за короткий срок дети усваивают огромное количество грамматических норм: учатся изменять слова по падежам и числам, осваивают разные виды сочетаний слов, тренируются в употреблении предлогов, учатся правильно сочетать слова друг с другом и пользоваться различными типами предложений.
К началу школьного обучения ребёнок должен освоить основную часть грамматической системы родного языка и приобрести чёткие грамматические практические представления. Именно это позволит ребёнку осознанно применять различные правила при изучении русского языка.
Если процесс освоения грамматики будет происходит медленно, с ошибками, то у ребёнка будет не только неграмотная устная речь, но и высока вероятность возникновения трудностей в освоении чтения и письменного русского языка. Не поможет даже то, что ребёнок сможет хорошо заучивать правила! Очень часто родители и учителя жалуются, что ребёнок знает правила, но не может их применить на практике. Выявлена прямая зависимость уровня грамотности от того, с каким запасом речевого опыта и языковых обобщений ребёнок начинает обучение в школе.
Чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями освоения грамматики, играть и учиться одновременно,
Читайте также:
Как выбрать логопеда для ребёнка
Игры, которые помогут увеличить словарный запас ребенка
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
Фото: ru.freepik.com, Shutterstock