«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
10:30
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Весёлый алфавит»«Весёлый алфавит»
0+
13:10
«Весёлый алфавит»
«Поезд динозавров». Мультсериал«Поезд динозавров». Мультсериал
0+
13:15
«Поезд динозавров». Мультсериал

Не хочу в садик! Как сказкотерапия поможет ребенку быстрее адаптироваться

Ребенок начал ходить в детский сад, и теперь утро у всех в семье вовсе не «доброе», а ужасное. Малыш никак не может проснуться, плачет, капризничает: все выходят из дома раздражённые и несчастные. Родители на работе весь день переживают: как он там? Так хочется помочь ребенку быстрее адаптироваться в новом месте, завести друзей, привыкнуть к режиму дня. Как это сделать с помощью сказкотерапии, рассказывает психолог, арт-терапевт Светлана Филяева

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт

Сказкотерапия позволяет мягко подойти к этой непростой ситуации. Вы вместе читаете сказку, — историю, герои которой сталкиваются с теми же трудностями, испытывают те же сложные чувства, что и ребёнок. Обсуждая прочитанное, проигрывая ситуации из книжки, проживая историю героя, малыш начинает лучше ориентироваться и в том, что происходит с ним самим. Он осознает, что не один такой, учится подбирать слова, чтобы описать свои чувства, пробует находить решения. И родители вместе с ним!

С какими же трудностями часто сталкиваются дети и какие хорошие книжки могу порекомендовать почитать родителям и детсадовцам?

Проблема № 1: Утренние сборы

Ситуация утренних сборов бывает эмоционально сложной для детей и для родителей. Крики, слёзы… Утренний скандал способен испортить весь день. Что читаем по теме?

Ирина Зартайская «Моя мама не хочет идти в детский сад!»

Издательство "Питер"
Издательство "Питер"

Мама и сын здесь меняются местами: сыну приходится поднимать маму с постели, заставлять одеваться, умываться и следить, чтобы она не «зависла» в ванной надолго. Делает он это всё для того, чтобы она отвела его в детский сад, куда ему очень хочется.
Видим в этой книжке всё «прекрасные» моменты поведения утренних нехочух. Это очень смешная история: когда читаю ее с детьми и родителями, то хохочут все. Мамы кивают: «Да, всё именно так!». А вот дети иногда обижаются.

Совет: эту книжку можно почитать и поиграть в нее. Попробуйте поменяться ролями: «Давай ты будешь собирать меня, а я буду капризничать».

Что обсудить после чтения? Давай подумаем, что поднимает нам утром настроение? Музыка, обнимашки, вкусный завтрак…

  • Обязательно придумайте утренние ритуалы. Например, ребенок просыпается под какую-то веселую музыку, которую он выбирает. И пока песенка не доиграет, его никто не подгоняет — договоритесь, что, дослушав, он встает сам. Родителям надо передать эту ответственность ему. Пускай с вечера готовит одежду, игрушки, которые хочет взять с собой.
  • Нужно доводить утренние сборы до автоматизма: послушал музыку, встал, почистил зубы, позавтракал, оделся, пошли. Можно повесить список всех этих дел в детской — в виде картинок, наклеек. Пускай он постоянно будет перед глазами, так ребенку будет проще сориентироваться. (Иначе этот распорядок быстро забудется после выходных, после болезни).

Очень важно понимать, что период адаптации всё равно будет. У всех он разный: кто-то будет плакать две недели, кто-то месяц, а кто-то — время от времени. Это период может продлиться до Нового года. Ребенок может не плакать постоянно, вроде в саду интересные игрушки, появились новые друзья — а потом как-нибудь после выходных — раз, и никуда не пойду!

Большая ошибка — делать поспешный вывод о том: раз так, значит, ребенку там плохо, его обижают. Не забывайте: утренний настрой ребенка очень зависит от настроения мамы: если она чувствует себя неуверенно, сомневается, испытывает чувство вины («Что же я за мать-ехидна такая…»), ребенок будет считывать послание: «Садик — это плохое место, мама не верит, что я справлюсь». Значит, можно что-то придумать, поднажать — и остаться дома.

Важно, чтобы все в семье транслировали ему сообщение: «Ты справишься, а я помогу».

Проблема № 2: Незнакомый распорядок дня

Для ребёнка это действительно может быть сложным: прогулка, обед, тихий час — дома всё было не так.

Сюзанна Гелих «Маленький Тео идет в детский сад»

Издательство "МИФ"
Издательство "МИФ"

Главный герой собирается в садик, а мы пошагово проходим этот путь вместе с ним. Как он собирается, едет с папой на велосипеде, приходит, знакомится с ребятами, моет руки, ест за общим столом, играет и как вечером его забирают.

Читайте и пошагово обсуждайте весь день в садике: а как у них? Что едят? Как проходит прогулка? Во что играют? Даже если ваш ребенок уже не первый год ходит в детсад, книга будет полезной.

Это способ и проговорить, что ждет, и повод через книжку спросить, а как проходит твоя жизнь в саду? Какие там игры, что говорит воспитательница в каких случаях, как проходит тихий час. Маленький ребенок сам не сможет рассказать, если что-то не так — будет лишь протестное поведение. А спокойный разговор с книжкой в руках поможет прояснить какие-то затруднения и придумать выход.

Беатриче Алеманья «Ни за что!»

Издательство «Самокат»
Издательство «Самокат»

Летучая мышка Паскалина в ужасе: родители собираются вести её в детский сад. Она идет туда с бо-о-ольшим скандалом. В саду оказывается не так уж и плохо, правда, Паскалине всё время кое-кто мешает… У нее есть секрет: она взяла с собой крошечных маму и папу, с которыми ей поначалу спокойнее, хотя со временем выясняется, что они ей и мешают тоже… Конечно, это метафора — мы должны так напитать ребенком теплом, любовью, чтобы ему не было страшно без нас.

Здесь мы тоже видим типичный садовский день: встречу, обед, тихий час… И потихоньку осваиваемся вместе с главной героиней. И все это — под хохот, уж очень мышка смешная.

А вот эту книгу рекомендую для детсадовцев постарше:

Виктория Ледерман «Удивительная девочка»

Издательство «Компасгид»
Издательство «Компасгид»

В ней много историй из жизни девочки Софийки, но есть глава, на которую хочу особенно обратить внимание: «Как Софийка научилась спать в тихий час». Героиня не любила спать, ей было скучно просто лежать, она занималась тем, что считала гномиков… Но однажды взяла и все-таки заснула…

Тихий час в саду — проблема для многих, особенно если дома спать не укладывают. Если ваш ребенок не привык и не любит спать днем, переживает из-за этого, то эта история поможет ему принять ситуацию: ты не один такой, ничего страшного. Давай просто попробуем придумать, чем можно заняться, пока все спят. Это позволит вашему малышу спокойнее относиться к ситуации.

Проблема № 3: Новое общение

Появляется много новых людей, причем разных: кто-то тихо играет, кто-то орет и толкается, отбирает игрушки. Очень много новых коммуникаций, и само общение может стать проблемой. Обязательно нужно разговаривать про это и внимательно слушать рассказы ребенка.

Юханна Тидель «В детском саду — поросенок!»

Издательство «Белая ворона»
Издательство «Белая ворона»

Главный герой здесь — грустный поросенок, которому очень одиноко. Вдалеке он видит детский сад, где детям очень весело, и сбегает туда. Дети в восторге, начинают с ним играть и прячут его от воспитательницы, как следует «загримировав», — надевают шапочку и свитер. Он идет с ними в группу, и воспитатель его не узнает. Поросенок чувствует себя немного неловко: ему приходится многому учиться — умываться, есть за столом, укладываться спать в кроватку, — но дети ему в этом помогают.

В конце книжки воспитательница все-таки раскрывает секрет поросенка, выгоняет его из группы, и вот он снова, несчастный, сидит в своем загончике.
Но на следующий день дети приходят к нему вместе с воспитательницей, она извиняется, с ним играют.

Мы проживаем замечательную историю, в которой есть много тем: она о том, как интересно учиться, о том, что надо помогать. И о том, что, если воспитательница отчитывает, это еще не значит, что она плохая и злая, возможно, она растерялась и испугалась.

О чём можно поговорить: ты тоже когда-нибудь чувствовал себя таким поросенком? Тебе было одиноко? Может быть, хотелось подружиться, но было страшно подойти? Ты чего-то не умел и не знал, и тебе приходилось прочить ребят о помощи?

Важно! У каждого из нас, взрослых, есть своя история, связанная с адаптацией в детском коллективе в раннем возрасте. Она может сильно влиять на оценку ситуации. У кого-то опыт садовской жизни был неприятным. Если у вас появляется чувство вины, по вечерам вы сломя голову бежите забирать «бедного» ребенка из садика, кажется, что воспитатель не уделяет достаточно внимания именно вашему малышу или ругает только его, у вас появляются злость и раздражение — старайтесь отделять свои чувства от эмоций ребенка.

Другая история — если у вас в садике все было хорошо, а сейчас ребенок жалуется вам на детсад, есть большой соблазн в ответ сказать: «Да ерунда! Это все капризы». Это противоположная крайность: нельзя не слушать ребенка. Если повторяются одни и те же жалобы — тошнит от супа, воспитательница кричит, кто-то обижает — идите с ребенком к психологу.

Детский садик — это очень важный опыт для социализации, для самооценки. И он очень влияет на жизнь взрослого человека.

Читайте также:

Как испортить ребёнку утренник: вредные советы

Болеет или притворяется? Что стоит за детскими жалобами

«Лучше потерплю». Почему ребёнок не ходит в туалет в детском саду?

Фото: Shutterstock, пресс-службы издательств

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти