«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
Премьера! «Малышарики. Умные песенки»Премьера! «Малышарики. Умные песенки»
0+
9:40
Премьера! «Малышарики. Умные песенки»
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)
0+
9:45
«Тима и Тома». Мультсериал (С субтитрами)

Техника чтения в школе: что важно, а что нет

«Сколько слов в минуту должен читать ребёнок?», волнуются родители. А вдруг у него плохая техника чтения? Может быть, он не соответствует каким-то нормам? Рассказываем, почему не стоит ориентироваться только на показатели.

На самом деле, по ФГОС строгих нормативов по технике чтения для первоклассников нет, хотя считается, что к концу младшей школы ученик должен на базовом уровне уметь читать 100−120 слов в минуту. Ведь в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки, с разными возможностями, различаются способностями и темпераментом, и их задача — не научиться читать определенное количество слов, а читать осознанно и выразительно. Так что если учитель говорит о нормативах скорости чтения в 1 и 2 классе, имейте в виду, что они ориентировочные и зависят от индивидуальных особенностей ребенка и его психофизического развития.

Часто при словах «беглость чтения» или «скорость чтения» родители думают о тех, кто уже умеет читать, а не пока еще учится. Свободное чтение не так уж отличается от свободного владения иностранным языком: для них требуется знать язык достаточно хорошо, чтобы понимать и общаться без труда. Беглость чтения можно определить как способность читать текст легко, быстро и выразительно, не прилагая особых усилий, легко понимая смысл текста. При оценке общей техники чтения ребенка обычно рассматриваются два разных типа: беглость устного чтения и беглость чтения про себя.

При этом многие дети способны довольно быстро читать вслух, но это совершенно не значит, что они успели что-то понять и запомнить. Свободно читающий ребенок не запинается и не «проглатывает» слова, не делает длинных пауз, читает с выражением — использует правильную интонацию, правильно произносит большинство слов и отмечает долгие и краткие гласные, делит ли их на слоги, верно ли делает ударения. Но понимание прочитанного, осознанное чтение не менее важны, чем скорость, так что лучше не ориентироваться на количество слов в минуту, а для проверки техники чтения подбирать тексты и задания к ним, которые и интересны ребенку, и соответствуют его словарному запасу и кругозору.

Беглость чтения про себя немного сложнее, чем беглость устного чтения: постепенно ребенок научится зрительно воспринимать и понимать не одно слово за раз, а видеть сразу словосочетание. Многие дети читают про себя вроде бы в хорошем темпе и механически без затруднений, но при этом не может рассказать вам, о чем эта история, или ответить на вопросы о ней.

И все-таки, почему важно научиться читать быстро?
Главная причина, по которой важно беглое чтение, заключается в том, что без свободы чтение не доставляет удовольствия. Ребенок, умеющий читать, будет брать книгу просто потому, что ему этого хочется, ему интересно, а не потому, что надо позаниматься. И еще одна важная причина: беглое чтение приводит к улучшению письменных навыков, увеличению словарного запаса и лучшему пониманию текста.

Читайте также:

10 секретов родителей, чьи дети любят читать

Нескучные упражнения, которые помогут ребёнку научиться читать

Как помочь дошкольнику полюбить чтение? 8 советов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти