29 апреля 2019

Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами

Выбирая вместе с ребёнком вид внешкольных занятий, родители девочек часто склоняются к танцевальным классам и хореографическим кружкам. Ведь умение двигаться под музыку воспитывает гибкость, грацию, утонченность, а эти качества традиционно считаются очень важными для будущих женщин. Мальчиков в таких кружках намного меньше, к сожалению. Но танцы полезны для всех детей. Какие важные качества они воспитывают в будущих мужчинах? На эту тему рассуждает педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ, спортивный психолог Самира Филатова.

Самира Филатова, спортивный психолог, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ
Самира Филатова, спортивный психолог, педагог-психолог Академической гимназии СПбГУ

Танцы и хореография

В расписании уроков некоторых российских общеобразовательных школ можно встретить такой предмет, как хореография. Есть и кружки с таким названием. Чему же там учат? Строго говоря, хореография — это не какой-то вид танцев, а основа любого танцевального направления. Это обширное понятие, которое включает в себя прежде всего элементы, движения, характерные для отдельных видов танца, а также схему, рисунок, постановку. Очень часто это слово используют как синоним для классического танца. Именно на уроках хореографии дети получают представление об основах балета.

Почему в танцевальных школах больше девочек

Когда родители вместе с ребёнком выбирают спортивную секцию (а танцы — это не только искусство, но и спорт), они ориентируются на ряд факторов: способности ребёнка; качества, которые хотелось бы развить; техническая возможность заниматься каким-либо видом спорта.

У танцев масса преимуществ. Они не только улучшают осанку, повышают выносливость, гибкость и другие качества, важные для многих видов спорта, но и развивают чувство ритма, умение слышать музыку и, что важно, координировать движения тела в соответствии с музыкой. Для творческих детей уроки хореографии, где важен артистизм, — это возможность самовыражения. Маленькие танцоры учатся преподносить себя, а этот навык ценен для будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была.

У девочек дошкольного и младшего школьного возраста уровень развития гибкости и предметной ловкости выше, чем у их ровесников-мальчиков. И музыкально-ритмические движения им тоже даются проще. Скорее всего, именно поэтому в танцевальных студиях мальчиков меньше, чем девочек.

Кроме того, не изжит стереотип о том, что танцы — это не серьёзное, не мужское занятие, что они не развивают тех качеств, которые важны для сильного пола. Это ошибочное мнение. Уроки танцев способны дать мальчикам очень многое, помимо физической нагрузки, столь нужной растущему организму.

Что дают мальчикам танцы

Занятия в танцклассе — это еще и нравственное развитие. Ведь партнёр по парным танцам — девочка, и чтобы сработаться с ней, мальчику нужно развивать навыки взаимодействия с противоположным полом, учиться быть сдержанным, вести себя вежливо и корректно. Знакомых мне мальчиков, которые занимаются в танцевальном ансамбле, я могу охарактеризовать как настоящих джентльменов. Причём трепетное и уважительное отношение к девочкам они сохраняют и за пределами зала для занятий.

Не зря в царской России будущих офицеров учили не только обращаться с оружием, но и танцевать. В те времена это было обязательное умение для образованного и всесторонне развитого молодого человека. И сейчас во многих военных учебных заведениях возрождается эта традиция.

Занятия танцами предполагают и эстетическое воспитание — важный элемент гармоничного развития. Такие уроки — это регулярное прослушивание качественной музыки, возможность носить красивую одежду (сейчас существует даже тренировочная форма, которая и удобна, и выглядит эффектно). Нередко занятия проходят в просторных залах и залах с большим количеством зеркал. Это создаёт торжественную атмосферу, а ещё, каким бы ни было направление танцев, — ощущение полёта. Некоторым танцорам особенно повезло: они занимаются в роскошных интерьерах исторических зданий.

Многие родители воспринимают танцевальные студии как место, где их ребёнок раскроется, избавится от мышечного зажима, станет более уверенным в себе. Это возможно в том числе благодаря хорошей осанке и красивой походке, которые вырабатываются при регулярных занятиях. В парных танцах ведёт именно мальчик, он учится занимать доминирующую позицию, а спустя какое-то время после начала занятий даже самые застенчивые ребята чувствуют себя более уверенно.

Человек со здоровой самооценкой чаще всего уважительно относится к окружающим. Расскажу историю одного школьника, который был застенчив и при этом конфликтен. Родители отдали его в секцию современных танцев. И как-то на новогоднем празднике в классе он станцевал композицию, которую выучил на занятиях. Этот момент стал переломным в его отношениях с одноклассниками. Некоторые из них проявили интерес к его увлечению, стали уделять однокласснику внимание. А это, в свою очередь, укрепило его уверенность в себе, и конфликтовать со сверстниками он стал значительно реже. Кроме этого, среди других участников танцевального ансамбля мальчик нашел верных друзей.

Традиционно считается, что у мальчиков больше лишней энергии, которой важно найти мирное применение. Уроки танцев могут стать способом потратить её с пользой.

Конечно, все эти плюсы при всей их очевидности не проявятся сами собой. Очень важны индивидуально-типологические особенности ребёнка, общая атмосфера в танцевальном классе, личность и квалификация преподавателя.

С какого возраста стоит начать занятия

В некоторых студиях и кружках детей принимают на занятия уже с трёх лет. Этот возраст считается идеальным для малышей, которым прочат танцевальную или спортивную карьеру. Это вовсе не значит, что шестилеткам уже поздно начинать. Просто психомоторное развитие не одинаково в разных возрастных группах. Так, например, в 5−6 лет мальчики имеют высокий уровень скоростно-силовых способностей, общей выносливости. В чуть более старшем возрасте, в 6−8 лет, увеличиваются быстрота и точность, согласованность движений, развиваются ориентация в пространстве, равновесие и чувство ритма. Если сравнить двух пятилетних мальчиков с примерно одинаковыми задатками, один из которых только начал занятия, а другой танцует с трёх лет, то разница будет существенной. Второй ребёнок будет как минимум более гибким и пластичным. Но пройдет ещё 2−3 года, и первый мальчик может показать даже лучший результат, если будет интенсивно заниматься.

По отзывам самих ребят, для которых танцы не стали профессиональной деятельностью, оптимальный возраст начала занятий — это 7−8 лет.

Кому можно и нужно заниматься

Чтобы занятия танцами приносили пользу, вовсе не обязательно иметь какие-то определённые способности. Заниматься могут все! У любого человека можно развить чувство ритма, хорошую координацию движений, гибкость и другие качества. Если ребёнок не отличается крепким здоровьем и даже освобождён от физкультуры, танцы помогут ему стать более сильным и выносливым, обеспечив оптимальный уровень нагрузки. Конечно, речь идет о начальном этапе занятий и обычном танцевальном кружке: профессиональные танцоры тренируются очень серьёзно, как любые другие спортсмены.

Танцы — это движение, возможность для творческого самовыражения, дисциплина и ответственность. А ещё достойное и полезное занятие для маленьких мужчин. Если вашему сыну интересен спорт, но он пока не выбрал секцию, присмотритесь к школам танцев.

Читайте также:

Личный опыт: моя дочь — гимнастка

8 способов помочь ребенку, который волнуется перед выступлением

Нейройога: развиваем мозг и тело

Фото: Kseniia Vorobeva, Photobac, Dmytro Vietrov/Shutterstock.com

Читайте также:
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
23 августа 2019
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
Герои этих книг каждый день ходят на учёбу, попадают в нелепые ситуации, пытаются подружиться с одноклассниками и справиться с трудными уроками. 
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Школьные покупки: на что обратить внимание?
21 августа 2019
Школьные покупки: на что обратить внимание?
Конец августа для многих родителей — время суматошное: надо готовиться к учебному году, покупать форму и школьный рюкзак. Как выбрать качественные вещи, узнаем из рекомендаций Роспотребнадзора.
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
19 августа 2019
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
Замечаете, что детские капризы превратились в затяжные истерики, а просьбы ребенка больше похожи на приказы? Кажется, дома у вас подрастает маленький тиран: сам ничего не делает, а только требует, требует… В какой момент вы допустили ошибки в его воспитании, и можно ли их теперь исправить? Советует психолог Мария Баулина.
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
19 августа 2019
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
Что важно успеть сделать до сентября? Не только купить форму и тетрадки, но и поговорить с ребенком о том, что он ждет от нового учебного года.
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
18 августа 2019
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
Как помочь ребенку меньше болеть и сохранить больше сил для учебы?
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
16 августа 2019
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
«Унесите малыша обратно?», предлагает дочка, неделю назад ставшая старшей сестрой. Но детская ревность вовсе не забавная - она доставляет всем членам семьи массу хлопот и напряжения, сказывается на атмосфере в семье. Что делать с детской ревностью, советует психолог Александра Кабалевская.
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
16 августа 2019
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
Школьник не любит кашу и овощи? Возможно, причина в том, как вы кормили его в детстве!
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
15 августа 2019
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
Современные родители так хотят создать своим детям идеальные условия и оградить от проблем, что иногда окружают их чрезмерной заботой. Какие признаки говорят о том, что вам стоит чуть ослабить объятия?
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
13 августа 2019
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
7 августа 2019
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
Мы уже внутренне приняли, что материнство приносит нам не только радость, но и огорчения. Но почему же мамы даже давно не новорожденных детей так сильно устают? Почему устают мамы, у которых есть помощники и организован быт? Почему мама и усталость чаще всего идут рука об руку, объясняет психолог Анна Скавитина.