13 августа 2019

Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?

Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Повезло ли левшам?

Я — левша, моя мама и мамина мама — левши. Это значит, что мы предпочитаем использовать левую руку, если нужно что-нибудь сделать или показать эмоциональный жест. Нас в мире около 15 процентов. Но в некоторых регионах левшей до 40 процентов, например, на Дальнем Востоке и в Калифорнии. И это значит, что наше ведущее полушарие — правое. Оно же отвечает за эмоции, творчество и образное восприятие мира. Большая часть человечества — правши, и у них доминирует левое полушарие, отвечающее за логику и знаки. На самом деле это не совсем так, потому что чистые типы встречаются редко!
В творческой сфере процент леворуких и амбидекстров — людей, у которых развита и левая и правая рука, достаточно велик, но среди представителей технических профессий преобладают правши. Левшей непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов. Например, бейсболистов, гольферов и боксеров, фехтовальщиков. А Национальное Бюро Экономических Исследований опубликовало доклад о превосходстве левшей над правшами. Как оказалось, выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13 — 21% (в зависимости от продолжительности обучения) больше, чем их однокашники — правши. Наверное, потому, что им вечно приходится приспосабливаться к жизни в этом неудобном мире. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Но, к сожалению, и тех, кому обучение даётся с трудом, тоже непропорционально больше, чем среди правшей! Так что преимущество быть левшой очень относительное, и на самом деле не очень понятно, само ли «левшество» тут играет главную роль.

А вы точно правша?

На самом деле мир не делится жестко на правшей и левшей, и почти у всех людей ассиметричные профили предпочтения сторон. Составьте свой профиль и профиль ребёнка — наверняка узнаете что-то новое о себе и о нем:
1. Лево- и праворукость проявляется довольно рано. Уже до года вы можете обнаружить, что ребёнок предпочитает левую или правую руку. И это факт, который обычно все про себя знают. Но, как ни странно, не всегда замечают у своих детей.

2. Есть и лево- и правоногость, предпочтение левой или правой ноги. Как это определить: попробуйте посмотреть, какой ногой ребёнку удобнее пинать мяч, какая нога толчковая в прыжке, а если все встали на старт перед бегом, то какая нога у него впереди? Левоногие при ходьбе по бездорожью отклоняются вправо, так как шаг левой ноги у них длиннее, и наоборот. Очень полезное знание в лесу!

3. Ведущий левый или правый глаз. Вытяните руки вперёд, соедините их так, чтобы получилось окошко-прицел из пальцев. Теперь посмотрите на какую-то вещь через окошко двумя глазами. Если вы закрываете один глаз, и предмет уходит из поля зрения, значит этот глаз — ведущий. Это знание пригодится при занятиях разными видами спорта.

4. Ведущее ухо. Часто это то ухо, которым вы поворачиваетесь к источнику звука, если возможности равные. У правшей часто (примерно в 21% случаев) бывает левоухость. Левоухие люди более чувствительны, чем правоухие, к одновременным звукам с двух сторон. Если с одной стороны играет музыка, а с другой разговаривают люди, левоухие могут испытывать растерянность, беспокойство, некоторых даже начинает тошнить, они плохо запоминают информацию. Например, левоухие дети в классе: с одной стороны говорит учитель, с другой болтают одноклассники — левоухий ребёнок не услышит полностью ни того, ни другого! Выход: выбирать в классе крайние в ряду места, то есть так, чтобы звуки шли в одно ухо.

Так что есть как абсолютно разные левши, так и правши: желательно учитывать индивидуальный профиль человека, чтобы он использовал свои возможности наилучшим образом.

Переучить или помочь?

Вы, наверное, знаете, что в прошлом левшей пытались подстроить под «правый» мир, и переучивали, перекладывая ручку при письме и ложку во время еды из левой руки в правую. Считалось, что «левшество» — серьезный недостаток и для жизни в обществе, и в овладении ремеслом. То есть левша должен был развиваться так, как удобно обществу, а не в соответствии со своими физиологическими особенностями. Но даже для переученного левши левосторонний тип поведения остаётся естественным. И в момент сильных переживаний или при усталости левша возвращается к использованию левой руки. Известна даже история про левшу-парашютиста, который погиб, пытаясь безуспешно достать кольцо для раскрытия парашюта левой рукой.

Меня, как и многих детей моего поколения, тоже переучивали, но, пожалуй, это даже пошло мне на пользу: может быть, потому, что это не распространялось на все сферы моего развития. Меня научили писать в школе правой рукой, но рисовать я предпочитаю левой, потому что на уроках рисования кисточку никто в другую руку не перекладывал. Так что я — амбидекстр: могу пользоваться и правой и левой рукой почти одинаково. Но меня тоже раздражают вещи, приспособленные только для праворукого мира. Попробуйте надеть часы на правую руку и попытаться их завести. Я их просто никогда не ношу! А попробуйте засунуть левой рукой билетик в метрополитене? Левши часто чувствуют себя как Алиса в зазеркалье (кстати, ее автор Льюис Кэррол был левшой).

Существуют даже организации, которые объединяют левшей в разных странах, чтобы бороться за свои права, за то, чтобы профессиональные действия они могли выполнять не по стандартным условиям, а в удобном для левшей варианте.

Как учить левшу?

Сложности у левшей возникают и при обучении в школе, потому что праворукий мир, не осознавая этого, предлагает левшам методы обучения, далеко не всегда им подходящие. Именно поэтому и сложилось представление, что у левшей большие проблемы с обучением. Так, по статистике детей с проблемами обучения среди левшей в 2,5 раза больше, чем среди правшей. Но! На самом деле не доказана разница в интеллектуальных способностях у правшей и левшей, тем более, что чистых типов левшей или правшей не много. Есть особенности функционирования, которые чаще можно встретить у левшей: например, левши могут казаться медлительными в школьном обучении, хотя быстро соображают в обычных ситуациях, и часто начинают скучать, потому что готовы к большим объемам информации. Но они терпеть не могут изучать всё по частям — это слишком очевидно. А вот в стрессовых ситуациях они замедляются. Правши оценивают и читают слова «блоками», поэтому для них необходимо использовать фонетический подход (от части к целому), который преобладает в школе. Левши обучаются от целого к части, следуя дедуктивной методике, как Шерлок Холмс, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова), фонетические транскрипции — это всё выглядит малопонятным и ненужным.

Общество и школа переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. В школе правополушарные предметы рассматриваются как не обязательные, не такие значимые: рисование, музыка, мифология. И преподаются во многих местах довольно формально. Известно, что креативность детей после того, как они начинают учиться в школе, не возрастает, а падает, что очевидно и задается перекосом в развитии левого полушария.

Для эффективного восприятия информации с доски левшам нужна светлая доска и темный мел, и чтобы все сидели полукругом, а правшам — наоборот: темная доска и светлый мел, и все сидят рядами за партами. Не так уж просто эти условия сочетать в одном классе! Но можно придумать варианты, чтобы потерь информации было меньше.

То, чего не хватает в школе, приходится компенсировать дома. Если особенности восприятия пространства и времени леворуким ребенком учтены, он усвоит все предметы так же, как и правша. Но и родителям, и учителям важно понимать, что часто левшам нужно больше времени для того, чтобы перевести материал на свой собственный язык мышления.

А кто из вас левша? У кого дети — левши? Расскажите об их особенностях. Особенно интересно сравнить, если в семье есть и левши, и правши!

Читайте также:

Ваш ребенок — интроверт: 5 признаков

Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Фото: Yulia Evstratenko, Sharomka, Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Читайте также:
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
16 августа 2019
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
«Унесите малыша обратно?», предлагает дочка, неделю назад ставшая старшей сестрой. Но детская ревность вовсе не забавная - она доставляет всем членам семьи массу хлопот и напряжения, сказывается на атмосфере в семье. Что делать с детской ревностью, советует психолог Александра Кабалевская.
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
15 августа 2019
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
Современные родители так хотят создать своим детям идеальные условия и оградить от проблем, что иногда окружают их чрезмерной заботой. Какие признаки говорят о том, что вам стоит чуть ослабить объятия?
Чем заняться дома в плохую погоду? 25 идей
9 августа 2019
Чем заняться дома в плохую погоду? 25 идей
Даже если погода не радует, скучать все равно не будем! Вот целый список отличных идей для игр, творчества, развития фантазии и просто веселья. Вам понравится!
Как уладить конфликт на детской площадке: 4 шага к быстрому примирению
8 августа 2019
Как уладить конфликт на детской площадке: 4 шага к быстрому примирению
Скандалы у качелей и в песочнице вспыхивают мгновенно: родителям надо быть начеку. Как правильно действовать, чтобы не дать конфликту разгореться?
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
7 августа 2019
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
Мы уже внутренне приняли, что материнство приносит нам не только радость, но и огорчения. Но почему же мамы даже давно не новорожденных детей так сильно устают? Почему устают мамы, у которых есть помощники и организован быт? Почему мама и усталость чаще всего идут рука об руку, объясняет психолог Анна Скавитина.
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
5 августа 2019
«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия
Это не ваш ребенок разбил чашку - она сама выпрыгнула из его рук. А грязные следы на полу (с отпечатками кроссовка) оставил не он, а собака. Похоже, обвинить кого-то другого для него - привычный способ избежать вашего неодобрения. Что же делать?
6 причин разрешать детям играть в видеоигры. Потому что от них есть и польза!
2 августа 2019
6 причин разрешать детям играть в видеоигры. Потому что от них есть и польза!
Пытаетесь отобрать у ребенка игровой пульт или планшет? Уверены, что видеоигры - бесполезная, а иногда и опасная трата времени? Давайте попробуем посмотреть на них с другой стороны.
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
31 июля 2019
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
Родители не всегда достаточно подробно разговаривают с детьми о деньгах. И это серьезная проблема, так как наши финансовая грамотность и благополучие, наши отношения с деньгами, хорошие привычки управления деньгами закладываются в детстве. Как это исправить, рассказывает психолог Анна Скавитина.
7 игр-загадок для всей семьи
26 июля 2019
7 игр-загадок для всей семьи
26 июля - День загадывания загадок. И отгадывания, конечно! Поиграем?
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Лекторий «Прямая речь» приглашает на литературный фестиваль
5 июля 2019
Лекторий «Прямая речь» приглашает на литературный фестиваль
11 июля в Гоголь-центре начнется III Литературный фестиваль лектория «Прямая речь» - «ВСЛУХ»!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.