28 февраля 2018

Хорошие дети иногда ведут себя очень плохо, и вот почему

Этот феномен знаком, пожалуй, каждой маме! С папой, бабушкой и даже няней ребенок ведет себя просто идеально, но стоит на горизонте показаться маме — и ее ждут капризы и истерики. И знаете что? Это нормально! Объясняет эксперт «О!», психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

— Вы знаете, как ребёнок от бабушки приедет, его нужно полдня в себя приводить. Может, вообще к бабушке не ездить?

— А наш, когда папа с ним дома, как шелковый! Стоит маме домой вернуться — начинается истерика.

— А наш вообще хуже всего ведёт себя с мамой. Хоть маму от воспитания отстраняй! Но он с мамой в основном время и проводит, так что не отстранишь.

— Мы с отцом ребёнка в разводе, и к нему в гости не пускаем. Он на него плохо влияет. Ему там все можно, а потом сплошные крики дома.

— У нас ребёнок дома послушный, всё делает, как скажешь, а в школе на него чуть ли не каждый день жалуются. Обсуждаем, разговариваем. Всё понимает, но ничего не меняется.

— Мне своего стыдно из сада забирать. Целый день он там бегает довольный и счастливый, как только я за ним прихожу — орет, ногами топает, не одевается. Спрашиваю: «Домой не хочешь?» «Хочу», — кричит.

Вы, наверное, много раз слышали такие истории, и со своими детьми это проходили. Почему обычно хорошие дети с другими взрослым или в другой среде превращаются в непослушных хулиганов и вредин? Или наоборот, хуже всего ведут себя с мамой? Давайте разберемся.

Маленький ребёнок — человек эмоционально зависимый от общества, в котором находится. Он подражает окружению, копирует, имитирует, впитывает в себя мир как губка. Это встроенный в него механизм развития. Если вы услышали или увидели в поведении ребёнка что-то новенькое, подумайте, кто из ваших близких говорит или ведет себя так же? Или просто посмотритесь в зеркало.

Находясь рядом с бабушкой, ребёнок подстраивается под нее, создаёт с ней приемлемую линию поведения и мгновенного реагирования. Бабушка говорит в другом темпе, больше успокаивает или веселит, что-то разрешает, что-то запрещает, но ведет себя не как мама. Как только ребёнок возвращается к маме, ему сложно быстро перестроиться, понадобится довольно большой запас времени на то, чтобы «подгрузить» другую программу в мозг и вспомнить, какие здесь правила поведения. Некоторое время он как диджей миксует «бабушкину» и «мамину» программу. Если в этот момент ребёнка ругать, настаивать на привычном для вас поведении, то перезагрузка буксует: малыш выдаёт эмоциональные вспышки и поведение, которое родителям нравится ещё меньше.

Что же делать?

  • учитывать необходимость перехода;
  • помнить, что чем больше различий между значимыми для ребёнка людьми, тем больше времени необходимо для перехода;
  • не планировать срочно куда-то добежать сразу после того, как ребёнок перейдёт из одной среды в другую;
  • смириться с тем, что с каждым близким человеком ребёнок будет выстраивать разные отношения и пробовать переносить опыт, полученный в одних отношениях, в другие;
  • не обвинять, по крайней мере, при ребёнке, бабушку, папу, воспитателя, учителя в неправильном подходе к воспитанию. Если, конечно, вы не хотите, чтобы сохраняя верность своей маме, ребёнок вне дома отказывался подстраиваться под другие правила.

Это вовсе не значит, что ребенок всю жизнь так и будет подстраиваться под всех, но адаптироваться под разные жизненные условия и обстоятельства — это важный навык для любого человека. Если мама проводит с ребёнком много времени с раннего возраста, то отношения именно с ней будут для ребёнка самыми тёплыми, доверительными и безопасными. И именно эти отношения станут базой, образцом для создания любых других близких отношений в дальнейшей жизни: с друзьями, коллегами, с любимыми людьми.

Маме, как человеку, которому можно безусловно доверять, часто достается и самое отвратительное поведение, на которое ребёнок способен и самые сильные эмоции от «люблю-не могу» до «ненавижу-уйди навсегда». Мама — это безопасность, и поэтому с ней можно не контролировать свои эмоции, даже если с другими людьми уже немного научился это делать. Мама — буфер между ребёнком и миром, она должна справиться с бурей чувств, которые переполняют ребёнка.

Чем дольше ребёнок сдерживался, тем сильнее он нуждается в расслаблении. Например, после полного дня в детском саду или начальной школе с жесткими правилами поведения, ребёнок «отпускает вожжи», а маме приходится служить внешним регулятором, потому что внутренний перегружен и временно не работает. Чем спокойнее мама выполняет функцию успокоителя, тем быстрее приходит в норму внутренний регулятор у ребёнка. В этот момент можно сказать: «Ты так носишься по раздевалке/ кричишь/ топаешь ногами, что я понимаю, как ты по мне соскучился. Иди ко мне! Посиди со мной, я тебя обниму. Я тоже по тебе скучала».

У ребёнка нет навыка переводить свои переживания в слова, поэтому он часто показывает их с помощью поведения. Если ребёнок с мамой почти всегда ведёт себя хорошо, но отрывается на бабушке или няне, с которыми проводит много времени, это значит, что с бабушкой или няней ему безопаснее, чем с мамой. Такое бывает, если маме приходится много работать или по другим причинам отсутствовать дома, и ребёнок видит маму реже, чем няню или бабушку. У хороших мам дети часто ведут себя с ними хуже, чем с остальными людьми.

Бывают ли исключения из правил? Да, если мама проводит с ребёнком много времени, но быть буфером и успокоителем у неё получается не очень хорошо. Когда переполненный эмоциями ребёнок кричит, то никакого регулирования не случается, мама сама теряется, тревожится, впадает в панику, не понимая, что делать. Когда она была маленькая, её окружение не научило её справляться с трудными эмоциональными состояниями, поэтому ей трудно быть даже с собой, не то что, спасать другого от его разрушительных эмоций. В таком случае детский крик из-за отсутствия маминого навыка и саморегулирования ребёнка продолжается часами до посинения или покраснения, начинаясь обязательно в присутствии «слабого звена» в семье. Наиболее вероятный возраст начала таких многочасовых криков — 2−3 года. Конечно, это может быть не мама, а какой-то другой член семьи, например, бабушка. В таком случае приходится срочно переобучать «слабое звено», по возможности сокращая время, проводимое с ребёнком один на один на момент переобучения психологом. Человек-«слабое звено» пока сам как ребёнок, который свои переживания с трудом может перевести в слова.

Не бойтесь дать внимание ребёнку в момент, когда он ведёт себя ужасно. Именно сейчас он больше всего нуждается в понимании и поддержке любящего человека! Это совсем не значит, что плохое поведение надо поощрять и поддерживать, это значит, что нужно помочь ребёнку найти более адекватный способ выразить свои переживания, тем самым обучая его справляться с самим собой в сложные моменты жизни.

Фото: Ecaterina Glazcova/Antonio Guillem/spass/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
Что подарить ребёнку на Новый год
14 декабря 2018
Что подарить ребёнку на Новый год
Пусть Дед Мороз принесет полезные подарки!
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
12 декабря 2018
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
Гости нового выпуска программы «О! Дети» поговорят о современной детской литературе.
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
11 декабря 2018
7 новогодних традиций, которые можно завести уже в этом году
Создайте дома атмосферу праздника!
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
6 декабря 2018
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
Как рассказать детям о пингвинятах и их мамах и папах.
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
6 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
Если вы пропустили, смотрите эфир прямо сейчас!
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
5 декабря 2018
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
6 типов поведения, с помощью которых можно манипулировать мамой и папой.
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
2 декабря 2018
Всё о зиме: 10 загадок самого холодного времени года
Пройдите этот зимний тест вместе с детьми!
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
29 ноября 2018
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Психолог Мария Наумова о секретах воспитания детей разных темпераментов.
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
28 ноября 2018
Эмоциональная устойчивость и творческое мышление: чему ещё могут научить неудачи
Позвольте ребёнку самостоятельно получить этот полезный опыт!
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
26 ноября 2018
Чему учат в школе: как проходят современные уроки дизайна
Разбираемся вместе с экспертами.
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
26 ноября 2018
Проект Family3 снял документальный фильм, посвящённый родительскому выгоранию
Фильм можно посмотреть бесплатно в интернете.
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»:  4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
24 ноября 2018
«Поколение детей с СДВГ — это наше будущее»: 4 теневых признака синдрома, о которых рассказывает нейропсихолог
Как понять, что является вариантом нормы, а что — тревожный симптом?