17 апреля 2018

Платить ребенку за хорошие оценки – плохая идея, и вот почему

Многие родители считают, что хорошо учиться — это обязанность ребенка, его работа, а за работу его нужно материально поощрять. Одни мамы и папы обещают детям новейшие смартфоны и гаджеты за отсутствие троек среди годовых оценок. Другие готовы давать ребенку деньги за каждую пятерку. Хороший ли это педагогический метод? Разбираемся вместе с детским психологом Ириной Катин-Ярцевой.

Ирина Катин-Ярцева, клинический психолог, игротерапевт
Ирина Катин-Ярцева, клинический психолог, игротерапевт

Для чего и для кого ребенок учится

Взрослый человек понимает, что хорошая учеба имеет отложенные выгоды. Это значит, что ее результаты — качественное образование, общий кругозор, перспективная работа, возможность преуспеть в жизни — появятся только через несколько лет. Для ребенка эти цели абстрактны, он не может их четко осознать, поэтому не воспринимает их как стимул хорошо учиться. Но он все равно трудится, а логика подсказывает нам, что любой труд должен быть вознагражден. И все же эту работу оплачивать нельзя, и вот почему.

Во-первых, давайте задумаемся, какова цель посещения школы — пятерки или знания? Если ребенку платят за пятерки, то именно они становятся для него смыслом учебы. И здесь все средства хороши — списать у приятеля, воспользоваться готовым заданием, применить шпаргалку, выклянчить оценку у учителя…

Во-вторых, кому на самом деле нужна учеба? Вам или ребенку? Если вы платите за учебу, напрашивается вывод, что учеба нужна именно вам, родителям. Из-за этого у ребенка не формируется ни мотивации стремиться к знаниям, ни восприятия учебы как своей главной задачи.

В-третьих, если вы платите ребенку за пятерки, задумайтесь, для чего вы это делаете? Вы исходите из предположения, что для успеха ребенку не хватает только мотивации? Мысля подобным образом, мы часто упускаем из виду проблемы, которые мешают ребенку учиться и требуют нашего участия.

Это могут быть самые разные трудности:

  • соматические (телесные) — недостаток физических сил, сна, быстрый рост, скудное или неправильное питание, болезнь или состояние после нее;

  • психологические — депрессивные состояния разной степени тяжести, эмоциональные конфликты, оттягивающие на свое решение силы организма, выученная беспомощность, игровая зависимость;

  • трудности обучения — пропущенный материал, недостаточная зрелость некоторых зон мозга, которая может проявляться и в освоении отдельных предметов и в общем учебном процессе (сложности восприятия информации на слух, при чтении, трудности с запоминанием или воспроизведением выученного, проблемы с удержанием внимания и вхождением в задание, неспособность организовать самостоятельную работу);

  • внешние причины — домашние или школьные конфликты, факторы, мешающие приготовлению домашних заданий (работающий телевизор, шум от маленьких детей, соседей), сильная занятость внеклассной деятельностью.

Мотивация к учебе и деньги

А если у ребенка нет всех этих проблем, а в недостатке — только мотивация?

В норме ребенку интересно учиться, и он хочет это делать. Мотивацией может быть удовольствие от учебы (узнавания нового, общения с интересным учителем, с компанией сверстников, увлеченных занятиями), возможность практического применения изученного, честолюбие, желание быть лучшим.

Бывает, что недостаток мотивации — следствие незрелости конкретного ребенка, его неготовности к школьному обучению, неподходящей программы. Также бывает и то, что полюбить учебу мешает сам процесс. Например, неинтересная подача предмета, нелогично построенная программа, неправильно организованный учебный процесс, и — самое удручающее — разрыв между учебой и ее результатом, отсутствие возможности применить изучаемое на практике. Этот разрыв порождает ощущение ненужности, бессмысленности изучаемого материала, что значительно уменьшает мотивацию. Никому не хочется тратить время на бесполезное дело.

Не стоит забывать и о возрастных особенностях детей: в подростковом возрасте интересы перемещаются в сторону общения со сверстниками и овладения «взрослыми» занятиями, и это нормально.

Таким образом, плата за пятерки не решает проблем ребенка, но может в какой-то степени замаскировать их.

Хорошая учеба без материальных стимулов

Как же помочь ребенку хорошо учиться?

Прежде всего стоит обратить внимание на его телесное здоровье и эмоциональный комфорт. Мотивация к учебе проявляется, когда ребенок здоров и спокоен. Если что-то его сильно тревожит, то он не сможет учиться в полную силу. В ситуации развода родителей, переезда, после рождения младших братьев и сестер самым важным для ребенка станет именно это, а вовсе не новая тема, которую объясняют на уроке. Чтобы справиться с переживаниями, нужно говорить о них. Поощряйте ребенка делать это, внимательно выслушивайте, не давая советов, не ругая, не уговаривая его позабыть свои тревоги. Попробуйте понять, что он чувствует, и разделить с ним эти переживания: «Представляю, как ты огорчен. Это, наверное, очень обидно. Как же тебе было страшно!», вместе помечтайте о том, чего бы он хотел.

Есть несколько приемов для стимуляции собственно учебной мотивации.

  • Ваш искренний интерес к содержанию учебы. Если вы считаете школьные предметы неинтересными, бесполезными, вряд ли вы сможете убедить ребенка думать иначе. Найдите то, что вам интересно в школьной программе, старайтесь связать текущие интересы ребенка с тем, что он проходит, вместе ищите ответы на все его вопросы. Например, так: «Ты спросил, почему деревья сбрасывают листья, и мы с тобой выяснили, что они живые и во время холодов им трудно высасывать воду из почвы. А вот как ты думаешь, слово „береза“ относится к одушевленным существительным? Давай проверим. Смотри-ка, не все живое — одушевленное…»

  • Стремитесь к так называемому эврика-эффекту. Это мощный стимул к познанию, заложенный в природе человека, — удовольствие от разгадывания загадки, решения задачи. Поэтому очень важно создавать для ребенка ситуации, в которых он сможет получить ответ на интересную и доступную его уровню задачу, вопрос, пусть даже и с вашей подсказкой. Например: «А какой у тебя будет ответ, если 1 поделить на 2? Одно яблоко поделить на 2 человек? Сколько частей получится?», «Смотри-ка, когда мы умножаем 2 на 10, мы пишем 2, а потом 0. Когда умножаем 3, то пишем 3, а потом 0. А как умножить 4 на 10?»

  • Похвала. Обязательно находите, за что похвалить ребенка. При этом особенно ценной и стимулирующей похвалой оказывается не абстрактное «молодец», не оценка «ты умный», но те слова, которые подчеркивают труд ребенка и ваш интерес к его пути решения. Например: «Ты сначала совсем растерялся, а потом нарисовал схему и понял, что нужно сделать!», «Ничего не получалось, а потом ты заметил, что эти углы равны, и вспомнил теорему!»

Ваша похвала может и вовсе сводиться к вопросу-поощрению: «Как же у тебя это получилось?» Важно хвалить не самого ребенка, а сделанную им работу: «Как у тебя аккуратно вышла эта буква!», «Ты все описал так детально и точно!», «Какое красивое короткое доказательство!»

Как видите, стимулировать интерес сына или дочери к учебе можно разными способами. И они, в отличие от материальных выгод, будут иметь смысл.

Читайте также:

4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе

«О!» запускает космический флешмоб

Не пропустите прямой эфир программы «О! Дети» 20 апреля в 12:00

Фото: Beatrice Mihaela/Yuganov Konstantin/Africa Studio/Shutterstock.com

Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Папы младенцев и послеродовая депрессия
17 июля 2019
Папы младенцев и послеродовая депрессия
Оказывается, у «новорожденных» отцов тоже может случиться послеродовая депрессия. Как им помочь?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Дети более внимательны, чем взрослые
11 июля 2019
Дети более внимательны, чем взрослые
И способны замечать больше деталей!
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
2 июля 2019
Как мозг мамы реагирует на плач ребенка?
Почему все мамы в мире одинаково быстро откликаются на детский плач? Все дело в наших нейронных связях!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
28 июня 2019
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
С возрастом детский эгоцентризм исчезает, так как развивается нужный участок мозга, отвечающий за умение понимать чувства других.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
Родился летом? Ищи друзей!
24 июня 2019
Родился летом? Ищи друзей!
У детей, которые родились в июле и августе, будет меньше друзей, чем у их «осенних» и «зимних» сверстников.
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
18 июня 2019
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
Мы попросили трех многодетных пап поделиться опытом: как им живется, что трудно, а что больше всего радует. Вот что получилось!