«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
14:00
«Смешарики». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
15:30
«Турбозавры». Мультсериал
«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
16:30
«Царевны». Мультсериал

Платить ребенку за хорошие оценки – плохая идея, и вот почему

Многие родители считают, что хорошо учиться — это обязанность ребенка, его работа, а за работу его нужно материально поощрять. Одни мамы и папы обещают детям новейшие смартфоны и гаджеты за отсутствие троек среди годовых оценок. Другие готовы давать ребенку деньги за каждую пятерку. Хороший ли это педагогический метод? Разбираемся вместе с детским психологом Ириной Катин-Ярцевой.

Ирина Катин-Ярцева, клинический психолог, игротерапевт
Ирина Катин-Ярцева, клинический психолог, игротерапевт

Для чего и для кого ребенок учится

Взрослый человек понимает, что хорошая учеба имеет отложенные выгоды. Это значит, что ее результаты — качественное образование, общий кругозор, перспективная работа, возможность преуспеть в жизни — появятся только через несколько лет. Для ребенка эти цели абстрактны, он не может их четко осознать, поэтому не воспринимает их как стимул хорошо учиться. Но он все равно трудится, а логика подсказывает нам, что любой труд должен быть вознагражден. И все же эту работу оплачивать нельзя, и вот почему.

Во-первых, давайте задумаемся, какова цель посещения школы — пятерки или знания? Если ребенку платят за пятерки, то именно они становятся для него смыслом учебы. И здесь все средства хороши — списать у приятеля, воспользоваться готовым заданием, применить шпаргалку, выклянчить оценку у учителя…

Во-вторых, кому на самом деле нужна учеба? Вам или ребенку? Если вы платите за учебу, напрашивается вывод, что учеба нужна именно вам, родителям. Из-за этого у ребенка не формируется ни мотивации стремиться к знаниям, ни восприятия учебы как своей главной задачи.

В-третьих, если вы платите ребенку за пятерки, задумайтесь, для чего вы это делаете? Вы исходите из предположения, что для успеха ребенку не хватает только мотивации? Мысля подобным образом, мы часто упускаем из виду проблемы, которые мешают ребенку учиться и требуют нашего участия.

Это могут быть самые разные трудности:

  • соматические (телесные) — недостаток физических сил, сна, быстрый рост, скудное или неправильное питание, болезнь или состояние после нее;

  • психологические — депрессивные состояния разной степени тяжести, эмоциональные конфликты, оттягивающие на свое решение силы организма, выученная беспомощность, игровая зависимость;

  • трудности обучения — пропущенный материал, недостаточная зрелость некоторых зон мозга, которая может проявляться и в освоении отдельных предметов и в общем учебном процессе (сложности восприятия информации на слух, при чтении, трудности с запоминанием или воспроизведением выученного, проблемы с удержанием внимания и вхождением в задание, неспособность организовать самостоятельную работу);

  • внешние причины — домашние или школьные конфликты, факторы, мешающие приготовлению домашних заданий (работающий телевизор, шум от маленьких детей, соседей), сильная занятость внеклассной деятельностью.

Мотивация к учебе и деньги

А если у ребенка нет всех этих проблем, а в недостатке — только мотивация?

В норме ребенку интересно учиться, и он хочет это делать. Мотивацией может быть удовольствие от учебы (узнавания нового, общения с интересным учителем, с компанией сверстников, увлеченных занятиями), возможность практического применения изученного, честолюбие, желание быть лучшим.

Бывает, что недостаток мотивации — следствие незрелости конкретного ребенка, его неготовности к школьному обучению, неподходящей программы. Также бывает и то, что полюбить учебу мешает сам процесс. Например, неинтересная подача предмета, нелогично построенная программа, неправильно организованный учебный процесс, и — самое удручающее — разрыв между учебой и ее результатом, отсутствие возможности применить изучаемое на практике. Этот разрыв порождает ощущение ненужности, бессмысленности изучаемого материала, что значительно уменьшает мотивацию. Никому не хочется тратить время на бесполезное дело.

Не стоит забывать и о возрастных особенностях детей: в подростковом возрасте интересы перемещаются в сторону общения со сверстниками и овладения «взрослыми» занятиями, и это нормально.

Таким образом, плата за пятерки не решает проблем ребенка, но может в какой-то степени замаскировать их.

Хорошая учеба без материальных стимулов

Как же помочь ребенку хорошо учиться?

Прежде всего стоит обратить внимание на его телесное здоровье и эмоциональный комфорт. Мотивация к учебе проявляется, когда ребенок здоров и спокоен. Если что-то его сильно тревожит, то он не сможет учиться в полную силу. В ситуации развода родителей, переезда, после рождения младших братьев и сестер самым важным для ребенка станет именно это, а вовсе не новая тема, которую объясняют на уроке. Чтобы справиться с переживаниями, нужно говорить о них. Поощряйте ребенка делать это, внимательно выслушивайте, не давая советов, не ругая, не уговаривая его позабыть свои тревоги. Попробуйте понять, что он чувствует, и разделить с ним эти переживания: «Представляю, как ты огорчен. Это, наверное, очень обидно. Как же тебе было страшно!», вместе помечтайте о том, чего бы он хотел.

Есть несколько приемов для стимуляции собственно учебной мотивации.

  • Ваш искренний интерес к содержанию учебы. Если вы считаете школьные предметы неинтересными, бесполезными, вряд ли вы сможете убедить ребенка думать иначе. Найдите то, что вам интересно в школьной программе, старайтесь связать текущие интересы ребенка с тем, что он проходит, вместе ищите ответы на все его вопросы. Например, так: «Ты спросил, почему деревья сбрасывают листья, и мы с тобой выяснили, что они живые и во время холодов им трудно высасывать воду из почвы. А вот как ты думаешь, слово „береза“ относится к одушевленным существительным? Давай проверим. Смотри-ка, не все живое — одушевленное…»

  • Стремитесь к так называемому эврика-эффекту. Это мощный стимул к познанию, заложенный в природе человека, — удовольствие от разгадывания загадки, решения задачи. Поэтому очень важно создавать для ребенка ситуации, в которых он сможет получить ответ на интересную и доступную его уровню задачу, вопрос, пусть даже и с вашей подсказкой. Например: «А какой у тебя будет ответ, если 1 поделить на 2? Одно яблоко поделить на 2 человек? Сколько частей получится?», «Смотри-ка, когда мы умножаем 2 на 10, мы пишем 2, а потом 0. Когда умножаем 3, то пишем 3, а потом 0. А как умножить 4 на 10?»

  • Похвала. Обязательно находите, за что похвалить ребенка. При этом особенно ценной и стимулирующей похвалой оказывается не абстрактное «молодец», не оценка «ты умный», но те слова, которые подчеркивают труд ребенка и ваш интерес к его пути решения. Например: «Ты сначала совсем растерялся, а потом нарисовал схему и понял, что нужно сделать!», «Ничего не получалось, а потом ты заметил, что эти углы равны, и вспомнил теорему!»

Ваша похвала может и вовсе сводиться к вопросу-поощрению: «Как же у тебя это получилось?» Важно хвалить не самого ребенка, а сделанную им работу: «Как у тебя аккуратно вышла эта буква!», «Ты все описал так детально и точно!», «Какое красивое короткое доказательство!»

Как видите, стимулировать интерес сына или дочери к учебе можно разными способами. И они, в отличие от материальных выгод, будут иметь смысл.

Читайте также:

4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе

«О!» запускает космический флешмоб

Не пропустите прямой эфир программы «О! Дети» 20 апреля в 12:00

Фото: Beatrice Mihaela/Yuganov Konstantin/Africa Studio/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти