20 мая 2018

Почему играть в куклы полезно: 3 истории из практики арт-терапевта


Для ребенка игрушки — это важный инструмент познания мира и даже себя самого. Плюшевые мишки и куклы становятся его компаньонами по играм, тесно связанным с реальностью, — посещают игрушечную школу и даже получают оценки, ходят друг к другу в гости. Взаимодействие с ними также дает малышу возможность эмоциональной разрядки, именно на этой особенности игрушек основан такой метод работы с детьми, как куклотерапия. Как вы можете использовать ее приемы в своем общении с ребенком, рассказывает психолог Юлия Горбулина.

Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»
Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»

Кукла — ваш помощник

В мировой литературе немало сюжетов о том, как куклы оживали и помогали своим владельцам или чему-то их учили, например мифы Древнего Китая или сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Если у ребенка нет настроения, если его явно что-то беспокоит, но он не хочет говорить, если вы хотите разобраться в причине его капризов, предложите ему поиграть в куклы.

Куклы понятны и интересны детям, а взрослые благодаря им могут найти общий язык со своим ребенком. Кукла способна помочь ребенку найти свое место в этом мире, проявить таланты и фантазии, открыть мечты и желания.

Как можно играть

Дима и страх, который всегда с ним
Дима и страх, который всегда с ним
Даже со страхом можно жить полной жизнью
Даже со страхом можно жить полной жизнью
arrow_back
arrow_forward

Самый простой вариант — взаимодействовать с любимой игрушкой вашего ребенка. Например, спросите вашего малыша, какое настроение у мишки (зайки, лисенка или, может, робота)? А почему оно такое? Что его испортило? Как можно улучшить настроение? Обычно ребенок переносит на игрушку все свои переживания, как на лучшего, никому не известного друга. Если же у вас есть время и желание, придумайте целое приключение, которое хотелось бы совершить вашему ребенку.

А можно взять игрушку, которая будет олицетворять важную для ребенка проблему, и обыграть вместе с ним волнующую ситуацию.

Приведу пример из своей практики. Например, Дима, который иногда чувствует сильный страх, выбрал главного героя — светловолосого мальчика. Проблему, которая так беспокоила Диму, олицетворяла фигурка черного человечка. Благодаря тому, что Дима смог осуществить этот символический перенос, найти персонаж, в котором будет воплощена его проблема, страх мальчика обрел «лицо» и перестал быть таким гнетущим. Это первая победа ребенка.

Играя с Димой, мы проговорили важные для него вещи: страх всегда с нами, но иногда он бывает и полезен, нужно осознавать его, принимать и использовать себе во благо, для достижения своих маленьких целей. В нашей игре человечек-страх даже помог Диме совершить действительно смелый поступок — кругосветное путешествие. Дима из тех детей, которых пугает все новое, но благодаря этой игре он осознал, что на самом деле маленькие и большие страхи есть у всех, они всегда с нами, но с ними можно жить. Даже со страхом можно узнавать что-то новое и смело отправляться в путешествие — а чего бояться, если страх помещается в ладошку?

Какие нужны куклы

Даже если у вас дома нет фигурок, на которые ребенок мог бы спроецировать свои переживания, не беда: сделайте их сами, из любого материала. Я за то, чтобы использовать все, что есть под рукой, давая простор своей фантазии, додумывая образ. Изготовление кукол — это психотерапевтический процесс.

Куклы из газет

Друзья газетного человечка, которых придумал Леша
Друзья газетного человечка, которых придумал Леша

В своей работе я очень часто использую бумагу, в том числе и газетную. Попросите ребенка нарисовать фломастером на газете человечка. Затем фигурку нужно вырезать, придумать ей имя и биографию: чем она занимается, что любит или не любит, что ее тревожит, а что радует. Затем вместе с ребенком вы можете создать целый мир для этого человечка, параллельно выясняя для себя, чего же на самом деле хочет ваш ребенок.

Пример из практики. Леша не умеет дружить — это их с мамой мнение. У него нет друзей в детском саду. Леша — мальчик сообразительный и очень активный, любит рассказывать истории, которые придумывает на ходу. Мама считает, что ему и так хорошо: он легко находит себе занятия в одиночестве или с братом.

Благодаря работе с газетным человечком выясняем, что у бумажной фигурки есть друзья. Их совсем немного, но они самые лучшие и дорогие, среди них есть даже инопланетянин. Они часто приходят к человечку в гости, просто так, и вообще их газетная жизнь изобилует интересными событиями

В итоге мама Леши увидела желание ребенка иметь хорошего друга. Тогда она решила пригласить в гости семью того мальчика, с которым Леша очень хочет дружить. Возможно, дома ребята найдут общий язык и станут друзьями.

Куклы из фольги

Нежные и женственные куклы, которые сделаны руками Алина
Нежные и женственные куклы, которые сделаны руками Алина

Если же ребенок не любит рисовать, лепить и шить, предложите ему фольгу. Уверена, с ней он еще не играл, а зря: из фольги можно не только делать интересных кукол, но и создавать целый блестящий и шуршащий мир. А можно придумать сказку.

Пример из практики. Алина — девочка-пацанка. Дружит с мальчишками, играет в футбол, кажется родителям очень грубой и невоспитанной. А вот куклы у нее получаются очень нежные, воздушные: роза, фея. Ей очень хочется проявить себя по-другому, но она не знает, как это сделать. И в игре с куклами это выходит легко.

Не нужно сразу ломать устоявшийся мир ребенка. Можно действовать осторожно, мягко, сначала внося перемены в игру, а затем осуществляя их в жизни. Например, сделайте красивую прическу сначала кукле, а потом и самой девочке. И пусть все видят, что она отличается от мальчиков.

Посмотрите вокруг: в вашей жизни столько материалов для создания кукол и идей для работы с ними! Пластилин, тесто, ткань, бумажный платок… Делать такие игрушки легко и просто. Единственное, что сложно, — вспомнить, как играть в куклы. Попробуйте заняться этим перед тем, как начать игру с ребенком. Ведь и вы были маленькими. И пусть куклы станут вашими помощниками!

Читайте также:

Что делать, если вам не хочется играть со своим ребенком

5 видов творчества, которые помогут ребенку пережить стресс

5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка

Фото: Pixabay.com; личный архив эксперта

Читайте также:
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
23 августа 2019
Мой ребёнок - экстраверт: советы родителям
Как понять, что ваш ребенок - экстраверт, и как с ним взаимодействовать (особенно, если родители совсем не такие общительные)?
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
23 августа 2019
6 книг о школе, которые стоит прочитать первоклассникам
Герои этих книг каждый день ходят на учёбу, попадают в нелепые ситуации, пытаются подружиться с одноклассниками и справиться с трудными уроками. 
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
21 августа 2019
«У нас будет новый папа»: как наладить отношения ребенка с отчимом
Развод давно позади, и, похоже, у мамы будет новый муж, у детей - папа, да и вся семья будет совсем новая. Психолог Анна Скавитина - о том, как помочь отчиму стать «своим» в семье, а детям - привыкнуть к нему.
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
21 августа 2019
«Не хочу учиться!» Как мотивировать ребёнка: советы психолога
Чем ближе первое сентября, тем мрачнее ребёнок? Помогите ему настроиться на учёбу!
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
21 августа 2019
6 шагов навстречу школе: начинаем учёбу без стресса
Первые месяцы в школе могут быть непростыми для ребёнка. Доктор психологии Виктория Шиманская рассказывает, как помочь ему быстрее освоиться .
Школьные покупки: на что обратить внимание?
21 августа 2019
Школьные покупки: на что обратить внимание?
Конец августа для многих родителей — время суматошное: надо готовиться к учебному году, покупать форму и школьный рюкзак. Как выбрать качественные вещи, узнаем из рекомендаций Роспотребнадзора.
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
20 августа 2019
Как научить ребенка правильному отношению к оценкам
Надо ли побуждать ребенка изо всех сил стремиться к пятеркам? Почему не стоит ругать за двойки? И как вообще говорить с ребенком о школьных оценках? Разбираемся!
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
20 августа 2019
Почему ребенок не хочет делать уроки? 4 важные причины
Должен ли школьник сам справляться с домашними заданиями? И что делать, если он наотрез отказывается? Как помочь ему быть более ответственным?
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
20 августа 2019
Портфель для первоклассника: что обязательно должно в нём быть
Самые важные для школьника предметы - и то, что вам совсем не пригодится.
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
19 августа 2019
Почему ребенок ведет себя как деспот? Исправляем ошибки воспитания
Замечаете, что детские капризы превратились в затяжные истерики, а просьбы ребенка больше похожи на приказы? Кажется, дома у вас подрастает маленький тиран: сам ничего не делает, а только требует, требует… В какой момент вы допустили ошибки в его воспитании, и можно ли их теперь исправить? Советует психолог Мария Баулина.
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
19 августа 2019
Как вернуться к режиму после каникул? 9 советов, которые точно помогут
Что важно успеть сделать до сентября? Не только купить форму и тетрадки, но и поговорить с ребенком о том, что он ждет от нового учебного года.
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
18 августа 2019
9 проверенных способов укрепить иммунитет школьнику
Как помочь ребенку меньше болеть и сохранить больше сил для учебы?
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
16 августа 2019
«Мама только моя!» Как помочь детям справиться с ревностью
«Унесите малыша обратно?», предлагает дочка, неделю назад ставшая старшей сестрой. Но детская ревность вовсе не забавная - она доставляет всем членам семьи массу хлопот и напряжения, сказывается на атмосфере в семье. Что делать с детской ревностью, советует психолог Александра Кабалевская.
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
16 августа 2019
Детские пищевые привычки закладываются в самом раннем возрасте
Школьник не любит кашу и овощи? Возможно, причина в том, как вы кормили его в детстве!
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
15 августа 2019
Режим «гиперопека»: 5 признаков того, что ребенку нужно больше свободы
Современные родители так хотят создать своим детям идеальные условия и оградить от проблем, что иногда окружают их чрезмерной заботой. Какие признаки говорят о том, что вам стоит чуть ослабить объятия?
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
13 августа 2019
Мой ребенок - левша: как помочь ему использовать его возможности?
Еще не так давно левшей пытались подстроить под «правый» мир, переучивали, перекладывали карандаши и ложки из левой руки в правую. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность! О чем важно помнить, если у вас растет ребенок с ведущей левой рукой, и как помочь ему справиться со сложностями, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
9 августа 2019
Робототехника, видеоблогинг, предпринимательство: в чем польза модных занятий для детей?
Какие дополнительные занятия не станут лишней нагрузкой для первоклассника, а будут ему интересны, помогут развить полезные навыки и познакомиться с перспективными профессиями будущего?
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
7 августа 2019
Мама устала: почему утомляться - это нормально?
Мы уже внутренне приняли, что материнство приносит нам не только радость, но и огорчения. Но почему же мамы даже давно не новорожденных детей так сильно устают? Почему устают мамы, у которых есть помощники и организован быт? Почему мама и усталость чаще всего идут рука об руку, объясняет психолог Анна Скавитина.