5 августа 2019

«Это не я!» Как научить ребенка отвечать за свои действия

Это не ваш ребенок разбил чашку — она сама выпрыгнула из его рук. А грязные следы на полу (с отпечатками кроссовок) оставил не он, а собака. Похоже, обвинить кого-то другого для него — привычный способ избежать вашего неодобрения. Что же делать?

Обсуждайте причины и следствия
Помогите ребенку установить более отчетливую связь между своими действиями и их последствиями. И лучше не назидательно, а между делом: «Ты прыгал по луже, и твои кроссовки промокли», «Если ставить стакан на край стола, он может упасть». Попробуйте вместе обсудить причины и следствия разных ситуаций: что будет, если мы будем переходить дорогу не на зеленый свет, а на красный? А если нам надо выйти из дома в 10 утра, а мы за пять минут до выхода решили попить чаю? Чем больше опыта в изучении связи между ситуациями ребенок получит, тем легче ему будет и оценить свой вклад в них.

Сохраняйте спокойствие
Не реагируйте слишком эмоционально на детские промахи, не начинайте немедленно кричать и ругаться — особенно, если все и правда произошло случайно. Чашка разбилась? Значит, надо аккуратно убрать осколки, чтобы никто не порезался. На майке пятно от краски? Нужно отнести ее корзину для грязного белья и попросить маму обработать пятновыводителем. Ошибки и промахи случаются абсолютно со всеми людьми, и с большими, и с маленькими. Главное — сделать из них выводы и попытаться в следующий раз поступить иначе.

Говорите о своих чувствах
Вы имеете полное право злиться или расстраиваться от каких-то действий ребенка, особенно, если это происходит не в первый раз, уже обсуждалось или нарушены какие-то договоренности. Но важно говорить именно о себе: «Я сержусь, когда ты наедашься сладостями перед обедом», «Я расстроена, потому что мы уже несколько раз обсуждали, что так делать не надо». Отделяйте личность ребенка от его поступков — это не он плохой или неловкий, это у него не получилось что-то сделать и взять на себя отвественность за это. Язвительные эпитеты и ярлыки вроде «копуша», «неумейка» или «руки-крюки» не прибавят ему ни уверенности в себе, ни желания быть с вами честным.

Поощряйте честность
Помогите ребенку понять, что сделать что-то не так — это совершенно нормальная ситуация, которая не вызовет у вас бурной эмоциональной реакции. Просто вам важно знать, что произошло и как развивалась ситуация, чтобы при необходимости вмешаться и помочь. А если при виде грязных следов на ковре вы сначала кричите и ругаетесь, потом выясняете, кто это сделал, обвиняете его, потом угрожаете наказанием… Любому будет сложно сразу признаться. Лучше спокойно обсудите, что можно было бы сделать по-другому, как можно было бы поступить иначе и какие последствия будут у каждого выбора. Попытки уличить ребенка в том, что вам и так понятно, не помогут ему быть более отвественным! Сначала вместе сосредочьтесь на том, как исправить последствия, а уже потом обсудите, как сделать так, чтобы ситуация не повторилась.

Придерживайтесь правил
Чтобы быть ответственным, ребенку нужно научиться понимать последствия своих слов, действий и решений, и если вся семья договорилась о правилах и старается их соблюдать, ему тоже будет проще это сделать. Если у вас не принято есть сладкое до супа — то так не делает никто, если принято убирать за собой, относиться друг к другу с уважением и говорить правду — так делают все.

Хвалите за прогресс
Отмечайте каждую ситуацию, где ребенок сразу сказал, что это сделал он, извинился или проявил готовность исправить последствия. Вы можете поблагодарить его за то, что он не пытался придумать фантастическую версию произошедшего или свалить вину на кого-то другого, или просто сказать, что вам это важно, и вы замечаете, как его поведение меняется в лучшую сторону.

Убедитесь, что ваши требования не завышены
Например, ребенок не может нести ответственность за поведение своих младших братьев и сестер, даже если вы попросили его пять минут последить за малышом — потому что за здоровье, безопасность и поведение всех детей в семье отвечают все-таки взрослые. А вот если он обижает младших или инициирует конфликт, с этим надо разобраться. Мы не будем поручать генеральную уборку кухни пятилетнему ребенку, но у него, например, может быть обязанность убирать за собой посуду в раковину. И не стоит ждать, что все получится с первого раза!

Читайте также:

7 советов родителям, которые не могут справиться с гневом

Мой ребенок врет: что делать?

Почему запугивание — самый бесполезный способ воспитания детей

Фото: Pixel-Shot, Elena Sherenkovskaya, Anna Demianenko/Shutterstock.com

Читайте также:
11 птиц с суперспособностями
12 ноября 2019
11 птиц с суперспособностями
В Синичкин день, 12 ноября, расскажем о пернатых с удивительными способностями.
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
11 ноября 2019
10 пальчиковых игр для подготовки руки к письму
Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
8 ноября 2019
Игры, которые научат ребёнка cчитать деньги
Как научить ребенка основам финансовой грамотности? Например, с помощью игр!
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
7 ноября 2019
«Ты же обещал!» Почему надо держать слово, которое вы дали ребёнку
В отношениях между детьми и родителями всегда бывают трудности, недопонимания, обиды. Тема невыполненных обещаний мамы или папы — одна из самых болезненных, причем уже с дошкольного возраста. Что чувствует ребёнок, как лучше объяснить ситуацию родителям? Об этом рассказывает в книге «О чём думает ребёнок?» английская писательница Танит Кэри.
5 причин побывать всей семьёй на фотовыставке «Останови огонь» 
7 ноября 2019
5 причин побывать всей семьёй на фотовыставке «Останови огонь» 
Выставка, созданная пожарными добровольцами, работает до 10 ноября в столичном пространстве «Красная стрела». 
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
5 ноября 2019
Рамки для фотографий своими руками: 4 идеи
В День рассматривания старых фотографий мастерим фоторамки: пусть лучшие моменты останутся на память!
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
31 октября 2019
Игрушки-монстры: вредят ли они детской психике?
В отличие от большинства взрослых, которые играли в детстве с куклами, солдатиками и плюшевыми мишками, у современных детей есть минимум один зубастый монстр или кукла-чудовище с гробиком в наборе. Как влияют на малыша игры с подобными персонажами? Опасаться ли повышенной возбудимости и агрессии?
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
30 октября 2019
Ешь, это полезно! Как научить ребенка здоровым отношениям с едой?
Ребенок ест ограниченный набор продуктов и наотрез отказывается пробовать новое? Или, наоборот, переедает, но его еда - в основном сладости и фастфуд? Как выглядит здоровое отношение к питанию в семье и почему сладости не должны быть наградой, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
30 октября 2019
Фестиваль кукольных театров пройдёт в «Аптекарском огороде»
В Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» 2-30 ноября покажут 5 интересных кукольных спектаклей для детей и родителей. 
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
29 октября 2019
Где леший бродит? 5 фактов о герое страшных сказок
В последнюю неделю октября, перед Хэллоуином, на глаза то и дело попадаются чудища и монстры. К счастью, только на витринах и плакатах. Но в наших сказках и мифах тоже немало загадочных и зловещих персонажей. Один из самых ярких — хозяин леса, леший. Много ли вы о нём знаете?
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
29 октября 2019
Дети, которым родители говорят неправду, потом сами чаще лгут
Новое исследование показывает: ложь и манипуляции родителей имеют неприятные последствия для детей.
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
28 октября 2019
15 замечательных книг о бабушках и дедушках
В День бабушек и дедушек, 28 октября, подготовили для вас подборку отличных книг о самых близких и любимых людях
Московский зоопарк запускает просветительский видеоблог
28 октября 2019
Московский зоопарк запускает просветительский видеоблог
В новом проекте зоопарка будут рассказывать о животных и учить бережно относиться к природе.
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
25 октября 2019
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу. 
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
24 октября 2019
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день... просто играть
Учиться, даже в первом классе, совсем не просто. Приходится осваивать столько всего нового и незнакомого! А родители всё нагружают и нагружают ребёнка занятиями, ведь он уже вроде как взрослый. Справиться со стрессом поможет игра.
7 интересных фактов о снежном барсе
23 октября 2019
7 интересных фактов о снежном барсе
23 октября отмечаем Международный день снежного барса: что известно об этом редком хищнике?
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
23 октября 2019
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Правда ли занятия спортом хорошо влияют на характер и учат достигать целей? Отдать ли ребенка в профессиональный спорт или сделать так, чтобы у него хотя бы была регулярная физическая нагрузка? И есть ли от нее реальная польза? Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
22 октября 2019
Зачем идти в музей с ребёнком? И ещё 7 вопросов о детях и искусстве
Многие нынешние мамы и папы в детстве послушно ходили по музеям и там откровенно скучали: о шедеврах рассказывали не слишком интересно. Сейчас ситуация меняется. Но родители всё равно теряются: с чего начать знакомство с искусством? Какой музей выбрать? Советует эксперт.