7 октября 2019

Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу

Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын или дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.

Анна Овечкина, психолог, социальный педагог, член экспертного совета БФ «Гольфстрим», специалист инклюзивного центра «Вместе весело шагать»
Анна Овечкина, психолог, социальный педагог, член экспертного совета БФ «Гольфстрим», специалист инклюзивного центра «Вместе весело шагать»


1. Как рассказывать детям о том, что бывают особенности, ограничения по здоровью?

Увидев на улице или в поликлинике ребёнка, который чем-то от него отличается, ваш малыш спросит: «А почему он не говорит?» или «А почему девочка вдруг подошла и до меня дотронулась?». Отвечайте именно на поставленный вопрос: объясните, что этот мальчик еще просто не научился говорить. Или, что девочка потрогала тебя за волосы, потому что так показала, что хочет дружить. Часто детям достаточно простых объяснений. Это мы, взрослые, любим все усложнять. Дети же более непосредственные, они обращают внимание совсем на другие вещи.

В возрасте 6−7 лет малыш оценивает только наличие или отсутствие навыков у сверстников. Он будет воспринимать ребенка с особенностями сквозь призму их внешних проявлений. Например, мальчик, который всегда кричит. Или девочка, которая передвигается на коляске. Дети не делят других детей на социальные группы: все эти рамки лишь в головах взрослых.

Если расспросы продолжаются: «А сможет ли мальчик ходить или говорить?», — спокойно отвечайте: «Будем надеяться, что сможет». У ребёнка создастся ощущение, что это нестрашное временное явление.

Намного более сложный процесс для детской психики — это понять, почему у другого человека нет руки или ноги. Отвечайте так же просто: «Так получилось. Возможно, с ним что-то произошло или он родился без руки». Для детей дошкольного возраста страх утери части тела довольно ощутим. Если ребенок не получит ответа от мамы, то может проявиться навязчивый интерес. Можно переключить внимание ребенка и сказать: «Зато смотри какая у него прикольная коляска».


2. Ребёнок громко спрашивает при всех, показывая пальцем: «Почему эта девочка странно говорит, глупая, что ли?». Как реагировать?

Правильно будет так же громко ответить, что глупость здесь не при чем. Все люди разные, а если тебе интересно, давай познакомимся, спросим сами у мальчика и его мамы. Поверьте, если такой вопрос маму смутит, то она вам об этом скажет.

Если ваш ребенок кричит и показывает пальцем: «Смотри! Мальчик без ноги!», то следует объяснить, что невежливо объявлять человеку о том, что он и так уже знает. Надо извиниться перед мамой, и потом дома в спокойной обстановке объяснить своему ребенку, почему он повел себя бестактно, и как чтоит вести себя в следующий раз в подобной ситуации.


3. В группе детсада, в классе появился такой ребёнок: надо ли поднимать эту тему дома, если сын или дочь ничего не спрашивает?

Если ваш ребёнок сам вас не спрашивает, значит, он уже нашел ответ. Если маме хочется обсудить эту тему, то можно аккуратно спросить: «А кто у вас в классе? А что за ребята?».


Вы удивитесь, но часто дети не замечают особенностей других детей. В моей практике был подопечный с выраженными нарушениями движения. В классе с ним все общались на равных. А вот учитель не мог переступить барьер своего восприятия и каждый раз обращал внимание ребят на особенности нового ученика. Для детей же он был обычным членом коллектива и партнером для игр.

Кстати, если дети смеются над особенностями, то это тоже нормально. При работе с особыми детьми, когда мы их социализируем, то заранее придумываем ответ на вопрос «Почему ты так странно ходишь?». И конечно будет лучше, если дети напрямую спросят об этом у самого ребёнка, чем будут строить домыслы за его спиной. Психологи, которые работают с особым ребенком, помогают ему нормально реагировать на подобные вопросы: он столкнется с ними еще очень много раз в своей жизни.


4. Как помочь наладить отношения с таким одноклассником?

У всех таких детей есть огромное желание общаться. Придя в новый коллектив, они расстраиваются, если их игнорируют. Для них важнее всего социализация в обществе, принятие, а не знания.

  • Можно прямо спросить одноклассника: «А как ты можешь общаться?». Если с ним есть сопровождающий, то не надо говорить с ним о ребёнке в третьем лице. Если тот пока не может или стесняется ответить, то сопровождающий взрослый скажет, что он рад, что ты с ним поздоровался. Обычно это тьютор, которого предоставила школа. Он знает, как правильно начинать взаимодействие, поможет наладить контакт. В школу приводят только тех детей, для которых общение имеет смысл, они хотят дружить, даже если еще не умеют.
  • Бывают ситуации, когда ребёнок с особенностями ведет себя, на наш взгляд, угрожающе. Например, может схватить за руку, за волосы. Расскажите своему ребенку, что нужно спокойным голосом сообщить: не надо меня трогать — и отвести его руку. Если ребёнок кричит, (такое иногда бывает при расстройствах аутистического спектра), ему просто надо выйти в другую комнату, чтобы переключиться. Ребёнку с аутизмом нужно время на адаптацию. Через пару недель он уже не будет кричать, а будет тихо сидеть за партой и учиться.
  • Еще у детей часто возникает желание помочь. Надо заранее объяснить, что помогать нужно только тогда, когда тебя об этом попросили. Не надо выхватывать чашку и бежать за водой для одноклассника. Или, что еще хуже, трогать или двигать его коляску. Коляска — это фактически продолжение тела человека с инвалидностью. А непрошенная помощь может восприниматься болезненно. Любой человек гордится тем, что умеет делать сам: просто кому-то нужно чуть больше времени. Главный смысл инклюзивного общества как раз в том, чтобы каждый делал то, что ему по силам.

5. Зачем нужен инклюзивный подход?

Наше общество достигло высокого уровня гуманизации и развития. Мы говорим: мы должны и хотим жить вместе. В реально существующем мире все люди разные. Есть толстые и худые, есть низкие и высокие, есть люди с особенностями. Жить в высокоразвитом обществе всем приятно.
Еще буквально 10 лет назад гиперактивность была противопоказанием для массовой школы. Сейчас же наука и практика продвинулись вперед, и почти в каждом классе и группе детского сада есть несколько детей с гиперактивностью. Часто они становятся звёздами класса, хотят отвечать у доски, во всем участвуют. Или же становятся двоечниками, что тоже прекрасно. Ведь все мы разные!

Что почитать или посмотреть на эту тему? Хорошая книга и хороший мультфильм — «Цветик-семицветик». Помните, как героиня загадала, чтобы мальчик смог ходить без костыля? Так ваш ребёнок узнает, что некоторым людям с инвалидностью можно помочь. В Сети много социальных роликов, мультфильмов на эту тему: предложите ребёнку вместе поискать и посмотреть.

Читайте также:

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Инклюзия — это норма: как и зачем мы должны преодолеть социальный барьер

Фото: Joanna Dorota, Olesia Bilkei, wavebreakmedia/Shutterstock

Читайте также:
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
16 октября 2019
Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов
Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же - и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказала, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.  
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
15 октября 2019
Правила поведения: может ли строгость травмировать ребёнка?
Мамы и папы, бывает, так боятся нанести ребёнку психологическую травму строгим воспитанием, что вообще ничего ему не запрещают. Но ведь детям нужны рамки? Разбираемся, где грань между разумной строгостью и неоправданной жёсткостью.
12 классных книг о девочках с характером
11 октября 2019
12 классных книг о девочках с характером
Международный день девочек, — да, есть и такой праздник! — отмечаем 11 октября. И это отличный повод поговорить о книгах с очень крутыми главными героинями — девочками, которые способны удивить и вдохновить. Они все разные, но точно ни одну из них нельзя назвать скучной, нудной, бесхарактерной, «картонной» девицей.
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
10 октября 2019
Личный опыт: инстапапа Андрей Клеверин о том, как растит сыновей
У одного из самых популярных пап-блогеров нашей страны @kleverin_andrey — большая и крепкая семья, 5 сыновей. Недавно он и книгу написал о том, как научиться понимать друг друга и сохранить доверие. Андрей — давний друг телеканала «О!» — поделился с нами своими принципами воспитания детей. 
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
9 октября 2019
Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?
Нужен ли ребенку смартфон? С какого возраста им можно пользоваться и о чем договориться до того, как гаджет будет вручен владельцу? Нужны ли ограничения и контроль? Психолог Анна Скавитина рассказала, как подготовить ребенка к «телефонной» ответственности.
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
8 октября 2019
Домашняя работа: как решить проблемы с уроками
Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа!»: читайте полезные советы от учителя.
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября 2019
У моего ребенка дислексия. Он будет двоечником?
5 октября – Всемирный день знаний о дислексии. При таком нарушении ребенку сложно даются навыки чтения и письма, но дислексия - не заболевание,а результат нейробиологических особенностей человека, и не влияет на интеллект. Школьники с дислексией испытывают трудности в усвоении программы. Как родители могут помочь?
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
4 октября 2019
10 вопросов о космосе, которые волнуют взрослых и детей: отвечает космонавт Сергей Рязанский
С 4 по 10 октября проходит Всемирная неделя космоса. Именно 4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли: началась космическая эра! С тех пор звёзды стали нам гораздо ближе и понятнее, но у нас всё равно много вопросов. А вот и ответы!
Как сделать слайм дома: правила безопасности
3 октября 2019
Как сделать слайм дома: правила безопасности
Слаймы и «лизуны» не теряют популярности. Домашние рецепты предполагают использование жидкого клея, крахмала и пищевой соды, а вот с тетраборатом натрия стоит быть осторожнее!
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
2 октября 2019
Если ребенок ворует: как понять причины и найти решение
У вас стали пропадать вещи или деньги, или вы обнаружили, что у ребёнка, наоборот, появилось то, что вы ему не покупали? У детского воровства есть причины, к которым стоит отнестись серьезно - в любом возрасте ребенка. Разбираемся вместе с психологом Анной Скавитиной.
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
2 октября 2019
В Музее русского импрессионизма — новая детская программа
10 октября в этом столичном музее открывается масштабная выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В рамках ее подготовлена и просветительская программа для детей.
Зачем заниматься с детьми музыкой?
1 октября 2019
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно... Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой есть очень много пользы!
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
1 октября 2019
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов 
Когда за окном мокро и уныло, да и настроение так себе, спасают книжки с лихо закрученным сюжетом. Заметили, как много в последнее время вышло детских детективов? Настоящий бум! И понятно, почему: они увлекают, заставляют поработать воображение и включают логическое мышление. Полезно почитать! Вот подборка, которая поможет сориентироваться.
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
27 сентября 2019
Лучший подарок воспитателю: 5 вещей, за которые в садике вам скажут «спасибо»
День воспитателя мы отмечаем 27 сентября, — и это хороший повод поздравить и сказать что-то приятное человеку, которому доверяем самого любимого ребёнка на свете. Но быть внимательными можно и нужно круглый год! Как общаться и сотрудничать с воспитателем, чтобы хорошо было всем, и ребенку тоже?
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
27 сентября 2019
Новый проект Российской государственной детской библиотеки: «Читаем вместе с собакой»
Собаки слушают сказки? Да, и не только их! И помогают детям по-настоящему увлечься чтением.
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
26 сентября 2019
Ребенок и его друзья: 5 важных вещей, которые помогают крепкой дружбе
В три года малыши еще только учатся общаться, а в пять уже с гордостью говорят вам «Смотри, вот мой друг!» - даже если с «другом» только что познакомился. 26 сентября отмечаем День встречи со старыми друзьями: как научить ребенка ценить дружбу?
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
26 сентября 2019
Опять простуда: чем занять заболевшего ребёнка?
Ребёнок проснулся бледный, скучный, расчихался, захлюпал носом? Ох уж эта осенняя простуда! Как вести себя с заболевшим и как помочь ему быстрее пойти на поправку?
Мой ребенок постоянно говорит!
25 сентября 2019
Мой ребенок постоянно говорит!
Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.