7 октября 2019

Всем ли полезно инклюзивное образование? 5 важных вопросов психологу

Ребёнок сообщил новости: в группе детского сада или школьном классе появился новенький с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Родители могут забеспокоиться: получится ли наладить отношения? Они и раньше-то терялись, когда сын или дочка задавали вопросы, увидев на площадке дошкольника в коляске. Сориентироваться помогут советы психолога.

Анна Овечкина, психолог, социальный педагог, член экспертного совета БФ «Гольфстрим», специалист инклюзивного центра «Вместе весело шагать»
Анна Овечкина, психолог, социальный педагог, член экспертного совета БФ «Гольфстрим», специалист инклюзивного центра «Вместе весело шагать»


1. Как рассказывать детям о том, что бывают особенности, ограничения по здоровью?

Увидев на улице или в поликлинике ребёнка, который чем-то от него отличается, ваш малыш спросит: «А почему он не говорит?» или «А почему девочка вдруг подошла и до меня дотронулась?». Отвечайте именно на поставленный вопрос: объясните, что этот мальчик еще просто не научился говорить. Или, что девочка потрогала тебя за волосы, потому что так показала, что хочет дружить. Часто детям достаточно простых объяснений. Это мы, взрослые, любим все усложнять. Дети же более непосредственные, они обращают внимание совсем на другие вещи.

В возрасте 6−7 лет малыш оценивает только наличие или отсутствие навыков у сверстников. Он будет воспринимать ребенка с особенностями сквозь призму их внешних проявлений. Например, мальчик, который всегда кричит. Или девочка, которая передвигается на коляске. Дети не делят других детей на социальные группы: все эти рамки лишь в головах взрослых.

Если расспросы продолжаются: «А сможет ли мальчик ходить или говорить?», — спокойно отвечайте: «Будем надеяться, что сможет». У ребёнка создастся ощущение, что это нестрашное временное явление.

Намного более сложный процесс для детской психики — это понять, почему у другого человека нет руки или ноги. Отвечайте так же просто: «Так получилось. Возможно, с ним что-то произошло или он родился без руки». Для детей дошкольного возраста страх утери части тела довольно ощутим. Если ребенок не получит ответа от мамы, то может проявиться навязчивый интерес. Можно переключить внимание ребенка и сказать: «Зато смотри какая у него прикольная коляска».


2. Ребёнок громко спрашивает при всех, показывая пальцем: «Почему эта девочка странно говорит, глупая, что ли?». Как реагировать?

Правильно будет так же громко ответить, что глупость здесь не при чем. Все люди разные, а если тебе интересно, давай познакомимся, спросим сами у мальчика и его мамы. Поверьте, если такой вопрос маму смутит, то она вам об этом скажет.

Если ваш ребенок кричит и показывает пальцем: «Смотри! Мальчик без ноги!», то следует объяснить, что невежливо объявлять человеку о том, что он и так уже знает. Надо извиниться перед мамой, и потом дома в спокойной обстановке объяснить своему ребенку, почему он повел себя бестактно, и как чтоит вести себя в следующий раз в подобной ситуации.


3. В группе детсада, в классе появился такой ребёнок: надо ли поднимать эту тему дома, если сын или дочь ничего не спрашивает?

Если ваш ребёнок сам вас не спрашивает, значит, он уже нашел ответ. Если маме хочется обсудить эту тему, то можно аккуратно спросить: «А кто у вас в классе? А что за ребята?».


Вы удивитесь, но часто дети не замечают особенностей других детей. В моей практике был подопечный с выраженными нарушениями движения. В классе с ним все общались на равных. А вот учитель не мог переступить барьер своего восприятия и каждый раз обращал внимание ребят на особенности нового ученика. Для детей же он был обычным членом коллектива и партнером для игр.

Кстати, если дети смеются над особенностями, то это тоже нормально. При работе с особыми детьми, когда мы их социализируем, то заранее придумываем ответ на вопрос «Почему ты так странно ходишь?». И конечно будет лучше, если дети напрямую спросят об этом у самого ребёнка, чем будут строить домыслы за его спиной. Психологи, которые работают с особым ребенком, помогают ему нормально реагировать на подобные вопросы: он столкнется с ними еще очень много раз в своей жизни.


4. Как помочь наладить отношения с таким одноклассником?

У всех таких детей есть огромное желание общаться. Придя в новый коллектив, они расстраиваются, если их игнорируют. Для них важнее всего социализация в обществе, принятие, а не знания.

  • Можно прямо спросить одноклассника: «А как ты можешь общаться?». Если с ним есть сопровождающий, то не надо говорить с ним о ребёнке в третьем лице. Если тот пока не может или стесняется ответить, то сопровождающий взрослый скажет, что он рад, что ты с ним поздоровался. Обычно это тьютор, которого предоставила школа. Он знает, как правильно начинать взаимодействие, поможет наладить контакт. В школу приводят только тех детей, для которых общение имеет смысл, они хотят дружить, даже если еще не умеют.
  • Бывают ситуации, когда ребёнок с особенностями ведет себя, на наш взгляд, угрожающе. Например, может схватить за руку, за волосы. Расскажите своему ребенку, что нужно спокойным голосом сообщить: не надо меня трогать — и отвести его руку. Если ребёнок кричит, (такое иногда бывает при расстройствах аутистического спектра), ему просто надо выйти в другую комнату, чтобы переключиться. Ребёнку с аутизмом нужно время на адаптацию. Через пару недель он уже не будет кричать, а будет тихо сидеть за партой и учиться.
  • Еще у детей часто возникает желание помочь. Надо заранее объяснить, что помогать нужно только тогда, когда тебя об этом попросили. Не надо выхватывать чашку и бежать за водой для одноклассника. Или, что еще хуже, трогать или двигать его коляску. Коляска — это фактически продолжение тела человека с инвалидностью. А непрошенная помощь может восприниматься болезненно. Любой человек гордится тем, что умеет делать сам: просто кому-то нужно чуть больше времени. Главный смысл инклюзивного общества как раз в том, чтобы каждый делал то, что ему по силам.

5. Зачем нужен инклюзивный подход?

Наше общество достигло высокого уровня гуманизации и развития. Мы говорим: мы должны и хотим жить вместе. В реально существующем мире все люди разные. Есть толстые и худые, есть низкие и высокие, есть люди с особенностями. Жить в высокоразвитом обществе всем приятно.
Еще буквально 10 лет назад гиперактивность была противопоказанием для массовой школы. Сейчас же наука и практика продвинулись вперед, и почти в каждом классе и группе детского сада есть несколько детей с гиперактивностью. Часто они становятся звёздами класса, хотят отвечать у доски, во всем участвуют. Или же становятся двоечниками, что тоже прекрасно. Ведь все мы разные!

Что почитать или посмотреть на эту тему? Хорошая книга и хороший мультфильм — «Цветик-семицветик». Помните, как героиня загадала, чтобы мальчик смог ходить без костыля? Так ваш ребёнок узнает, что некоторым людям с инвалидностью можно помочь. В Сети много социальных роликов, мультфильмов на эту тему: предложите ребёнку вместе поискать и посмотреть.

Читайте также:

Уроки толерантности: как научить детей жить в мультикультурном обществе

Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?

Инклюзия — это норма: как и зачем мы должны преодолеть социальный барьер

Фото: Joanna Dorota, Olesia Bilkei, wavebreakmedia/Shutterstock

Читайте также:
Как сделать снежинку: мастер-класс
6 декабря 2019
Как сделать снежинку: мастер-класс
Пора украшать квартиру к новогодним праздникам! Посмотрите наши мастер-классы.
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
6 декабря 2019
Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога
Международный день художника, который отмечают 8 декабря, -- хороший повод поговорить о творчестве и том, почему оно так важно для развития ребёнка. Зачем устраивать в доме уголок художника и выставки его работ, рассказывает арт-терапевт Светлана Филяева.
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря 2019
День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!
5 декабря во всем мире отмечают День волонтёра. Способность к состраданию и готовность помогать другим есть и у маленьких детей. Как поддержать их в этом? Какая волонтёрская работа вполне доступна и дошкольникам?
Золотистые тамарины поселились в Московском зоопарке
5 декабря 2019
Золотистые тамарины поселились в Московском зоопарке
Эти редчайшие обезьянки приехали сюда впервые в истории.
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него  нет друзей?
4 декабря 2019
Со мной никто не дружит! Как помочь ребенку, если у него нет друзей?
Зачем людям друзья? Как умение дружить помогает ребенку расти более уверенным в себе и влияет на его будущее? Психолог Анна Скавитина рассказывает, что могут сделать родители.
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
4 декабря 2019
Книжная ярмарка non/fiction: что интересного для детей?
С 5 по 9 декабря В Гостином дворе работает 21-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction. Что в детской программе? И какие будут классные книжные новинки? 
Выбираем новогодние подарки ребенку: 5 советов от мамы-блогера
3 декабря 2019
Выбираем новогодние подарки ребенку: 5 советов от мамы-блогера
Блогер и мама двух сыновей Екатерина Климонова рассказала, как ее семья пишет письмо Деду Морозу, как она выбирает детям подарки - и почему не стоит угрожать их лишением. Готовимся к Новому году вместе!
Ёлки-2020: самые интересные новогодние представления Москвы
2 декабря 2019
Ёлки-2020: самые интересные новогодние представления Москвы
Самые захватывающие, интересные и необычные ёлки для жителей и гостей столицы — в нашей подборке.
Что такое адвент-календарь и как сделать его дома?
29 ноября 2019
Что такое адвент-календарь и как сделать его дома?
До Нового года остался месяц, в городе уже появились первые елки. Пора готовиться к празднику и создавать друг для друга настоящее праздничное настроение! Рождественский календарь помогает считать дни до праздника: каждый день нас ждет новый сюрприз!
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
27 ноября 2019
Я с тобой не разговариваю! Почему нельзя наказывать ребенка молчанием?
Молчание как форма наказания ребенка за непослушание или проступки - довольно распространенный способ воспитания. Психолог Анна Скавитина объяснила, почему это на самом деле манипулирование и насилие.
7 причин побывать на VI Всероссийском фестивале детской книги
26 ноября 2019
7 причин побывать на VI Всероссийском фестивале детской книги
Он пройдёт 29 ноября – 1 декабря в Российской государственной детской библиотеке
7 фактов о снежинках
26 ноября 2019
7 фактов о снежинках
Какого цвета снежинка на самом деле? А сколько она весит? Двух одинаковых в природе действительно не бывает? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
25 ноября 2019
Игрушечное оружие: как оно влияет на детей?
Стоит ли покупать ребёнку пистолеты, автоматы? Не станет ли он более агрессивным? Рассказывает детский психолог Александр Покрышкин .
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
22 ноября 2019
Мама, поздравляю! Идеи открыток ко Дню матери
В воскресенье, 24 ноября, празднуем День матери. Что подарить любимой маме? Приятнее всего получить подарок, сделанный своими руками.
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
20 ноября 2019
Мы его такому не учили! Откуда берется детская жестокость
Ребенок проявляет жестокость к близким, к другим детям, к животным? В чем причины такого поведения и как вести себя родителям? Как отличить нормальную агрессию от жестокости и как объяснить, что другим может быть неприятно или больно? Рассказывает психолог Анна Скавитина.
5 детских игр для прогулки
19 ноября 2019
5 детских игр для прогулки
«На улицу не выгонишь», «Совсем не гуляют и не играют друг с другом», «Все, что их интересует – это гаджеты». Сложно спорить: представить современного ребенка без мобильного телефона сложно, но это не уменьшает любовь детей к подвижным совместным играм. Вот несколько проверенных временем идей!
Премьеры в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац
19 ноября 2019
Премьеры в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац
21 ноября у Театра день рождения: а подарок — новый спектакль — получат зрители.
День рождения Деда Мороза отпразднуют в его Московской усадьбе
15 ноября 2019
День рождения Деда Мороза отпразднуют в его Московской усадьбе
Главный зимний волшебник принимает поздравления 16 и 17 ноября.