2 августа 2017

Почему мальчикам тоже полезно смотреть мультфильмы про принцесс

Если сын просит купить ему куклу, а дочь с упоением катает по полу в детской гоночные машинки, это вовсе не повод для паники. Почему мальчикам полезно интересоваться принцессами, а девочкам — трансформерами, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Наберите в поисковике «мультфильмы для мальчиков» или «мультфильмы для девочек», и вы попадёте в мир стереотипов. Мальчикам онлайн сервисы предлагают только машинки, солдатов и трансформеров, девочкам — исключительно сказки и кукол. Сами ли дети выбирают такие темы и образы или их им навязывают родители и общество? Это важный вопрос, на который пытались ответить многие учёные в гендерных исследованиях. «Гендер» — слово, давно вошедшее в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пола, в отличие от биологических. И пол здесь понимают как многомерную конструкцию: то есть недостаточно родиться определённого биологического пола, а необходимо понять, усвоить и присвоить роль, которая отведена социумом полу.

В процессе воспитания все основные источники социализации: родители, воспитатели детских садов, учителя в школе, общество в целом, а также медиапродукция, транслируют детям, как нужно вести себя мальчикам и девочкам, какими личными качествами необходимо обладать, чтобы успешно играть свою социальную роль. «Надень платье, будешь красивая», «мальчики не плачут», «ешь кашу, будешь сильным, как папа», «девочкам надо уступать» и так далее.

На индивидуальном уровне маленький человек выстраивает свою гендерную роль в зависимости от личных врожденных особенностей и осознанных или неосознанных установок, стереотипов, жизненного опыта. При этом, девочкам усвоить свою гендерную роль намного проще, чем мальчикам. Так как девочек воспитывают женщины: мамы, воспитатели, учителя, медсестры и врачи в поликлиниках, у них есть возможность снимать свою роль, что называется «с руки». То есть они смотрят на окружающих женщин и делают так же. Причем, воспроизводят поведение воспитывающих женщин как прямо сразу, так и неосознанно, в своей будущей жизни. Иногда девочки включают жёсткое отрицание и говорят: «Нет, не буду в своей жизни делать так, как мама, мама не права!». И стараются вести себя противоположным способом. Но в любом случае источник поведения девочки — женщина.

А что же мальчики? Ведь их, в большинстве своём, тоже воспитывают женщины. Папы, проводящие много времени на работе, занятые своими мужскими делами, редко активно участвуют в воспитании детей. Иногда они проводят с детьми время поздно вечером перед сном или в выходные. Получается, что мальчикам сложнее подсмотреть и усвоить мужское поведение непосредственно у мужчин.

Мальчики чаще видят, как папа отдыхает, и гораздо реже, как папа работает, поэтому неосознанно у мальчиков закладывается представление, что его мужская роль — это в основном, отдых. Выходит, что представление о том, как они должны себя вести и какие качества у них должны быть мальчики получают от… женщин!

Мамы и бабушки рассказывают им, что, как и когда нужно делать, чтобы стать настоящим мужчиной. Таким образом, мальчики вынуждены учиться, ориентируясь на слова, а не на действия-образцы, а слова, как известно, каждый понимает по-своему.

Еще один немаловажный источник мужских ролевых моделей — телевизор. Мальчики смотрят те самые «мальчиковые мультфильмы» и снимают образцы типично мужского поведения из «Черепашек-ниндзя», «Пиратов Карибского моря» или «Трансформеров». Видеопродукция предлагает образы супергероев, которые побеждают всех врагов с помощью невероятных способностей и артефактов. Пока мальчик маленький, он легко может считать, что у него есть эти волшебные способы борьбы с реальностью — суперспособности.

С годами мальчики понимают, что суперспособностей у них нет, а собственных навыков для решения проблем не хватает. И тогда социальная мальчиковая роль начинает казаться неподъёмной и приносит разочарование.

Единственно приемлемой гендерной мужской реакцией у нас в обществе считают злость и агрессию: «Будь мужиком, стукни кулаком по столу!». Мы видим, что социальная мужская роль, транслируемая обществом и масс-медиа, нагружена иллюзиями, часто не даёт мальчикам эффективных навыков выстраивания отношений и решения проблем «мужскими способами», но мальчики, воспитываемые женщинами, снимают «с руки» те способы, которыми пользуются женщины. А женщины-воспитатели удивляются: «Он ведёт себя как девчонка!»

Что могут делать родители для изменения этой ситуации? Помогать мальчикам считывать свою мужскую роль с подходящего образа: давать и создавать возможность участвовать мальчику в «мужских делах» с папой и дедушкой, тренерами в спорте или учителями в науке, выбирать для просмотра такой видеоконтент, который задаёт ребёнку правильные модели поведения, не поддерживать только стереотипно-агрессивное поведение, которое транслируют многие «мультфильмы для мальчиков».

В 1974 году Сандра Бем предложила тест на маскулинность-феминность (мужественность-женственность), который разделял мужчин и женщин на 4 группы:

  1. Честолюбивые, смелые и решительные маскулинные индивиды.
  2. Мягкие и эмоциональные феминные индивиды
  3. Андрогины — люди, проявляющие и мужские и женские черты одновременно
  4. Люди, не имеющие выраженно ни мужских, ни женских черт.

Логично было бы предположить, что психологически благополучными будут женщины, обладающие феминными чертами, и мужчины, обладающие маскулинными чертами. Но эта гипотеза не оправдалась. Наиболее благополучными в наше время и в нашем обществе оказались и мужчины, и женщины, обладающие маскулинными чертами, то есть проявляющие больше стереотипно мужское поведение.

Эти психологические исследования оказали влияние и на современную мультипликационную культуру. Посмотрите, как изменились героини в мультфильмах. Если раньше это были пассивные принцессы, ожидающие, что их спасут, то теперь они запросто «и коня на скаку и в горящую избу войдут». Современным героиням теперь намного больше позволено, чем их предшественницам.

Так и современным девочкам, чтобы обрести психологическое благополучие и усвоить свою социальную роль, теперь не нужно быть просто «послушной девочкой», теперь важно уметь выражать своё мнение и решительно его отстаивать, но не кулаками, а словами. Современные мультфильмы пытаются передать эти новые для женщин модели гендерного поведения. Вот почему многие мамы с удовольствием смотрят их вместе с дочками.

Лучшие мультфильмы — это мультфильмы, которые интересны и мальчикам, и девочкам, те, где каждому есть, с кем идентифицироваться. Не стоит ограничивать своих детей, выбирая для просмотра только гендерно-ориентированную видеопродукцию. Для успешного освоения своих социальных ролей детям важно иметь «расширенный репертуар»: видеть, как мальчики и девочки, мужчины и женщины справляются с разными общечеловеческими или личными проблемами и задачами, как они общаются, дружат, строят отношения. И конечно, важно, чтобы наши дети могли снимать модели своего поведения, проводя время с дорогими ему людьми — родителями.

Читайте также:

Самое важное, что нужно знать родителям про эмоциональный интеллект

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

7 важных правил работающей мамы

Фото: bulentevren/Kostyazar/Aynur_sib/Ulza/pikselstock/Shutterstock.com

Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Читайте также:
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
5 июня 2019
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
Дети - это наше будущее, будущее нашей планеты. Смогут ли они уважать наше природное пространство, понимать, что планета – наш общий дом? Психолог Анна Скавитина уверена: это зависит от того, поможем ли мы, родители, появлению у них экологического сознания.
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
28 мая 2019
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
Эксперты уверены, что мальчикам нужно больше родительской поддержки, чтобы справиться с гневом, тревогой или страхом.
20 классных книг на лето для ваших детей
27 мая 2019
20 классных книг на лето для ваших детей
Литература для малышей, дошкольников и первоклассников.
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.