19 сентября 2017

Гений внутри: 3 простых способа уберечь ребенка от шаблонного мышления

В современном темпе жизни люди все чаще делают выводы, основываясь на первых впечатлениях, ведь у них больше нет времени, чтобы вникать в детали и анализировать полученную информацию. Так рождаются ошибочные мнения, стереотипы и клише. Даже взрослые легко принимают на веру распространенные суждения, не подкрепленные фактами, принимают неверные решения, ленясь проверять данные и делать логические выводы, что уж говорить о детях! Это глобальное упрощение и ускорение притупляет мыслительные процессы, воздействуя на наш интеллект и личность в целом. Вот почему так важно не допускать использования стереотипов и клише, развивать мышление и логику, мыслить нестандартно и искать новые решения.

Чем опасно шаблонное мышление

Стереотипы — это стандартные наборы упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащие их односторонние описания, принимаемые за полные. Проще говоря, шаблонное или стереотипное мышление неизбежно приводит к определенной скупости ума, что в результате способно сделать человека абсолютно беспомощным в новых для него ситуациях. Мыслить стандартно — значит практически не использовать свои знания, умения и навыки. Со временем это может привести к потере индивидуальности, снижению самооценки, страхам отличаться от других, высказывать собственное мнение, пробовать другое. Дети быстрее взрослых замыкаются в себе, им труднее разобраться в происходящем и найти выход.

Как развивать фантазию и нестандартный подход к решению задач

Есть три очень простых способа научиться решать задачи.

Дайте ребенку возможность больше фантазировать. Ставьте перед ним сначала совсем простые задачи, а затем усложняйте. Помогайте мыслить нестандартно, искать не одно решение, а множество.

В занятиях с детьми дошкольного возраста сделайте акцент на развитии наглядно-образного мышления. Постепенно переходите от реальных предметов к формированию образов в голове, то есть к умению визуализировать. Лучшей развивающей игрушкой для этого возраста может стать конструктор. Его образовательный потенциал огромен, а применение универсально. Помимо развития воображения и мелкой моторики, конструирование помогает развитию внимания, памяти, усидчивости, формированию речи.

С 6−7 лет уделяйте большее внимание развитию абстрактного и словесно-логического мышления. Игра в конструктор поможет и на этом этапе, ведь она формирует образное, пространственное, логическое и даже инженерное мышление. Создав своими руками какую-либо модель, ребенок постепенно научится обобщать, анализировать и делать выводы естественным образом. Помогайте ему, задавая правильные вопросы, просите сравнивать детали, искать в них различия, считать, сколько их понадобилось для той или иной модели, придумывайте вместе истории, сочиняйте сказки, играйте в ролевые игры.

Чему научит конструирование

Конструктор — универсальный строительный материал не только для игры, но и для полноценного развития мозга. Задачи любых конструкторов похожи: развитие навыков, раскрытие способностей, корректировка поведения и подготовка ко взрослой жизни.

Педагоги, использующие в своих занятиях датский Lego и трехмерный российский конструктор «Фанкластик», утверждают, что дети, регулярно изобретающие и конструирующие, гораздо лучше усваивают материал, более сосредоточены и внимательны. Кроме того, их успеваемость на порядок выше, чем у остальных учеников. Если ребенка с детства приучить играть в конструктор, он увлечется и играючи получит все необходимые для полноценной жизни навыки.

Чем старше становится ребенок, тем более сложный конструктор ему нужен. У Lego детали кладутся сверху вниз, как кирпичики, и ничего нельзя присоединить сбоку. Детали конструктора «Фанкластик» имеют крепления со всех сторон, поэтому соединяются любым способом в любом направлении, а значит вариаций моделей может быть на порядок больше.

Помимо базовых умений (настраиваться и погружаться в работу, эффективно участвовать в процессе обсуждения) у учащихся формируются специальные умения: находить нестандартные решения творческих задач, которые помогают каждой работе стать индивидуальной и неповторимой.

Татьяна Маркова, педагог школы № 26, г. Москва

Педагоги отмечают, что дети 8−9 лет после 10 занятий быстрее осваивают схемы слов, предложений, видят структуру текста, легко оперируют классификациями/обобщениями, их рисунки становятся более детализированными, легче усваиваются/запоминаются алгоритмы действий, особенно на уроках информатики, (на математике — последовательность записи решения примеров, схемы записи задач, на русском — разбор слова), лучше становится зрительно-моторная координация.

Как разрушить стереотипы, если они уже сформировались

Одаренных детей чаще всего определяют как раз по гибкому и нестандартному мышлению, повышенному интересу к решению дивергентных задач (со множеством правильных ответов), способности к прогнозированию и легкости генерирования идей. В будущем такой человек сможет добиться самых высоких результатов.

Развивайте детей, давайте им возможность проявить себя в разных областях и присматривайтесь. Смотрите на ребенка внимательнее: если ему нравятся танцы, он должен танцевать, нравится рисовать — пусть рисует, хорошо соображает в математике — должна быть хорошая математическая школа. Я убежден, что хорошая школа гораздо важнее хорошего института. Смотрите на своих детей и обязательно всесторонне занимайтесь с ними.

Дмитрий Соколов, изобретатель конструктора «Фанкластик»

Всегда воспринимайте детей такими, какие они есть. Не оказывайте давления и будьте готовы всегда прийти на помощь и разобраться в ситуации, если ребенку трудно ее понять. Старайтесь не навязывать своих оценок, а позволяйте ребенку самому сделать выводы. Помогайте детям получать объективную информацию, сравнивайте источники вместе. Поощряйте высказывание собственного мнения и интересуйтесь, на основе каких фактов он к нему пришел. И помните, что школа — далеко не единственный институт знаний.

Текст: Анастасия Иванова

Фото: Billion Photos/Brian A Jackson/Tomsickova Tatyana/Alena Zamotaeva/Shutterstock.com

Читайте также:
6 каверзных детских вопросов о грамотности
24 мая 2019
6 каверзных детских вопросов о грамотности
Говорим и пишем правильно!
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
24 мая 2019
Можно ли ссориться при детях? Ученые против!
Даже если вы обычно ссоритесь в соседней комнате и уверены, что ребенок этого не замечает, напряжение между вами негативно влияет на детскую психику.
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
22 мая 2019
Как объяснить ребёнку, почему люди едят мясо
В вашей жизни обязательно наступит момент, когда ребёнок об этом спросит.
Кто тут самый заботливый родитель?
22 мая 2019
Кто тут самый заботливый родитель?
Как лягушки и жабы научились заботиться о потомстве - и почему это важно для эволюции
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
21 мая 2019
Гаджеты помогают семейному общению. Но не всегда!
Почему смартфоны могут объединить семью, но в то же время мешают общению?
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
20 мая 2019
Жираф на день рождения: как стать опекуном животных в зоопарке
Что нужно сделать, чтобы взять животное под опеку?
Вечные ценности и где они обитают
15 мая 2019
Вечные ценности и где они обитают
Как научить детей самому доброму и светлому.
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
13 мая 2019
Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребёнка
Настольные игры — это не просто развлечение!
Почему так важно читать ребёнку вслух
10 мая 2019
Почему так важно читать ребёнку вслух
И начать это делать стоит как можно раньше.
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
6 мая 2019
Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка
Медвежонок, кукла или машинка могут стать вашими помощниками в воспитании.
5 правил безопасности в Интернете
3 мая 2019
5 правил безопасности в Интернете
Полезно знать не только детям!
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
29 апреля 2019
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Сила, уверенность в себе и джентльменские качества — вот что дают танцы.
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
26 апреля 2019
Развитие речи: когда нужна помощь логопеда
Помогите ребёнку заговорить правильно!
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
25 апреля 2019
8 интересных способов разукрашивания пасхальных яиц
Арт-терапевт и художница делятся лично опробованными методиками.
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
19 апреля 2019
«Возьми себя в руки!»: как научить ребёнка справляться с эмоциями
Чтобы управлять эмоциями, нужно их признать.