19 сентября 2017

Гений внутри: 3 простых способа уберечь ребенка от шаблонного мышления

В современном темпе жизни люди все чаще делают выводы, основываясь на первых впечатлениях, ведь у них больше нет времени, чтобы вникать в детали и анализировать полученную информацию. Так рождаются ошибочные мнения, стереотипы и клише. Даже взрослые легко принимают на веру распространенные суждения, не подкрепленные фактами, принимают неверные решения, ленясь проверять данные и делать логические выводы, что уж говорить о детях! Это глобальное упрощение и ускорение притупляет мыслительные процессы, воздействуя на наш интеллект и личность в целом. Вот почему так важно не допускать использования стереотипов и клише, развивать мышление и логику, мыслить нестандартно и искать новые решения.

Чем опасно шаблонное мышление

Стереотипы — это стандартные наборы упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащие их односторонние описания, принимаемые за полные. Проще говоря, шаблонное или стереотипное мышление неизбежно приводит к определенной скупости ума, что в результате способно сделать человека абсолютно беспомощным в новых для него ситуациях. Мыслить стандартно — значит практически не использовать свои знания, умения и навыки. Со временем это может привести к потере индивидуальности, снижению самооценки, страхам отличаться от других, высказывать собственное мнение, пробовать другое. Дети быстрее взрослых замыкаются в себе, им труднее разобраться в происходящем и найти выход.

Как развивать фантазию и нестандартный подход к решению задач

Есть три очень простых способа научиться решать задачи.

Дайте ребенку возможность больше фантазировать. Ставьте перед ним сначала совсем простые задачи, а затем усложняйте. Помогайте мыслить нестандартно, искать не одно решение, а множество.

В занятиях с детьми дошкольного возраста сделайте акцент на развитии наглядно-образного мышления. Постепенно переходите от реальных предметов к формированию образов в голове, то есть к умению визуализировать. Лучшей развивающей игрушкой для этого возраста может стать конструктор. Его образовательный потенциал огромен, а применение универсально. Помимо развития воображения и мелкой моторики, конструирование помогает развитию внимания, памяти, усидчивости, формированию речи.

С 6−7 лет уделяйте большее внимание развитию абстрактного и словесно-логического мышления. Игра в конструктор поможет и на этом этапе, ведь она формирует образное, пространственное, логическое и даже инженерное мышление. Создав своими руками какую-либо модель, ребенок постепенно научится обобщать, анализировать и делать выводы естественным образом. Помогайте ему, задавая правильные вопросы, просите сравнивать детали, искать в них различия, считать, сколько их понадобилось для той или иной модели, придумывайте вместе истории, сочиняйте сказки, играйте в ролевые игры.

Чему научит конструирование

Конструктор — универсальный строительный материал не только для игры, но и для полноценного развития мозга. Задачи любых конструкторов похожи: развитие навыков, раскрытие способностей, корректировка поведения и подготовка ко взрослой жизни.

Педагоги, использующие в своих занятиях датский Lego и трехмерный российский конструктор «Фанкластик», утверждают, что дети, регулярно изобретающие и конструирующие, гораздо лучше усваивают материал, более сосредоточены и внимательны. Кроме того, их успеваемость на порядок выше, чем у остальных учеников. Если ребенка с детства приучить играть в конструктор, он увлечется и играючи получит все необходимые для полноценной жизни навыки.

Чем старше становится ребенок, тем более сложный конструктор ему нужен. У Lego детали кладутся сверху вниз, как кирпичики, и ничего нельзя присоединить сбоку. Детали конструктора «Фанкластик» имеют крепления со всех сторон, поэтому соединяются любым способом в любом направлении, а значит вариаций моделей может быть на порядок больше.

Помимо базовых умений (настраиваться и погружаться в работу, эффективно участвовать в процессе обсуждения) у учащихся формируются специальные умения: находить нестандартные решения творческих задач, которые помогают каждой работе стать индивидуальной и неповторимой.

Татьяна Маркова, педагог школы № 26, г. Москва

Педагоги отмечают, что дети 8−9 лет после 10 занятий быстрее осваивают схемы слов, предложений, видят структуру текста, легко оперируют классификациями/обобщениями, их рисунки становятся более детализированными, легче усваиваются/запоминаются алгоритмы действий, особенно на уроках информатики, (на математике — последовательность записи решения примеров, схемы записи задач, на русском — разбор слова), лучше становится зрительно-моторная координация.

Как разрушить стереотипы, если они уже сформировались

Одаренных детей чаще всего определяют как раз по гибкому и нестандартному мышлению, повышенному интересу к решению дивергентных задач (со множеством правильных ответов), способности к прогнозированию и легкости генерирования идей. В будущем такой человек сможет добиться самых высоких результатов.

Развивайте детей, давайте им возможность проявить себя в разных областях и присматривайтесь. Смотрите на ребенка внимательнее: если ему нравятся танцы, он должен танцевать, нравится рисовать — пусть рисует, хорошо соображает в математике — должна быть хорошая математическая школа. Я убежден, что хорошая школа гораздо важнее хорошего института. Смотрите на своих детей и обязательно всесторонне занимайтесь с ними.

Дмитрий Соколов, изобретатель конструктора «Фанкластик»

Всегда воспринимайте детей такими, какие они есть. Не оказывайте давления и будьте готовы всегда прийти на помощь и разобраться в ситуации, если ребенку трудно ее понять. Старайтесь не навязывать своих оценок, а позволяйте ребенку самому сделать выводы. Помогайте детям получать объективную информацию, сравнивайте источники вместе. Поощряйте высказывание собственного мнения и интересуйтесь, на основе каких фактов он к нему пришел. И помните, что школа — далеко не единственный институт знаний.

Текст: Анастасия Иванова

Фото: Billion Photos/Brian A Jackson/Tomsickova Tatyana/Alena Zamotaeva/Shutterstock.com

Читайте также:
Папы младенцев и послеродовая депрессия
17 июля 2019
Папы младенцев и послеродовая депрессия
Оказывается, у «новорожденных» отцов тоже может случиться послеродовая депрессия. Как им помочь?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
28 июня 2019
Думаете, что ваш ребенок эгоист? Скоро это пройдет
С возрастом детский эгоцентризм исчезает, так как развивается нужный участок мозга, отвечающий за умение понимать чувства других.
Родился летом? Ищи друзей!
24 июня 2019
Родился летом? Ищи друзей!
У детей, которые родились в июле и августе, будет меньше друзей, чем у их «осенних» и «зимних» сверстников.
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
17 июня 2019
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
Похоже, делать все по-своему для вашего ребенка – это дело принципа: если есть возможность сказать «Нет!» и «Не хочу!», он обязательно ею воспользуется. Как на это правильно реагировать?
Мама, почитай мне! Почему чтение полезно и детям, и родителям
11 июня 2019
Мама, почитай мне! Почему чтение полезно и детям, и родителям
Ученые выяснили, что в семьях, где детям часто читают вслух, родители менее строгие, а их дети растут более спокойными.
8 способов справиться с детской истерикой
7 июня 2019
8 способов справиться с детской истерикой
Ребенок устал, переволновался или просто не может справиться со своими противоречивыми желаниями? И вот уже он валяется на полу в супермаркете и кричит, а вы не знаете, что делать. Например, можно сделать вот что.
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?