10 декабря 2017

Как помочь тревожному ребенку


Тревожность — это переживание, связанное с предчувствием опасности. В некоторых ситуациях тревога бывает полезной. Например, в случаях реальной угрозы она мобилизует на какие-то действия. Но бывает, что тревожность проявляется слишком часто: человек испытывает ее практически постоянно, воспринимая все происходящее как угрозу для себя. Не каждый взрослый способен самостоятельно справиться с этим чувством, а малышу в такой ситуации еще сложнее. Почему бывают тревожными дети? Как помочь ребенку, который часто серьезно волнуется без существенных, на взгляд родителя, причин? Ответы на эти вопросы знает психолог Алина Шур.

Алина Шур, магистр психологии, семейный системный психотерапевт, сертифицированный Обществом семейных консультантов и психотерапевтов
Алина Шур, магистр психологии, семейный системный психотерапевт, сертифицированный Обществом семейных консультантов и психотерапевтов

Признаки и причины тревожности

У этого явления есть несколько характерных признаков. Тревожный ребенок обычно робок и испытывает страх перед новым. Он боится неудач и ожидает их. Такой малыш очень возбудим и чрезмерно привязан к родителям. Причины постоянного предчувствия опасности следует искать прежде всего в семье.

Особенности воспитания

Если папа строгий, а мама мягкая или наоборот, то у них будут разные требования к ребенку. За те вещи, которые мама позволяет, папа ругает. Ребенку сложно понять, как себя вести, если нет понятных и однозначных правил, он боится ошибиться. Авторитарный стиль воспитания, завышенные требования, слишком строгие наказания тоже могут приводить к тревожности: у сына или дочери появляется страх, что они не оправдают родительских надежд.

«Отраженная» тревога одного из родителей

Если один из родителей — чаще всего это мама — тревожится из-за малыша, то он считывает это. Например, мама воспринимает ребенка как слабого, несамостоятельного, болезненного. В каком-то смысле ей это может быть даже выгодно: если ребенок такой проблемный, мама может не выходить на нелюбимую работу, а оставаться с ним дома. Ребенок же, чувствуя эту тревогу, верит в ее обоснованность и подтверждает своим поведением: «Если мама за меня так тревожится, значит, со мной действительно что-то не так».

Ситуация в семье

Когда родители ссорятся, нередко бывает, что ребенку приходится выступать в роли буфера. Мама жалуется ему на папу и наоборот, малышу приходится мирить родителей после ссоры и выслушивать в свой адрес замечания вроде «Весь в отца!» Ребенок начинает чувствовать себя ответственным за родительские отношения, думать, что это из-за него они не ладят. Такая ноша непосильна, она мешает развиваться и взрослеть и вызывает ощущение тревоги.

Другая ситуация: родители пытаются уберечь ребенка от переживаний и скрывают от него драматические происшествия, например смерть его любимой бабушки. Малыш видит, что родителей что-то угнетает и расстраивает, но не понимает, что именно. Если он задает вопросы, то в ответ получает ложь, призванную защитить его от переживаний. Но психика ребенка устроена так, что дети считают себя центром ситуации. Малыш может начать думать, что родители расстроены из-за него, что он давно не видел бабушку, потому что он плохо себя вел и она его разлюбила. Подобные фантазии угнетают ребенка, повышают его тревожность. Это вредит ему намного больше, чем правда, которую родители сообщают ему аккуратно и с готовностью поддержать.

Правила для родителей

Самое важное, что должны сделать родители, — подумать, что в их поведении может вызывать у ребенка тревогу или подпитывать ее.

Ребенку для спокойствия нужны понятные и постоянные правила поведения. Это значит, что все разногласия по поводу методов воспитания родители решают сами между собой и приходят к одному общему решению. Например, если есть правило «Никакого сладкого до обеда», это значит, что ни мама, ни папа никогда его не нарушают.

Если ребенок пренебрегает правилами или совершает другие проступки, то наказания должны быть соразмерными вине, не унижать малыша и не наносить ему вред.

Не стоит скрывать от ребенка какие-то семейные трудности. Лучше объяснить их простыми словами: «Папа потерял работу», «Бабушки больше нет», успокоить и помочь ребенку это пережить. Но если трудности — это конфликт между родителями, то слова нужно подбирать иначе. Нельзя говорить детям, что причина ссор — в супружеской неверности. Правильнее будет сказать так: «Мы ссоримся, так бывает во многих семьях. Не переживай, мы сами со всем разберемся».

Что делать, если один из родителей понимает, что испытывает сильную тревогу за ребенка, его здоровье, адаптацию и социализацию и прочее? Имеет смысл проработать это с психологом, чтобы не нагружать сына или дочь своей тревогой.

Как помочь самому ребенку

Если ощущение тревоги у ребенка привело к возникновению устойчивого страха, можно прибегнуть к сказкотерапии. Например, придумать самостоятельно или найти специальную терапевтическую сказку в интернете, где малыш сначала боится, а потом справляется.

Можно «проигрывать» в безопасной обстановке конкретные ситуации, которые вызывают у ребенка тревогу. Например, ребенок приходит на занятия в садик или школу и боится заговорить с другими детьми. Воссоздайте эту ситуацию в игре так, чтобы проговорить в ней его чувства. Используйте любимые игрушки малыша: «Машинка стесняется, что над ней будут смеяться», «Куколке страшно, что другие ребята ее не примут». Просто переносите чувства ребенка на игрушки и проговаривайте это. Ребенок может молча за этим наблюдать, а может проявить агрессию, начать ломать игрушки. Это нормально: у него должна быть возможность выразить свои чувства, тревоги, страхи. Только осознавая их, он научится с ними справляться.

Читайте также:

Канистерапия: как могут лечить собаки

Как распознать детскую депрессию?

7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам

Фото: Evgeny Atamanenko/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

Читайте также:
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
16 января 2019
Осознанность — главный способ борьбы с детской тревожностью
Отчего возникает беспокойство, как с ним бороться и две телесные игры, которые помогут справиться с тревожностью.
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
15 января 2019
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
А заодно и самим вспомнить, как это важно!
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
14 января 2019
Личный опыт: мой сын занимается фехтованием
И это очень серьёзный вид спорта.
13 игр для тренировки памяти
13 января 2019
13 игр для тренировки памяти
Занимайтесь с малышом с первых дней его жизни.
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
9 января 2019
Ругать нельзя баловать: как воспитывают внуков бабушки и дедушки
О роли старшего поколения в воспитании детей.
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
8 января 2019
Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул
Восстанавливаем привычный распорядок.
Как рассказать ребенку о Рождестве
6 января 2019
Как рассказать ребенку о Рождестве
Что нужно знать об этом светлом дне?
16 интересных и полезных зимних развлечений
3 января 2019
16 интересных и полезных зимних развлечений
Как разнообразить зимние прогулки?
Как развивать чувство юмора у детей
2 января 2019
Как развивать чувство юмора у детей
И зачем нужно это делать?
5 рецептов новогоднего завтрака из программы «Завтрак на ура!»
30 декабря 2018
5 рецептов новогоднего завтрака из программы «Завтрак на ура!»
Подборка питательных завтраков от Тутты Ларсен и её дочки Марфы.
Видео: в какое время дня лучше всего решать сложные задачки
28 декабря 2018
Видео: в какое время дня лучше всего решать сложные задачки
Соблюдай режим дня вместе с телеканалом «О!».
6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас
27 декабря 2018
6 мультфильмов, герои которых умеют пользоваться эмоциональным интеллектом лучше нас
Как развивать эмоциональный интеллект с помощью мультфильмов?
Как и зачем дарить подарки: советы тем, кто планирует стать Дедом Морозом
26 декабря 2018
Как и зачем дарить подарки: советы тем, кто планирует стать Дедом Морозом
Обсуждаем самую новогоднюю тему вместе с психологом!