«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
10:30
«ДиноСити». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
11:10
«Оранжевая корова». Мультсериал

Эдьютейнмент — это лучший образовательный формат, и вот почему



«О!» считает, что обучение через игру — это самый лучший способ получения знаний. Чтобы убедить вас в этом, мы попросили нашего эксперта, психолога Анну Скавитину, рассказать о всех плюсах эдьютейнмента в своей новой колонке.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

«Учение — это всегда насилие!» — сказал мне один очень уважаемый педагог. «Но позвольте, а нельзя ли без насилия?» — спросила я в смятении и твердом желании сопротивляться. «Нельзя. Учение — это большой труд. Верьте мне, я много лет учу детей», — не менее твердо, даже жестко ответил мне уважаемый человек. «И песенка, и песенка в дороге пригодится. Учиться надо весело, учиться надо весело! Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!» — закружилось и запело у меня в голове. Если честно, я не поверила.

Я занимаюсь детскими проблемами уже 25 лет, помимо того, что я учу своих детей, я думаю и о том, как справляться с трудностями в обучении у тех ребят, которые не хотят насилия в своей жизни, даже если оно, с точки зрения уважаемого педагога, полезно, целесообразно и необходимо. Возможно именно потому, что предыдущие поколения регулярно подвергались насилию, сейчас родители точно знают, от чего они хотят защитить своих детей.

В последнее время люди перестали верить в то, что быть изнасилованным знаниями — полезно, но без знаний ведь тоже ничего не добьешься, поэтому каким-то образом их все же надо получить. Но лучше бы как по волшебству, например, во сне. Помните, раньше была такая идея? Ты спишь, а мозг бодрствует и запоминает.

К сожалению, довольно быстро выяснилось, что пассивное слушание недостаточно эффективно, мозгу нужно быть активным, он должен перерабатывать полученные знания, повторять, видоизменять, эмоционально включаться, чтобы информация проложила нейронные связи в голове. Кроме того, эти связи должны регулярно использоваться, иначе «тропинка» к ним быстро зарастет.

Всем известно, что начинать обучение иностранным языкам эффективнее всего в детстве. С детьми просто разговаривают, их гладят по голове, кормят, гуляют с ними и много раз подряд произносят одни и те же фразы. Мозг в это время ведет работу по «протаптыванию» нейронных «тропинок», в результате чего ребенок начинает говорить. Вот такой феномен: говорить — это полезно для выживания, но учиться это делать ребенка никто не заставлял. А вот когда малыш пересаживается за парту в детском саду, учеба постепенно начинает превращаться в труд и насилие. Детей отрывают от реального процесса обучения в этом возрасте, то есть от игры, и заставляют запоминать нечто, не имеющее с их точки зрения к ним никакого отношения.

Существует теория, согласно которой детская игра появилась в процессе эволюции именно как способ освоения детьми профессиональных навыков, но с течением тысячелетий система знаний стала настолько развернутой, что за годы детства ребенок не успевает освоить профессию через подражание взрослым, через игру. Тогда в помощь игре появились школы — системы ограничения свободы и фаршировки ребенка, как сосиски, знаниями.

Сегодняшние дети, заваленные развлечениями и игрушками с рождения, привыкли, что мир — это сказочное место, в котором есть волшебные роботы-родители и можно найти у них такую кнопку, что удовольствия будут сыпаться безостановочно. Интернет и виртуальные игрушки создают ощущение постоянной доступности чего угодно. Как в этих условиях создавать мотивацию к усвоению знаний?

Насилие точно не работает, да и мотивации не прибавляет. Обещаниями, что когда-нибудь, в будущем, у вас все будет? Не работает. Будущее призрачно, а в настоящем есть все, в крайнем случае можно надавить на родителя безотказно действующим «А то обижусь!», он и согласится на любой каприз.

Так появился гибридный метод обучения, который подходит слабо мотивированным детям. Суть его сводится к тому, чтобы развлекаться, но при этом получать полезные знания как бы между прочим. Ему пока что не подобрали русского названия, ведь эдьютейнмент — гибрид двух английских слов: «education» — «обучение» и «entertainment» — «развлечение». Многие классические школы стали задумываться о необходимости включать эдьютейнмент и геймификацию — обучение через игру, в свои программы, понимая, что это модно, современно, востребовано родителями и детьми. Но частным школам и другим более свободным структурам легче сразу начинать учить c помощью эдьютейнмента, не перестраивая сложившуюся веками поурочную систему пассивного восприятия знаний.

В результате мы имеем многочисленные эдьютейнмент-парки, где учение — это развлечение, например, фестивали науки, интерактивные музеи (тот же «Экспериментаниум»), города профессий, различные мастер-классы, а также обучающие и развивающие мультфильмы и программы. То есть эдьютейнмент больше используется пока во время законного отдыха детей от учебы и взрослых от работы. Получается, учеба в разных форматах у многих стала заполнять все время жизни.

Считается, что первым эдьютейнмент-мультфильмом был американский сериал про солдата, который нарушал правила безопасности и из-за этого попадал в опасные и нелепые истории. «Private Snafu» — анимация, благодаря которой скучные правила осваивались без зубрежки. Потом появились детские «Улица Сезам», наша «АБВГДейка», а сейчас целые телеканалы, например, канал «О!» выстраивают себя на эдьютейнмент-программах, в которых ребенок учится, не фиксируясь на том, что его учат.

К сожалению, мои знакомые дети, даже мотивированные на обучение, в большинстве не хотят ходить в классическую школу, не видят в этом никакого смысла. Может быть, они правы? И не их самих надо менять, а школы? Мы как-то подумали и поняли, что все знания, которые нам, нашим детям и нашим друзьям когда-либо пригодились в жизни, получены вне школьных стен в разных эдьютейнмент-форматах: играх, выездах-погружениях, летних школах, просмотре развлекательно-развивающих телеканалов.

Многим детям, ненавидящим математику, я предлагала съездить в хорошую летнюю математическую школу не для вундеркиндов. Вначале они воспринимали это как наказание за учебный год, но включившись и увидев множество людей, которые занимаются математикой с удовольствием, они тоже находили в математических задачах красоту и говорили: «Хочу еще!»

Дети не видят никакого смысла в заучивании чего бы то ни было, а тем временем в игре можно выучить что угодно! В ней даже есть возможность попробовать себя в разных областях знаний, чтобы понять твое это или не твое, и сэкономить время на обучение чему-нибудь, в чем ты потом разочаруешься, или, наоборот, увлечься чем-то серьезным через веселье и развлечения.

Если вашему ребенку не нравится физика или математика, то, может быть, не записывать его сразу в гуманитарии, а поискать эдьютейнмент-форматы? Важно, конечно, в этот процесс обучения-развлечения закладывать и элементы, которые включают в себя формирование старания, преодоления, направленного внимания. Качественные мастера эдьютейнмента думают об этом, тогда поверхностное обучение становится более глубоким, формирующим личность, и может стать намного более полезным из-за своей практической направленности.

Хорошие учителя сами по себе «учение с развлечением». Они могут заинтересовать школьника так, что нелюбимый предмет станет любимым. В одной школьной анкете меня как родителя спросили: «Назовите любимые школьные предметы вашего ребенка». Я задумалась и ответила честно: «Зависит от учителя».

Увы, для того, чтобы организовывать образовательную эдьютейнтмент-среду, родителям и учителям надо прикладывать серьезные усилия по поиску подходящих активностей, организации или самостоятельного творческого создания такого образования для себя и для своих детей. Пользоваться методами классической школы без дополнительной геймификации в надежде, что сойдет и так, намного проще и родителям и учителям. Единственное, приходится терпеть жалобы, что ребенку идти в класс совсем не хочется. Но академические успехи в школе пока напрямую связаны с продолжением обучения в университете и вроде бы даже социальной успешностью в жизни. Вроде бы.

Все меньше людей в жизни продолжают работать в соответствии с полученным образованием. Я надеюсь, что постепенно все наше образование перейдет на эдьютейнмент-форматы — и дети будут рваться в школу больше, чем мечтать заполучить свой планшет еще на часок, чтобы тайно наиграться.

Фото: Oksana Kuzmina/MNStudio/Romrodphoto/Littlekidmoment/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти