«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
22:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

9 домашних монтессори-игр



Педагогика Монтессори привлекает очень многих мам, но не у всех есть возможность водить ребенка в специализированный детский сад. Как создать дома особую среду, в которой ребенок будет с пользой проводить время? Какие игры по канонам этой педагогической системы можно устраивать в детской комнате? На эти вопросы отвечает монтессори-педагог для детей 3−6 лет школы «Наши Пенаты» Ольга Макушина.

Ольга Макушина, монтессори-педагог для детей 3-6 лет школы «Наши Пенаты»
Ольга Макушина, монтессори-педагог для детей 3-6 лет школы «Наши Пенаты»

Создание развивающей среды

Важный принцип методики Марии Монтессори — свобода выбора ребенка, и среда, которую мы создаем для малыша дома, должна эту свободу обеспечить. Никакой специальной подготовки мамы или сложного инвентаря это не требует.

Начните прямо со входа: у ребенка должно быть место, где он может оставить грязную обувь, снять пальто и повесить его на крючок, который находится в пределах его досягаемости, убрать варежки и шапку в специальную коробку или на полку в шкафу. Там же, в прихожей, можно оставить средства для ухода за обувью, которые будет использовать малыш: тряпку, чтобы вытирать грязь, и бесцветный крем или специальную губку, чтобы полировать ботинки. Важно научить ребнка отличать материалы, из которых сделана его обувь: гладкая кожа, нубук, резина.

В ванной комнате поставьте маленький табурет, чтобы ребенок мог дотянуться до раковины, и повесьте крючок для его полотенца, которое он сможет снять без посторонней помощи. В кухне организуйте пространство так, чтобы сын или дочь могли посильно участвовать в приготовлении еды или уборке со стола. Как и в ванной, поставьте маленький табурет перед раковиной, чтобы малыш отдельной губкой мыл посуду. Можно поручить ему убирать после мойки вилки и ложки в шкаф, причем в отдельные ячейки для каждого вида прибора. Место, где вы храните столовые приборы, должно быть доступно для малыша. Накройте несколько раз стол вместе, чтобы дальше он мог делать это самостоятельно. Хорошо, когда ребенок и сам может найти дома для себя еду: покажите ему, где стоит коробка с хлопьями, а где молоко и глубокая тарелка.

Привлекайте малыша к разбору покупок. В каждом холодильнике внизу есть поддоны: предложите ребенку сложить в один овощи и фрукты, в другой — молочную продукцию. С двух лет дети уже способны участвовать в приготовлении пищи: например, помогать нарезать салаты, хлеб, выкладывать это на тарелки, разливать компот по стаканам. Для напитков нужно купить небольшой кувшин, который ребенок сможет поднять, то есть максимум до 800 миллилитров.

Малыш может помогать вам и со стиркой (рассортировать белье на светлое и темное), и к уборке (пусть у него будет одна щетка для пола, одна для стола — разного цвета). Покажите ребенку один раз, как обращаться с этими предметами: «Мы пролили чай, давай вытрем его вот этой тряпкой. Она лежит вот здесь, так что ты всегда можешь убрать за собой сам».

Монтессори-игры

Готовя материал для таких игр, соблюдайте два важных правила: он должен быть привлекательным на вид и на ощупь и использоваться для иллюстрации какого-то одного признака (цвета, формы, размера). У материалов по каждой игре должно быть определенное место на полке, чтобы ребенок мог сам достать и убрать их.

С самими маленькими детьми при помощи игр лучше тренировать различные чувства. Самый простой вариант: возьмите небольшую коробку и выложите ее дно изнутри несколькими кусочками цветной бумаги. Чем старше ребенок, тем больше цветов. Если вы только начали так заниматься с малышом не старше двух лет, то в первые пару недель вам хватит и четырех цветов. Попросите ребенка раскладывать предметы соответствующего цвета в эти коробки.

Осязание хорошо тренируют игры с тканями, разными на ощупь. Подготовьте по два кусочка каждого вида ткани, перемешайте и предложите малышу найти все пары. Усложните задачу: подберите ткани одного цвета, но разных видов (кожа, ситец, хлопок, мех).

Для развития обоняния подойдут даже баночки для специй. Начните с трех запахов и постепенно увеличивайте их число. Важно, чтобы ребенок умел отличать корицу от перца, ощущал разницу, но вовсе не обязательно, чтобы он безошибочно называл каждый аромат.

Когда мы хотим закрепить знания ребенка о буквах и звуках, очень хорошим подспорьем может стать магнитная азбука. Ее нужно использовать не для обучения алфавиту, а тогда, когда ребенок уже знает его и способен различать звуки, которые обозначаются буквами. Соберите в коробочку предметы, которые начинаются на определенный звук, или же только на гласный или согласный. Например, в вашей коробочке есть шишка, рыба и нитки. Поиграйте с малышом: «Я вижу предмет на [р]. Покажи мне его».

Если ребенок уже свободно ориентируется в звуках и их символах (буквах), при помощи магнитной азбуки можно оставлять друг другу послания на холодильнике. Предложите малышу написать этими буквами, что нужно купить в магазине (мука, рис, крупа — простые слова, которые ребенок в 4 года вполне в состоянии собрать сам).

Монтессори-педагогика уделяет большое внимание сенсорным ощущениям. Вы слышали о «шершавой азбуке»? Это буквы, сделанные из бархатной или наждачной бумаги (имейте в виду, что последняя сильно тупит ножницы). Вы произносите звук, который обозначает этот символ, не запутывая ребенка понятиями о буквах и звуках: «Это „о“, это „б“». При этом обводите пальцем букву так, как вы ее пишете. Попросите ребенка повторить за вами: обвести букву и произнести ее. Можно предложить малышу порассуждать: «Что начинается на „п“? подушка, пух, посуда…». Это полезно для подготовки к чтению и письму.

Любые красивые камешки помогут нам научить ребенка подсчитывать количество чего-либо. Главное, чтобы они были одинаковыми и по форме, и по цвету, и по размеру, потому что считать однородные предметы просто. Пусть у вас будет мешок каких-то одинаковых предметов: камешков, мячиков, карандашей, чтобы малыш пересчитывал их.

А символам счета можно обучать так же, как и буквам. Используйте цифры из бархатной или наждачной бумаги или меловую доску, которая станет своего рода прописью: на ней малыш будет выводить символы по вашему образцу.

Изучать одновременно и количество, и его символы, то есть цифры, помогает игра «Веретена». Возьмите несколько одинаковых коробочек и на дне каждой напишите по цифре. В каждую коробочку нужно положить определенное количество одинаковых предметов в соответствии с цифрой на дне. Выкладывайте вместе предметы из каждой коробочки в одно место, при этом четко называя цифру, чтобы ребенок соотнес количество со словом.

Какие бы игры вы ни выбрали, помните о важном правиле педагогики Монтессори: «Помоги мне сделать самому». Это значит, что вы показываете ребенку, как играть, но дальше не вмешиваетесь в процесс и не направляете малыша, пока он сам не попросит вам помочь ему. Ведь задача этих игр не только помочь ребенку познавать мир, но и научить его самостоятельности.

Читайте также:

5 способов лишить ребенка мотивации к учебе

7 принципов вальдорфской педагогики

Эти игрушки обязательно должны быть у каждого ребенка

Фото: Joana Lopes/Evgenyrychko/PhotoUG/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти