«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Спроси у ТриО!»«Спроси у ТриО!»
0+
5:00
«Спроси у ТриО!»
«Дракошия». Мультсериал«Дракошия». Мультсериал
0+
5:05
«Дракошия». Мультсериал

Музыка как методика развития ребенка



Пытаясь выбрать лучшую среди множества методик воспитания детей, мы порой забываем про самые простые способы развивать их способности и таланты. Например, про музыку. Классическую или современную — не так важно, главное — слушать ее вместе. О том, какое влияние музыка оказывает на мозг и почему слушать ее не только приятно, но и полезно, «О!» рассказали психологи Анна Скавитина и Мария Куленкова.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Мария Куленкова, детский аналитический психолог
Мария Куленкова, детский аналитический психолог

О влиянии и значении музыкального воспитания на развитие ребенка говорят сотни лет, начиная с Аристотеля: «Когда мы слышим музыку, наша душа меняется». Современные исследования демонстрируют совершенно невероятные вещи. Вот один из удивительных фактов: дети выражают предпочтение музыке, которую они слышали, находясь в утробе матери.

Исследования показывают, что прослушивание музыки во время беременности, начиная примерно с пятого месяца, способствует созданию у ребенка дополнительных нейронных связей, используемых для обработки мыслей и информации. Музыка, особенно спокойные классические произведения, стимулирует альфа-волны мозга, что создает ощущение покоя.

Активное прослушивание музыки влияет в дальнейшем на языковые и литературные способности, пространственное мышление и координацию. Современные нейробиологи говорят: если вы хотите, чтобы мозг вашего ребенка активно развивался, накопите денег на десять лет занятий музыкой. Стараясь сделать как лучше, в порыве дать своему ребенку максимум возможного с рождения, родители с младенчества приобщают детей к классической музыке, сложным полифоническим произведениям, вручают музыкальные инструменты с обязанностями их освоить, удовлетворяя тем самым собственные амбиции, а не развивая мозг ребенка.

Как же использовать музыку для развития?

Наша речь музыкальна по своей природе. Тембр, ритм, темп, интонация, ударение, сила звука, динамика характеризуют и речь, и музыку, объединяя их общими закономерностями. К двум месяцам младенец уже усваивает все возможные тембры, присутствующие в человеческой речи. Постарайтесь с самого рождения дать ребенку возможность услышать разные голоса: мамы, папы, бабушки, дедушки, подражайте мышке, птичке, медведю. Пищите и говорите басом. Прослушивание фоновой музыки — процесс пассивный. Он может успокаивать, особенно если поставите мелодии, знакомые ребенку с внутриутробного периода, но не развивать. Простые песни, потешки, детские стихи, колыбельные, прибаутки, пестушки, озвученные и окрашенные эмоциями взрослого — вот что в младенческом и раннем возрасте наилучшим образом активизирует развитие ребенка, его мышление, внимание, восприятие и память. Классическая музыка хороша как вишенка на торте. Лишь на пару минут малыш может сосредоточиться на прослушивании произведений классиков для детей.

Слушая музыку с ребенком дошкольного возраста, важно обращать внимание на ее характер, образность. Какая она? Грустная или веселая, быстрая или медленная, какие образы рождает у вас и вашего ребенка, с каким цветом ассоциируется? Можно попробовать вместе пофантазировать, что хотел рассказать композитор, что чувствовал, когда создавал произведение. Мы развиваем воображение, мышление, представление ребенка об эмоциях и чувствах других людей — эмпатию и сочувствие. Даем ему еще один инструмент символического выражения себя и отражения собственных чувств — язык музыки.

Познакомьте ребенка с простыми музыкальными инструментами: бубном, барабаном, маракасами, колокольчиками, ксилофоном. Изобретайте музыкальные инструменты из того, что есть под рукой. Организуйте совместную игру на всем, что попалось под руку. Учите двигаться в такт музыке, танцуйте вместе. Пойте… любые истории из жизни! Напевайте песенки, когда ребенок просыпается или ложится спать, играйте с детьми в музыкальные игры. Например, надо ответить на вопросы «да», «нет», «не знаю» с помощью любого музыкального инструмента. Попробуйте «Угадай мелодию» или «Назови песню». Вставляйте «неправильные» слова в знакомые ребенку композиции, чтобы он вас исправил: «Жил-был у бабушки серенький КОТИК». Придумывайте новые слова к знакомой мелодии.

Когда приобщение к музыке происходит через давление, навязывание, чрезмерные усилия, даже с самыми благими намерениями, а не через игру и удовольствие, когда желание заниматься музыкой идет не от ребенка, а от родительского желания «причинить добро» и вложиться в мозг подрастающего поколения, польза от музыкального воспитания нивелируется психологическими травмами и эмоциональными нарушениями.

Если вы любите музыку, разбираетесь в ней, интересуетесь жизнью и творчеством композиторов или музыкальных групп, историей музыки, сами периодически ходите на концерты или играете на музыкальных инструментах и с удовольствием показываете эту часть окружающего мира детям, будьте уверены в позитивном вкладе музыки в развитие и воспитание своих детей. Приятно, когда ребенок начинает со временем разделять ваши музыкальные предпочтения. Вовсе не обязательно выращивать будущего музыканта, родителям важно помочь ребенку найти еще один источник радости и удовольствия в жизни: хорошую музыку.

Фото: Rohappy/fotoliza/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Мария Куленкова
детский аналитический психолог.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти