Игровая терапия — распространенный вид психотерапии, который используется не только для детей, но и для взрослых. Она помогает справиться с тревогами, найти варианты решения проблем, понять свои страхи с помощью… игры. Кому и как помогает игротераптия «О!» рассказала детский психолог Светлана Пятницкая.

Современные родители наслышаны о том, что игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребенок импровизирует, отражает ситуации, которые производят на него глубокие впечатления, пробует различные способы поведения. Для ребёнка это серьёзное, наполненное смыслом занятие, которое способствует его психическому, физическому и социальному развитию и позволяет понять, как он приспосабливается к окружающему миру и познает его.
Помимо этого, игра для ребёнка является некой формой «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы такие ситуации, как травматичный опыт, различные конфликты и неприятные ощущения. Игра, также, позволяет в значительной мере отреагировать страхи, которые сковывают ребенка и встретиться с глубоко затаенными, невысказанными чувствами. Часто впечатления так переполняют ребёнка, что он не способен выразить их словами, зато для этого можно использовать игру. Дети переживают игровые ощущения как безопасные и создающие благоприятную атмосферу.
Методики игротерапии
Игровые методики различаются:
по степени директивности (выполнению принятого решения);
по частоте игровых сеансов;
по формату работы — игра может применяться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии.
Иногда проводится совместная игра детей с родителями. Психотерапевт в игре может быть наблюдателем, партнёром либо руководителем.
Кому поможет игротерапия
Игротерапия может быть полезна детям, которые испытывают:
затруднения при общении (низкий уровень социальной компетентности);
нарушения волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм);
нарушения эмоциональной сферы (страхи, агрессивность, застенчивость);
нарушение внимания, рассеянность, гиперактивность;
проблемы в развитии: задержка психического развития (ЗПР), легкие формы умственных расстройств;
последствия педагогической запущенности;
проблемы в контексте с разводом родителей, усыновлением.
Игротерапия расширяет ролевой репертуар в поведении ребенка, снимает эмоциональное напряжение и способствует достижению эмоциональной устойчивости, корректирует нарушения поведения детей с ограниченными возможностями здоровья и детско-родительские отношения.
Как работают психологи
По мнению известного американского психотерапевта Вайолет Оклендер (автора книг «Окна в мир ребенка» и «Скрытые сокровища») для психолога, работающего с ребёнком, важно всё: какие игрушки и темы для проигрывания он выбирает, трудно ли ему переключаться с одной игры на другую, общаются ли внутри игры его герои и персонажи.
В своей работе психолог использует возможность обращать внимание ребёнка на процесс его игры: «Тебе нравится играть медленно» и на то, что он делает: «Ты укладываешь куклу спать». Специалист наблюдает за позой, мимикой и жестами, прислушивается к фразам. Иногда обсуждение игры происходит после завершения или в момент паузы, исключая прерывание её течения. Психолог может взять несколько игрушек и предложить ребёнку разыграть с ними сюжет, воссоздает и структурирует ситуацию из жизни, просит вообразить себя выбранной игрушкой и рассказать, на что он похож, что делает, что ему хотелось бы делать.
Существуют правила, которые важно соблюдать: сеанс игротерапии не должен длиться дольше 45 минут, из игровой комнаты нельзя ничего уносить, а также ломать, наносить повреждения психологу или самому себе. За пять минут до окончания сеанса психолог предупреждает ребёнка о скором завершении: «У нас осталось на игру еще пять минут» или «Вскоре мы должны закончить».
Игротерапия в формате: родитель+ребёнок
Терапия детско-родительского взаимодействия подразумевает полноценное участие родителя в процессе игры. Одна из её создательниц, Шейла Айберг считала, что во время раннего детства родители — центр мира ребенка. Они обеспечивают ему питание, поддержку, безопасность, возможности учиться, а также оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка, на его поведение. Одни типы родительского отношения и модели взаимодействия родителя и ребёнка могут служить причиной проблем у детей или усугублять эти проблемы, а другие — могут оказывать огромное положительное влияние.
В результате правильного взаимодействия в рамках игротерапии, между родителем и ребенком шаг за шагом выстраиваются теплые эмоциональные отношения, родители начинают видеть многие положительные качества своих детей и становятся менее требовательными, учатся искренне и с чувствами тонко реагировать на детей, учатся стимулировать их развитие, в результате чего поведение ребенка улучшается. Для детей с тревожностью, депрессией и негативизмом это неоценимый вклад в формирование личности.
Читайте другие статьи Светланы Пятницкой:
7 веселых уличных игр для этого лета
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
10 игр, которые помогут исправить почерк ребёнку
Фото: triocean/shapovalphoto/Andrey_Kuzmin/Shutterstock.com