«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
16:30
«Царевны». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
18:00
«Мир за минутку»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
6+
18:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Система Монтессори: 6 лучших игр для обучения чтению и счёту

Вряд ли на свете существует хоть один родитель, который совсем ничего не знает о системе Монтессори, придуманной знаменитым итальянским педагогом Марией Монтессори. Главный принцип этой методики — создание особенной развивающей среды и обеспечение в её рамках полной свободы выбора для ребенка. «О!» выбрал несколько отрывков из новой книги издательство «ЭКСМО» «Монтессори. 150 упражнений с малышом дома» и с удовольствием рассказывает вам, как обустроить пространство Монтессори у себя дома и в какие полезные игры можно играть с ребёнком.

Чтобы обустроить в доме игровое пространство Монтессори, нужно соблюдать ряд правил.

1. Большая часть пособий располагается на деревянных подносах с бортиками, которые ребёнок может передвигать. Пособия эстетично выглядят, составляют единое целое и стимулируют в ребёнке желание изучать новое.

2. Все пособия находятся в пределах досягаемости ребёнка и разложены по категориям:

  • практическая жизнь;
  • развитие сенсорного восприятия;
  • математика;
  • язык;
  • общая культура: история, география и науки.

3. Следует выделить отдельное помещение для пособий Монтессори и не смешивать их с остальными игрушками. Если это невозможно, постарайтесь создать специальную зону с одной или несколькими этажерками и разложить материалы так, чтобы подносы или корзины с разными категориями пособий оставались на своих постоянных местах.

4. Выкладывайте только те пособия, которые вы будете показывать ребёнку, обучая его правильно пользоваться ими. В противном случае у него сформируются некорректные навыки обращения с этими предметами — и вы не достигнете желаемого результата.

5. Если в семье несколько детей, для каждого следует подготовить пособия, соответствующие его уровню развития.

6. После использования пособия укладываются в изначальном порядке на свои места. Поэтому важно установить на этажерках специальные знаки (фотографии, бумажные наклейки), чтобы ребёнок мог возвращать материалы на место и в любой момент знал, где их взять.

7. Не нужно готовить несколько одинаковых наборов. Ребёнок должен научиться ждать, если в этот момент с нужными ему пособиями занимаются другие дети.

8. Содержимое подносов или корзин обновляется регулярно, но, разумеется, не каждый день. Учёба требует повторения, поэтому ребёнку нужно заниматься несколько дней подряд одним и тем же видом деятельности. Отмечайте, насколько интересны ему эти занятия и пособия.

9. Важно убедиться, что материал не слишком сложен для ребёнка; если он не в силах усвоить его, то потеряет веру в себя и больше не захочет возвращаться к его изучению.

10. Только когда вы убедитесь, что материал полностью усвоен, можно ставить перед ребёнком новую, более сложную задачу.

11. Материал должен содержать только один действительно трудный элемент. Взрослому придётся самому определять, какие сложные элементы будут присутствовать в том или ином упражнении.

12. Постарайтесь, чтобы материал давал ребёнку возможность контролировать себя и понимать, что он допустил ошибку. Тогда он сможет исправить её и идти вперед.

Игры для обучения счету

Шероховатые цифры

Материал:

  • деревянные пластины с наклеенными на них цифрами от 1 до 3, вырезанными из наждачной бумаги (по одной цифре на пластине)

Презентация:

Вынуть пластину с цифрой 1. Провести по ней указательным и средним пальцами, одновременно говоря: «Один». Предложить ребенку коснуться цифры рукой и повторить: «Один». Проделать то же самое с пластиной 2, потом с пластиной 3. Расположить в ряд все три пластины и попросить ребёнка: «Покажи мне 1», «Покажи мне 3», «Покажи мне 2». Если ребёнок ошибся, не надо поправлять его, просто попросите еще раз коснуться рукой цифры на пластине и назовите её вместе с ним. Смешать все пластины и продолжать упражнение, пока ребёнок не овладеет всеми вариантами действий: «Дай мне 2», «Спрячь 3», «Проведи пальцами по 1» и т. д. Положить одну пластину перед ребёнком и спросить у него: «Что это такое?» Проделать то же самое со второй, а потом с третьей пластиной. В заключение сказать: «Сегодня ты выучил символы цифр 1, 2, 3».

Игра на ассоциацию «символ/количество»

Материал:

  • свёрнутые пополам отрезки бумаги, на которых написаны цифры от 0 до 10
  • предметы, которые можно сосчитать: цилиндры, кубики, бусины, ракушки и т. д. (только одинаковые предметы)
  • 1 красивая коробка

Презентация:

Взять 1 отрезок бумаги и развернуть его. Про себя прочитать цифру, написанную на нём. Выложить количество предметов, соответствующее написанной цифре. Предложить ребёнку угадать, какая цифра написана на бумаге. Развернуть бумагу, чтобы убедиться в правильности ответа. Предложить ребёнку взять отрезок бумаги и подобрать соответствующее количество предметов. Отгадать, какая цифра написана на бумаге у ребёнка.

Карты с прищепками

Материал:

  • проведите горизонтальную линию в 2,5 см от верхнего края каждого листа. Разделите оставшуюся часть листа на три равные части. Нарисуйте в верхней трети две крупные снежинки, заняв ими все пространство листа. В нижней трети листа напишите цифры: «1, 2, 3». На оборотной стороне получившейся карты в том месте, где находится цифра 2, прикрепите самоклеящуюся наклейку. Заламинируйте карту
  • 1 прищепка
  • 1 коробка

Презентация:

Принести коробку с картами и поставить на стол. Предложить ребёнку приступить к занятиям вместе со взрослым. Выбрать карту и попросить ребёнка сосчитать количество нарисованных предметов. Взять бельевую прищепку и показать ребёнку, как с её помощью отметить выбранную им цифру. Перевернуть карту и убедиться, что прищепка находится на наклейке, то есть ответ ребёнка верен.

Игры для обучения чтению

Шероховатые буквы

Как только ребёнок поймет, что слова состоят из звуков, можно переходить к изучению букв в три этапа. Выбрать буквы, имеющие эмоциональное значение для ребенка, например, первая или последняя буква его имени, «м» из слова «мама» и т. д. Рекомендуется выбирать слова с одной гласной и двумя согласными.

Материал:

  • 1 коробка с шероховатыми буквами (гласные голубого цвета, согласные — розового)

Презентация:

Взять три буквы, например «м», «а» и «с». Нужно всегда представлять ребенку звук, а не название буквы. «М» произносится как [ммм], но не [эм], «с» — [ссс], а не [эс] или [сэ]. Взять дощечку с буквой «м», провести указательным и средним пальцами по букве, одновременно произнося [ммм]. Предложить ребёнку коснуться буквы и повторить за вами [ммм]. Проделать то же самое с дощечками «а» и «с». Положить дощечки рядом и попросить ребёнка: «Покажи мне [ммм]», «Покажи мне [ааа]», «Покажи мне [ссс]». Если ребёнок ошибся, не нужно поправлять его. Попросите еще раз дотронуться пальцами до буквы, которую он не смог запомнить, и повторить за вами её звук. Перемешать дощечки с буквами и продолжать занятие, пока ребёнок не запомнит их, варьируя задания: «Дай мне [ааа]», «Спрячь [ммм]», «Пройдись пальцами по [ссс]» и т. д. Положить одну дощечку с буквой перед ребёнком и спросить: «Что это?»; проделать то же самое со второй и третьей дощечками. В финале сказать: «Сегодня ты выучил три звука [с], [м] и [а].

Ассоциация «предмет — буква»

Материал:

  • 1 ковер
  • 1 разлинованная доска
  • 1 поднос
  • 1 коробка с шестью миниатюрными предметами, названия которых начинаются на буквы, хорошо известные ребёнку
  • коробка с мобильным алфавитом или шероховатыми буквами

Презентация:

Предложить ребёнку расстелить ковер и установить разлинованную доску. Показать ребёнку первый предмет и спросить, знает ли он, что это такое. Если он не знает, сообщить ему название предмета. Попросить его принести на поднос букву, соответствующую первой букве названия этого предмета, он найдет её в коробке с алфавитом. Поместить первый предмет в верхней части ковра и положить справа от него букву, соответствующую начальной букве его названия. Попросить ребёнка выбрать следующий предмет и проделать то же самое. Предложить ребёнку самостоятельно закончить упражнение. В финале занятия попросить его убрать материал.

Папка с прозрачными вкладышами-карманами для букв

Материал:

  • 1 папка с прозрачными вкладышами-карманами
  • белые листы бумаги
  • картинки

Презентация:

В этой папке каждая страница предназначена для новой буквы, выученной ребёнком. Согласные звуки будут написаны розовым цветом в верхней части листа бумаги, а гласные — голубым. Если ребёнок только что выучил букву «а», напишите «а» в верхней части листа и помогите ребёнку подобрать слова, начинающиеся со звука «а». Воспользуйтесь интернетом или журналами, из которых можно вырезать картинки и наклеить их на лист бумаги (сделайте это вместе с ребёнком или предложите ему приклеить картинки самостоятельно).

Папка с вкладышами заполняется по мере усвоения нового материала и должна находиться в свободном доступе, чтобы ребёнок мог с гордостью её разглядывать и самостоятельно повторять пройденное.

Читайте также:

Сова или жаворонок: как определить, по каким биоритмам живет ваш ребёнок?

Тютчев или Фет? 10 вопросов для знатоков поэзии

8 необычных хобби, которыми можно заняться всей семьёй

Фото: PhotoUG, YakyCorbalan/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти