«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
10:30
«ДиноСити». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
11:10
«Оранжевая корова». Мультсериал

Своими словами: развиваем связную речь у ребёнка



Почти все тесты на готовность к школе включают в себя задачу составить рассказ по картинкам, а уже во втором полугодии первого класса ученикам начинают задавать пересказы небольших текстов. Чтобы такое задание не вызвало затруднений у ребёнка, стоит заранее заняться развитием его связной речи. О том, как это сделать и в каком возрасте лучше начинать занятия, рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Благодаря умению составлять рассказ по серии последовательных картинок у ребёнка развивается логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения. В процессе пересказа дети обогащают свой словарный запас, развивают связность и грамматическую правильность речи. Начинать эту работу нужно постепенно.

2−3 года

Обсуждайте сюжеты русских народных сказок

Читая малышу сказки, внимательно рассматривайте иллюстрации и задавайте вопросы: «Кто нарисован на картинке?» — «Курочка Ряба» — «Что она сделала?» — «Снесла яичко»; «Кто нарисован на картинке?» — «Колобок!» — «Что он делает?» — «Лежит на окошке». Такие вопросы помогут ребёнку осознанно воспринимать текст и изображения, развивать и обогащать пассивный и активный словарь.

Разыграйте сюжет сказки с помощью игрушек или деревянного конструктора. «Посмотри на игрушки. Кто из них стал тянуть репку первым?» «Кого он позвал? Кто ему стал помогать?» «Получилось у них вытянуть репку?» «Кого они стали звать на помощь?»

3−5 лет

Используйте серии картинок с бытовым сюжетом

К 3,5−4 годам дети способны устанавливать простые причинно-следственные связи. Возьмите картинки с изображением бытовых сюжетов. Сначала показывайте карточку с изображением причины, затем карточку с изображением следствия. Например, «руки, которые тянутся к чашке» и «осколки разбитой чашки на полу». Спросите: «Что случилось сначала?» — «Кто-то неаккуратно взял чашку… поэтому… она упала на пол и разбилась».

Обращайте внимание на реальный опыт ребёнка

Перед выходом на улицу полезно задавать вопросы: «Почему мы берём с собой зонт?» — «Потому что на улице дождь». «Почему надеваем варежки?» — «Потому что на улице мороз, руки без них замёрзнут». На прогулке обращайте внимание на изменения окружающей обстановки: «Почему на улице лужи?» — «Потому что прошёл сильный дождь».

5−6 лет

Помогайте в составлении рассказа, начиная описание (о ком рассказ, когда он происходит, что делают герои)

Повествование — это связный рассказ о случившихся событиях. Доступный для пятилеток способ составить рассказ — использовать сюжетные картинки. Допустим, происходящие с героями события зарисованы в 3−5 картинках. Задача ребёнка — внимательно их рассмотреть, понять, что было по времени раньше, а что позже, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка — это новое предложение. Вместе получается связный рассказ. Чтобы усложнить задачу, попробуйте придумывать, что случилось до и что случилось после события, изображённого на картинке. Другими словами, описывайте эпизоды, выходящие за рамки зафиксированного события.

Задействуйте игры

Поиграйте в «Что сначала — что потом». Первое предложение говорит родитель, второе — ребёнок; можно выбрать ведущего с помощью считалки; начинает тот, кто верно ответил на предыдущий вопрос. «Сначала зима, а потом… весна. Сначала день, а потом… вечер. Сначала ужин, а потом… завтрак. Сначала пятница, а потом… суббота. Сначала ноябрь, а потом… декабрь». Ещё одна полезная игра — «Сейчас и раньше», в неё играют с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит: «Сейчас лошадь», ребёнок бросает мяч обратно со словами: «а раньше жеребёнок». «Сейчас овца» — «А раньше ягнёнок». «Сейчас петух» — «А раньше цыплёнок».

6−8 лет

Обращайте внимание на связность, выразительность, эмоциональность рассказа

К 6−7 годам дети учатся составлять связный рассказ по серии картинок (6−8 штук). Разложите перед ребёнком картинки в произвольном порядке и предложите внимательно их рассмотреть. Попросите переместить картинки таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ и придумать ему название. Полезно задавать и такой вопрос: «Как ты думаешь, какую мысль хотел донести автор?»

Стоит учесть, что ребёнка со скудным словарным запасом надо просить описать картинку подробнее, а вот детей-болтушек следует направить на рассказывание о том, что конкретно они видят на картинке, оставляя богатое фантазирование и воображение для других игр.

Используйте картинки-алгоритмы действий (мытьё рук, полив комнатных растений, покупка продуктов в магазине)

Разложите перед ребёнком картинки, пусть он выложит их в правильном порядке. Например, сначала мы закатываем рукава одежды, затем включаем воду, берём в руки мыло, намыливаем руки, смываем пену с рук, закрываем кран, стряхиваем воду с рук в раковину, вытираем полотенцем, опускаем рукава.

Можно составить для ребёнка настоящий квест: родитель прячет картинки в разных местах, ребёнок выполняет задания и находит картинки. После того, как все картинки будут собраны, их надо разложить в правильной последовательности, придумать связный рассказ.

Используйте книги и пособия

В своей работе я часто использую серии иллюстраций из книги Николая Радлова «Рассказы в картинках». Они включают в себя как бытовые сюжеты, так и сказочные, с юмором. Для детей 3−5 лет предлагаю взять на вооружение книгу картинок и стихов «Девочка Маша, кукла Наташа и все-все-все», автор идеи и составитель Феликс Шапиро.

При составлении рассказа по серии картинок задействованы не только такие познавательные процессы, как восприятие, речь и мышление, но и внимание и память. Поэтому использование игр на развитие памяти и внимания будет способствовать эффективному развитию умения составлять связный рассказ по серии картинок.

Читайте также:

Как управлять вертолётом: отрывок из книги, после которой даже взрослый захочет стать пилотом

STEM-образование: 3 вопроса про самую современную методику развития

«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына

Фото: George Rudy, Trendsetter Images/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти