24 января 2019

«Это не болезнь!»: история мамы ребёнка-дислексика, сменившей профессию ради сына

В рамках ежегодной акции «Щедрый вторник» федеральная сеть клиник МЕДСИ совместно с Ассоциацией родителей и детей с дислексией провели специальное мероприятие, посвященное повышению осведомленности о дислексии, дисграфии и других особых образовательных потребностях. Именно на нём «О!» познакомился с Лилией Ручкиной, мамой 12-летнего Никиты, у которого в третьем классе обнаружили дислексию и СДВГ. Вместе с сыном Лилия прошла через несколько разных комиссий, боролась с системой и отстаивала свои права, а в результате решила получить второе образование и стала дефектологом, чтобы помочь не только своему ребёнку, но и тысячам других детей с дислексией. Своей историей она поделилась с «О!».

Лилия Ручкина, дефектолог, мама Никиты
Лилия Ручкина, дефектолог, мама Никиты

Моему старшему сыну Никите 28 января будет 13 лет. До третьего класса общеобразовательной школы ни один невролог не придирался к его особенностям. Правда, в детском саду жаловались на то, что он и сам не спит днём, и другим не даёт, тогда же у сына начались проблемы с усидчивостью и внимательностью, хотя, в целом, он рос прекрасным, здоровым, активным и жизнерадостным ребёнком. Никита любил быть в центре внимания, на праздниках всегда вызывался читать стихи в первых рядах.

Как мы обнаружили дислексию

Начальная школа была для нас адом. В тот момент я как раз ушла в декретный отпуск, и, как сейчас понимаю, слава Богу, что так получилось. Классный руководитель в чём только не обвиняла моего ребёнка, вплоть до умственной отсталости и шизофрении, и ничего, кроме заваливания его двойками, не предпринимала. С родительских собраний я уходила последней и каждую неделю получала подробный телефонный рассказ-жалобу на «подвиги» сына. В третьем классе я всё-таки дошла до директора, которая обмолвилась о медико-педагогической комиссии.

Как и любая гипертревожная мать, я побоялась идти в комиссию и решила проверить сама насколько всё плохо. В поликлинике невролог поставил сыну диагноз «СДВГ» (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), но про дислексию в тот момент нам никто ничего не говорил. Затем мы прошли трёхмесячный курс занятий в центре нейропсихологии им. Лурии, где также никто ни слова не сказал про дислексию.

После занятий в центре нейропсихологии, я нашла частного нейролингвиста, после занятий с которым ребёнок на глазах становился более осознанным, уравновешенным и внимательным. Именно вместе с ней мы и поняли, что у сына всё-таки дислексия, так как с интеллектом и логикой у него всё в порядке, а вот что касается письма и чтения — здесь начинаются трудности.

Как учиться в обычной школе с дислексией

Когда сын учился в четвёртом классе, мне стало ужасно обидно, что ребёнок, который знает все правила, в том числе, и русского языка, мальчик, у него нет проблем с пониманием и запоминанием информации, постоянно получает двойки за письменные работы. А ведь при выставлении итоговых отметок они имеют больший вес, чем устные ответы! Тогда я не выдержала и опять пошла разговаривать со школьной администрацией. К директору меня не пустили, поэтому на этот раз состоялась беседа с завучем. В школе так никто ничего и не понял. Мало того, нас с мужем обвинили в том, что мы плохие родители, за ребёнком не смотрим, и поэтому он у нас такой «неблагополучный». В итоге, мы отправились на ПМПК, где проверили уровень интеллекта сына. Тест IQ он написал на 92 балла. После комиссии логопед подтвердил дислексию и дисграфию. На этом этапе нам попались очень грамотные специалисты, уравновешенные, не предвзятые, предельно вежливые и дружелюбные.

А вот в Центральной комиссии нам повезло меньше: после обследования мне сказали, что у мальчика не дисграфия, а дизорфография, и появилась она из-за педагогической запущенности. Также, сообщили, что мы ни на какие льготы не имеем права потому, что сын уже четвероклассник, а нам, с таким диагнозом, полагалось с первого класса заниматься с логопедом в школе. Интересно, что вообще-то логопед у сына в первом классе был, но ни слова не сказал мне о том, что у Никиты есть проблемы. В комиссии нам порекомендовали очень хорошего логопеда с колоссальным стажем, авторской программой и соответствующей ценой. В итоге мы не получили ничего, кроме 3 месяцев впустую выброшенных денег. Мне всё равно приходилось самой заниматься с ребёнком, а под конец года сын вообще начал прятаться от нее в туалете.

Декрет мой давным-давно уже закончился, и я полагала, что когда сын пойдет в пятый класс, я наконец-то смогу выйти на работу хотя бы на неполный рабочий день. Но чуда опять не случилось. Никите потребовалось полгода на адаптацию к новой системе обучения. Дети выросли, начался буллинг. Я освоила переписку со всеми учителями через электронный дневник, но на всех собраниях меня ждали педагоги по разным предметам, чтобы высказать свое неудовольствие «успехами» сына. К зимним каникулам обстановка накалилась настолько, что нам понадобилась помощь семейного психолога.

Как я стала дефектологом

Психолог был первым человеком, который посочувствовал нам и сказал, что мы герои, так как растим ребенка с особыми образовательными потребностями. К тому моменту я уже стала членом ассоциации «Дислексия» и меня очень интересовала её деятельность. Я прочитала сотни книг: Мурашову, Петрановскую, находила и читала блоги, связанные с СДВГ и психологией. Психолог тогда намекнула, что я очень хорошо ориентируюсь в ситуации, я ведь всю программу начальной школы адаптировала под дислексика, также, она сказала, что это мое большое достоинство, которое не имеет смысла просто так отбрасывать, что если у меня столько рвения добиться справедливости к дислексикам, надо развиваться в этом направлении дальше. Поэтому имея высшее лингвистическое образование, я в прошлом году поступила в МИСАО ГАПС на переподготовку на специальность дефектолога. На данный момент жду свой диплом со средним баллом 95,86. Полученные знания сильно на меня повлияли. ьСейчас я точно могу сказать, что родители дислексиков многого не знают о законе об образовании, и что подход к дислексии должен быть комплексным.

Очень хочется помочь всем и сразу. Но я понимаю, что у меня самой ещё много вопросов, на которые не могут ответить даже специалисты. Поэтому я пойду дальше, скорее всего, в нейропсихологию. Также, я очень хочу начать вести просветительский блог. Помимо всего этого, я продолжаю заниматься со своим сыном. Мне в этом помогает такая же мама дислексика, она — инженер-математик без педагогического образования, но её опыт общения с особенным ребенком дает замечательные результаты, гораздо лучше, чем у квалифицированных дорогостоящих педагогов! Мы поддерживаем друг друга, потому что психоэмоциональное состояние родителей — это очень важно!

У Никиты сейчас в основном четвёрки-пятерки, тройка только по русскому языку. Мы с супругом намеренно стараемся сместить внимание ребёнка с неудачи на позитив. Сын занимается капоэйрой, мнемотехниками, программированием и гончарным делом. Все педагоги, которые с ним работали, говорят, что у него очень нестандартная логика, например, в задачах с двумя способами решений он найдет третий, а устный счёт у него быстрее, чем у самих учителей.

Читайте также:

9 способов борьбы с психосоматическими заболеваниями

Искусство этикета: как должен вести себя ребёнок в музее и на выставке

7 героинь детских мультфильмов, у которых есть чему поучиться

Фото: CC7, Africa Studio/Shutterstock.com

Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
26 июня 2019
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
Мы хотим гордиться своими детьми, понимать, что наша любовь и усилия как-то вознаграждены. Но, увы, дети могут не только разбить чашку, но и разбить нам душу. Одно из сильных и малоприятных чувств, с которым регулярно сталкиваются даже самые хорошие родители – это чувство разочарования.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
5 июня 2019
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
Дети - это наше будущее, будущее нашей планеты. Смогут ли они уважать наше природное пространство, понимать, что планета – наш общий дом? Психолог Анна Скавитина уверена: это зависит от того, поможем ли мы, родители, появлению у них экологического сознания.
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.