«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
2:00
«ДиноСити». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

Уроки сделал? Как решить проблемы с домашней работой



Ребёнок каждый день мучается с «домашкой»? Проблема знакома многим! Учитель и методист Ольга Узорова даже написала об этом целую книгу «Караул, домашняя работа»: читайте полезные советы от учителя.

Ольга Узорова, учитель, методист, автор 1000 учебных и развивающих пособой для дошкольников и младших школьников
Ольга Узорова, учитель, методист, автор 1000 учебных и развивающих пособой для дошкольников и младших школьников

Среди проблем, возникающих у младших школьников при выполнении домашней работы, есть безусловные «лидеры» по массовости и распространённости. Но преодолеть их можно, если знать правильные решения! Разберём разные варианты. Итак…

Родительская боль — несамостоятельность ребёнка

Сам он не садится за выполнение домашнего задания. Возможные причины — лень, неорганизованность. В борьбе с ними поможет только режим.

  • За уроки лучше садиться в одно и то же время. Организуйте удобное рабочее место. Поначалу сидите рядом, но не помогайте и не подсказывайте ответы. Именно сейчас вы должны жёстко пресечь все детские «хочу» — «хочу пить» (в десятый раз!), «хочу яблоко» и прочее, — объяснив, что сначала следует делать то, что надо. Вам нужно отвечать примерно так: «Доделаешь — будет и яблоко, и питьё». Приучайте к этому ребёнка и будьте последовательны.
  • Можно поставить таймер, будильник, сигнал которых будет раздаваться в одно и то же время и означать, что пора садиться за уроки. Такой механический сигнал очень помогает родителям, снимая с них «вину». Это не любимая мама заставляет работать, оставив игрушки, а нечто механическое. Через два-три месяца у ребёнка появится привычка садиться за домашнее задание в определённое время, и режим не будет вызывать у него негативных эмоций. В доме должна быть позитивная атмосфера: «Работать интересно! Я люблю свою работу! Без работы скучно!» От вас, родителей, должны исходить только положительные эмоции: «Что тебе задали? Класс! Ты сможешь проверить себя! Какая интересная задача! Ты уже решаешь такие сложные примеры? Какой у нас золотой ребёнок! Как нам повезло!»

Ребёнок открывает учебник, а там так много всего:и задания, и вопросы, и правила… Очень хочется, чтобы любимая мама всё спланировала (как учитель планирует подачу учебного материала на уроке) — с чего начинать, как выполнять и пр. А мама не учитель, и сама часто не знает, что делать и с чего начать, как преодолеть первые трудности…
Наберитесь терпения и с первых шагов, с первого домашнего задания приучайте ребёнка планировать свою работу: делить её на этапы и определять, какое время будет затрачено на выполнение каждого. Обсуждайте план работы:
— С какого предмета начнёшь? С самого любимого? С самого трудного? С самого лёгкого?
— О! Сколько всего интересного по математике — 6 примеров, 1 задача, 1 уравнение. Как думаешь, за сколько минут ты решить 6 примеров и красиво запишешь их в тетрадку?
— Давай для самоконтроля поставим разные песочные часы — на 3 минуты и на 5 минут. Какие часы пригодятся для этой работы? Давай в учебнике карандашиком на полях разметим время.
— Как ты распланировал (а)? Три минуты на решение примеров, три — на решение задачи и три — на уравнение? Знаешь, мне кажется, что ты правильно прикинул (а). Удачи тебе!
— Сможешь написать красиво, правильно, да ещё и песочные часы обогнать — не забудь поделиться со мной этой новостью!

Писать или не писать черновик? С одной стороны, черновик — это замечательное средство, которое помогает добиться «чистых» образцовых тетрадей. Но не будем забывать, что мы говорим об учениках начальной школы. Пишут они ещё медленно, каждая буква для них — это огромный труд. Работа в черновике отнимает много времени и требует больших усилий. На чистовик сил малыша уже может просто не хватить. Черновик — это двойная работа, двойная нагрузка на ребёнка, поэтому пусть он использует черновик, только если другого выхода нет.

Страх неудачи: «У меня всё равно ничего никогда не получится!»

Ребенок не первый час проводит за рабочим столом, а домашняя работа даже не начата. Многочасовые рыдания: «У меня это всё равно никогда не получится! Я всё равно ничего не понимаю! И не пойму! Я не знаю, как это делать!»

  • Повышайте его самооценку. Хвалите за реальные, пусть пока и небольшие достижения: «Вот этот хвостик у буквы У просто замечательный!» Делайте это чаще, намного чаще, чем раньше.
  • Подойдите к учителю и попросите его больше хвалить вашего малыша. У ребёнка на каждом уроке должна присутствовать ситуация учебного успеха. И неоднократно! Есть авторитарные учителя, похвалу от которых ученик слышит раза 3 за 4 года обучения. Для некоторых детей это не так уж и важно, но тонких, ранимых детей эта ситуация может довести до того, что у них опустятся руки. Контролируйте ситуацию и не допускайте подобного.
  • Разъясните, что при приближении к цели страх исчезает. Скажите: «Важно собраться с духом и сделать первый шаг. Ты способен пройти весь этот путь!» Чтобы снять страх неудачи, покажите, какие конкретно шаги надо сделать — глаза боятся, а руки делают. Разговаривайте с ребёнком без иронии, с доброжелательной улыбкой.

Вашему малышу сейчас страшно — поддержите, ободрите его:

— ЧТО ты не можешь сделать? Открыть тетрадку? Кого попросить помочь?
— Можешь написать сегодняшнее число? А теперь так же красиво напиши «Домашняя работа». Чудесно!
— Можешь прочитать домашнее задание в дневнике? Молодец!
— В учебнике сможешь найти первое задание? А прочитать? Отлично!
— Ты видишь, СКОЛЬКО ты уже всего можешь? Да ты вообще ВСЁ можешь! Давай продолжим.

Затем переходите в планированию (см. пункт выше). И по возможности старайтесь разряжать атмосферу шуткой, анекдотом.

Ребёнок очень долго делает уроки? Это может быть усталость!

Проанализируйте, когда ваш ребёнок делает домашнее задание.

  • Ваш малыш почти всегда садится за уроки не раньше шести-семи вечера (у него много секций или он ждёт маму с работы). Срочно меняйте расписание секций и уменьшайте нагрузку. После 6 часов вечера ребёнок и домашнее задание — явления почти не совместимые.
  • Он учится во вторую смену и выполняет домашнюю работу утром, его никто не контролирует, так как родители в это время на работе? Это самый сложный случай. Устные задания ребёнок пусть старается делать сам. Ложитесь рано, вставайте в 6 утра и делайте письменные уроки до 7:30. Также уделяйте время учёбе в выходные: занимайтесь по 3−4 часа.

Делает много ошибок? Есть пробелы в знаниях! Для начала обратитесь к учителю и пошагово выполняйте его рекомендации. Если он не хочет или не может вам помочь, решите проблему самостоятельно. Попробуйте сами разобраться или наймите репетитора. Не ждите и не требуйте быстрых результатов. Учитесь видеть все микропобеды ребёнка и радуйтесь вместе с ним. У всех людей разные возможности восприятия. Да, кому-то достаточно объяснить один раз, а кому-то надо повторить раз 300. Наберитесь терпения.

Интересно почитать. Ольга Узорова, Елена Нефёдова «Караул, домашняя работа! Все основные вопросы и ответы о домашней работе в начальной школе»

Издательство CLEVER
Издательство CLEVER

Первый раз пойти в школу волнительно и интересно, но потом начинаются будни… Оказывается, после уроков надо садиться за домашку. Вот это у детей обычно особого энтузиазма не вызывает. И многие начинают «страдать»: да зачем её вообще делать? В книге дан обстоятельный ответ и на этот вопрос, и на многие другие: когда лучше приниматься за домашнюю работу, с чего начинать, как помогать ребёнку, а что, наоборот, лучше не делать. Очень полезная книга-инструкция!

Читайте также:

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

Трудно быть первоклассником: как помочь ребёнку быстрее освоиться в школе?

Как справиться со стрессом от учёбы: советует педиатр Сергей Бутрий

Фото: Dragana Gordic, Veja, GANNA MARTYSHEVA/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти