«Дракошия». Мультсериал«Дракошия». Мультсериал
0+
5:05
«Дракошия». Мультсериал
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»

10 самых полезных пальчиковых игр



Научиться выводить красивые и ровные буквы -- непростая задача для дошкольника. Заниматься развитием мелкой моторики и осваивать навыки письма полезно уже с 4 лет, так что вот подборка отличных упражнений от педагогов детского эко-клуба «Умничка».

Софья Тимофеева, педагог, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор пособий
Софья Тимофеева, педагог, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор пособий
Анастасия Шевченко, логопед, педагог, методист, автор пособий
Анастасия Шевченко, логопед, педагог, методист, автор пособий
Светлана Игнатова, педагог-методист
Светлана Игнатова, педагог-методист

1. Пальчиковая гимнастика

Это отличный способ развития мелкой моторики. В зависимости от возраста ребенка она может быть более и менее сложной. Важно, чтобы текст, который вы произносите, легко запоминался, а движения пальцев и ладошек были доступными малышу.

Скажите ребёнку: «Покажи мне свои пальчики. Какие они ловкие! Давай с ними поиграем: я буду читать стихи и показывать, как играть. А ты повторяй, хорошо?»

Солнце спряталось за тучу,
Не выходит солнца лучик.
(Одна ладонь с вытянутыми пальцами-лучиками сворачивается в кулачок и накрывается второй ладонью.)
Дождик каплями стучит,
Словно дедушка ворчит.
(Ладони соединены. Подушечки пальцев левой и правой рук стучат друг по другу.)
Вот кузнечик скок-поскок
С лепестка да под кусток.
(Указательный палец правой руки (кузнечик) скачет по подушечкам пальцев левой руки.)
Муравьишка пятится,
В муравейник прячется.
(Указательный и средний палец левой руки (муравьишка) бежит по правой руке, добегает до кулачка «муравейника» и прячется в нем.)
Гусеница приползла
И на ветке замерла.
(Кисти обеих рук кладутся на стол и изображают движение гусеницы — основание ладони подтягивается к пальцам, затем пальцы продвигаются вперед.)
Ветер листья закружил,
Спать природу уложил.
(Вращение кистями то влево, то вправо.)

2. Массажная пауза

Так называется разминка для ладоней с использованием резиновых массажных мячиков или палочек. Как правило, массажные паузы проводятся между занятиями письмом или рисованием, чтобы пальцы смогли расслабиться и отдохнуть. Массажная пауза, как и пальчиковая гимнастика, проводится под простые, забавные стихотворения, легкие для запоминания.

Приготовьте: резиновый массажный мячик с пупырышками (себе и ребенку).

Скажите ребёнку: «Чтобы пальцы отдохнули, давай покатаем мячик! Возьми его со стола. Видишь, какой он колючий, как будто ёжик. Я буду читать стихи и показывать, как играть с мячиком. А ты повторяй за мной.»

Сел котёнок в уголок,
Отыскал себе клубок
(Катаем массажный мячик между ладоней.)
И давай в него играть,
Лапкой по полу катать.
(Катаем массажный мячик по столу круговыми движениями.)
Левой палкой покатал,
Правой лапкой покатал,
(Движения по тексту.)
Между лапок покатал,
Мяч подкинул и поймал.
(Движения по тексту.)
1, 2, 3, 4, 5,
Будем мячик мы сжимать.
(Сжимать и разжимать массажный мяч между ладоней.)
Как весёлые котята,
В него весело играть.
(Перекладываем массажный мячик из руки в руку.)

3. «Бусы для мамы»

Нанизывание бусин — очень полезное и любимое ребятами занятие. «Делая маме бусы», мы решаем массу методических задач: в первую очередь, развиваем мелкую моторику, а ещё можем запоминать дни недели (надевая бусинки, произносим дни недели), месяцы года, считаем до 20-ти и обратно и т. д.

Приготовьте: шнурок и бусины.

Скажите ребёнку: «Давай сделаем маме (бабушке, кукле) бусы. Ей будет очень приятно! Возьми в руку шнурок, выбери бусинку, которая тебе понравится больше всего, и надень на шнурок. Молодец!»

4. «Солнышко»

Приготовьте: желтый картонный кружок с веселой рожицей (диаметр круга 8−10 см) и 8 желтых или красных прищепок.

Скажите ребёнку: «Что-то наши игрушки загрустили. Наверное, они скучают по солнышку, ведь оно так давно не появлялось. Я знаю, как поднять им настроение! Давай сами сделаем маленькое солнце с помощью прищепок. Возьми картонный круг и прикрепи к нему лучики из прищепок. Вот какой яркое солнышко получилось. Теперь у нас дома всегда будет тепло и весело!»

5. «Цветочная роса»

Приготовьте: стакан с водой, пипетку, картинку с изображением цветов (лучше взять заламинированную).

Скажите ребёнку: «Ко мне недавно прилетала бабочка и сказала, что очень хочет пить, а в лесу так жарко, что на цветах не осталось ни капельки росы. Я обещала ей помочь. Давай на каждый цветок на картинке капнем несколько капелек росы. Капать росу мы будем с помощью пипетки. Чтобы набрать в нее воду, нужно тремя пальцами нажать на резиновый колпачок, опустить пипетку в воду и отпустить колпачок. Теперь, когда пипетка наполнилась водой, аккуратно вынимаем ее из стакана, подносим к цветку и снова тремя пальцами нажимаем на резиновый колпачок. Видишь? Капельки воды теперь на цветке!»

6. «Помоги Маше»

Приготовьте: пластиковую форму для льда, состоящую из квадратных ячеек, детский пинцет, бусины в коробочке.

Скажите ребёнку: «Это бусинки куклы Маши. Чтобы они не укатились и не потерялись, Маша решила разложить их по ячейкам с помощью пинцета. Помоги ей.»
Ребенок берет пинцет, с его помощью захватывает каждую бусинку и кладет в отдельную ячейку. Бусинки можно сортировать в ячейки по цвету, форме и размеру.

7. «Малинки для мишки»

Не секрет, что мозаика — игра, весьма полезная для развития мелкой моторики. Очень важно купить правильную мозаику, в которой фишки легко вставляются в поле и вынимаются из него. Детям от 5 лет можно предлагать собрать из мозаики буквы или простые фигуры, детям помладше — выкладывать «дорожки», строить «заборчики», а совсем малышам достаточно просто вставлять в мозаичной поле фишки одного цвета.

Приготовьте: мозаичное поле, жёлтые и красные фишки.

Скажите ребёнку: «На улице стало темно, и кукла Маша боится выходить из дома. Давай сделаем из мозаики звёзды, чтобы кукле было светло и нестрашно! Для этого мы вставим в поле жёлтые фишки, это и будут наши звёзды.»
При выполнении второго задания:
— Наш плюшевый мишка проголодался. Он очень любит малину! Давай вставим в поле красные фишки — это будут малинки для мишки, он придет и поест.

8. «Подмети дорожку»

Все видели в аптеке резиновые «груши», но далеко не все знают, что с их помощью отлично развивается мелкая моторика.

Приготовьте: маленькую резиновую грушу, листок тонкой белой бумаги, лист жёлтого картона.
Скажите ребёнку: «Наступила осень, травка пожелтела, а потом посыпался первый снег. Отрывай от белой бумаги маленькие кусочки и бросай на жёлтый лист. Это идет первый снег… Вот сколько снега намело!
А теперь нужно его убрать. Давай это сделаем с помощью ветерка. Ветерок будет дуть из груши, если на нее сильно нажимать. Попробуй.»
Ребёнок направляет носик резиновой груши на кусочки бумаги и сильно нажимает на грушу. Струйка воздуха сдувает кусочки белой бумаги с картона.
— Молодец! Дорожки опять стали чистыми!

9. «Помоги Золушке»

Приготовьте: миску, в которой гречневая крупа перемешана с фасолью, и одну пустую миску.

Скажите ребёнку: «Злая мачеха дала Золушке очень трудную работу: она смешала гречку с фасолью и потребовала, чтобы Золушка разделила их за одну ночь. А Золушке так хочется попасть на бал! Давай ей поможем — вытащим из гречки всю фасоль и сложим ее в пустую миску.»
Чем младше дети, тем легче задания: малыши вынимают из гречки или риса фасоль, дети постарше — семечки, еще старше — горошинки.

10. «Огород»

Приготовьте: картонную карточку 5×10 см, мягкий коричневый пластилин, тарелочку с семенами гороха или фасоли.

Скажите ребёнку: «Давай представим, что у нас есть огород и мы решили посадить горох. Для этого сначала нужно сделать грядку. У нас она будет из пластилина. Возьми коричневый пластилин, разомни его, скатай в шарик, затем — в толстую колбаску и прикрепи ее к картонной карточке. У нас получилась грядка.
Теперь будем сажать в нее семена гороха (фасоли). Для этого возьми горошинку, положи на начало грядки и вдави указательным пальцем в пластилин. Молодец! Теперь немного отступаем от горошинки и сажаем вторую, затем третью, четвёртую… Грядка с горохом готова!»
Затем можно полить каждую горошину водой с помощью пипетки.

Полезно прочитать: Софья Тимофеева, Светлана Игнатова, Анастасия Шевченко. «Как научить ребёнка писать: для детей 4−6 лет»

«Эксмо»
«Эксмо»

В пособии собраны несложные, но очень полезные упражнения для дошкольников. Решая головоломки, выполняя весёлые задания, ребёнок учится держать карандаш или ручку всё более уверенно. Задания все игровые и не однотипные, так что скучно не станет. Ну, а советы для родителей подскажут, как лучше организовать занятия, как помочь ребёнку легко освоить материал.

Читайте также:

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

Ну и почерк! Почему детям всё-таки важно учиться красиво писать?

10 весёлых упражнений на развитие логического мышления

Фото: Billion Photos, AlohaHawaii, withGod, KYTan, Nadya Buyanowa, Karyna Hordetska/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти