«Рейнджер Лео и дикая природа». Мультсериал«Рейнджер Лео и дикая природа». Мультсериал
0+
5:05
«Рейнджер Лео и дикая природа». Мультсериал
«Доктор Малышкина»«Доктор Малышкина»
0+
6:55
«Доктор Малышкина»
О! Музыка!О! Музыка!
0+
7:00
О! Музыка!
Как правильно критиковать детей?

На первый взгляд, критика полезна: как еще ребенок поймет, что он сделал что-то не так? Но бесконечные указания на ошибки вряд ли приведут к идеальному поведению, к тому же постоянные замечания — это довольно обидно и уж точно плохо для будущего. Возможно ли воспитание вообще без критики? Разбираемся с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Учить и напоминать!

Вы тоже иногда чувствуете, что что-то слишком часто и много критикуете своих детей? Или дети вам это показывают, закатывая глаза: «Ну, мам! Ну, пап!» — что вас злит ещё больше? Возможно у вас даже есть объяснения, почему это происходит? Может быть, это потому, что они такие противные и не слушают вас не только с первого, но и с десятого раза, когда вы их просите что-то сделать? Или вы как ответственный человек считаете, что большая часть вашей родительской работы — постоянно указывать всем в доме, что делать? А может потому, что вам хочется не терять время, и каждое мгновение жизни ребёнка надо бы сделать маленьким полезным уроком для дальнейшей жизни? Кто научит ребёнка всему необходимому, если не вы?

Как же научить своих детей что-то правильно делать: убирать за собой посуду, заправлять кровать, относить вещи в стирку, складывать тетради со сделанными до конца уроками, не исправляя их и не придираясь к ним постоянно? Давайте помечтаем! Где-то в идеальном мире это могло бы выглядеть так: «Я не только родила этого ребёнка, но ещё и имею педагогические суперспособности: я бы рассказала ребёнку, что и как нужно делать один или пусть два раза, и так как я — потрясающий учитель, а мои дети — родились образцовыми учениками и вообще почти ангелы на земле, то они легко смогли бы воспроизвести освоенный навык и больше никогда не нуждались бы в моем руководстве или вмешательстве. И дальше я могла бы заниматься чем-то другим, полезным или приятным!»

А теперь вернёмся к реальности. Редко кто из нас суперпедагог, а дети рождаются на свет не идеальными. И поэтому даже 14-летний ребёнок, которому вы тысячу раз сказали одно и тоже, может сделать опять всё не то и не так. Даже вы — регулярно, каждый день совершаете какие-нибудь ошибки.

Работа родителей — напоминать ребёнку то, что он должен сделать, чтобы научиться обслуживать самого себя, а не ждать, что окружающие люди будут его обслуживать, так? Но если я буду говорить 100 раз в день одно и то же, то дети будут чувствовать себя под постоянным прессингом, а мы будем страшно злы на них — или на полное отсутствие у себя воспитательных талантов. Дети, которых постоянно пилят и критикуют, считают, что они недостаточно хороши такими, какие есть, и в результате и не пытаются дальше ничего не делать. Зачем? Всё равно это дело бесполезное, никому не угодишь. Но должны же быть тогда какие-то способы улучшить всем жизнь, даже если мы все не идеальные?

Как исправлять без критики

1. Пауза. Прежде чем начать критиковать или поправлять, возьмите паузу. Попытайтесь понять, что сейчас вы чувствуете:

— Страх: «Я боюсь, что он никогда не сможет жить самостоятельно»
— Злость: «В конце концов у меня получится его убедить или нет!»
— Усталость: «Я так устал (а), а он меня опять достаёт»
— Обида: «Мы так много для него сделали, а он…»

Это ваши эмоции, оставляем их себе. Потому что эмоции сейчас могут вам помешать процессу. Пробуем перевести то, что вы хотите сообщить ребёнку, в нейтральную фразу: «В следующий раз можно сделать так».
Вместо обвинений и критики можно сказать нейтральную фразу, рассказать и показать, как можно сделать лучше в следующий раз.

2. Говорим один раз. Перед тем, как сказать, убедитесь, что вас слышат: ребёнок рядом с вами, а не в соседней комнате, он смотрит на вас, а не в телефон/телевизор, не занят игрушками. Если мы говорим много раз, разными способами, так как нам кажется, что нас не слышат, нас постепенно и правда перестают слышать. Родительский голос воспринимается как навязчивый фон, от которого надо побыстрее отключить мозг.

3. Говорим коротко. После того, как вы один раз рассказали, что нужно делать, в следующий раз используйте для напоминаний одно слово вместо длинной лекции. Например, «посуда», если вы видите, что дети не убрали посуду со стола. Даже если дети не родились сразу идеальными, у них обычно не плохая память, просто навыка не хватает что-то делать регулярно и контролировать эту регулярность.

4. Выйдите. Если понимаете, что уже на грани кипения, и ваши негативные эмоции сейчас разрушат всё вокруг, выйдите из ситуации. Буквально. Физически. Отойдите подальше. Уйдите в другую комнату, в коридор. Если дети совсем маленькие, то убедитесь, что они в безопасности. Приведите себя в чувство, подышите, выпейте стакан воды. Вернитесь, возможно ребёнок тоже успел немного остыть.

5. Одна тема — один родитель. Если у ребенка два родителя, то вполне достаточно, чтобы исправлял один родитель в один момент. Второй сможет прочитать ребёнку лекцию в другой момент времени и на другую тему. Любой ребенок почувствует себя ужасно, если лекции удваиваются.

6. Делите ответственность. Если вы не родитель-одиночка, то воспитывайте по очереди. Лучше не делиться на «плохого и хорошего следователя». Даже если один родитель больше находится дома и чаще занят текущими делами детей и их воспитанием, лучше поделить ответственность. Пусть второй тоже поучаствует в воспитательном процессе. Запишите то, что хотели сказать и обсудите с вашим супругом, когда он (или она) может поговорить и решить проблему с ребенком.

7. Создавайте напоминания. Видите что-то, что ваш ребенок забыл сделать? Напишите или нарисуйте это на стикере и приклейте на дверь его комнаты или другое видное место.

8. Создайте таблицу выполнения обязанностей или список ежедневных дел, чтобы вам не приходилось пилить детей про чистку зубов и тому подобное. Вы можете просто без слов указать им на таблицу на стене. С малышами можно нарисовать последовательность или наклеить распечатанные картинки на лист в нужной последовательности.

9. Таймер или песочные часы. Дети вообще плохо контролируют время. Если вы говорите: «Через пять минут выключишь мультики», то им всегда будет казаться, что власть в ваших руках, и одну-две минуты вы точно не додали. Это сократит количество неприятных слов, которые слетят с ваших губ, а дети начнут постепенно понимать, как устроено время.

10. Иногда закройте глаза на второстепенные вещи и сделайте что-то за ребёнка, даже не сказав ему. Особенно в те моменты, когда нужно сосредоточиться на чем-то важном для вас или ребёнка: на контрольной работе, подготовке к важному празднику. Мозг не может держать в голове слишком много задач, если навык пока не автоматический.

11. Благодарите! Даже если нужно поправить, начните с позитивного, а ещё лучше с благодарности: «Спасибо, что вы сложили в раковину и помыли сами посуду без напоминания! Это так приятно! В следующий раз сможете проследить, что нигде не осталось на столах грязной посуды? Спасибо!»

Ваш голос постепенно превращается во внутренний голос ребёнка. Так хочется, чтобы эти голоса помогали прощать свои ошибки и думали, как их исправить, как поддерживать себя, даже если не сразу всё получается. Тогда у нас и у наших детей будет внутренняя мотивация продолжать учиться интересному и жить с удовольствием.

Читайте также:

«Говорю-говорю, а он не делает»: как помочь ребенку делать то, что вы от него хотите

«Найду себе другую маму!» Что делать, если ребенок считает вас плохой?

20 вопросов, которые стоит задать ребёнку вместо «Как дела«

Фото: Pixel-Shot, Dragana Gordic, Motortion Films/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти