«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Спроси у ТриО!»«Спроси у ТриО!»
0+
5:00
«Спроси у ТриО!»
«Приключения Ам Няма». Мультсериал«Приключения Ам Няма». Мультсериал
0+
5:05
«Приключения Ам Няма». Мультсериал

Родительские чаты: стресс или польза?



Скорее всего, в вашем смартфоне даже не один такой чат, а несколько: надо же быть в курсе, что там происходит у ребенка в группе, классе, на занятиях. Полезны ли такие чаты или это источник тревоги и волнений? И как тут общаться, а чего лучше никогда не делать? Обсуждаем с психологом Анной Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Всегда на связи

Родительские чаты становятся неотъемлемой частью нашей жизни, когда дети начинают выходить в социальную среду: детские сады, школы, спортивные секции и кружки обзавелись такой формой взаимодействия родителей или родителей и учителей между собой. Поколение назад между учебной жизнью ребенка и родителями существовала четкая граница, которую можно было пересечь только во время родительского собрания или заглядывая в школьный дневник время от времени. Наша школьная жизнь была намного больше нашей ответственностью, чем у сегодняшних детей.

Приложения для онлайн-общения популяризировали чат-группы для семей, друзей, одноклассников, коллег и родителей. Теперь мы обмениваемся информацией мгновенно — и часто круглосуточно.

Сегодня родители оказываются в курсе всего, что было и будет в школе и в детском саду ещё до того, как ребёнок придёт домой. Домашнее задание, кто с кем подрался, какую оценку и кому поставил учитель и что сказал, напоминалки, экзамены и тесты. С помощью чатов родители оказываются вовлечены в социальную жизнь ребёнка намного больше, чем раньше и чем многим бы хотелось.

Школа становится постоянной головной болью для родителей: включаясь, они пытаются как-то улучшить и упорядочить свою жизнь и начинают контролировать не только своего ребёнка, но и учителей, педагогическую программу, отношения между детьми в классе и даже между учителями в школе. Я знаю нескольких учителей, которые ушли из школы, потому что не сумели справиться с постоянной, почти круглосуточной регуляцией отношений с родителями после рабочего дня с детьми. Но и сами родители испытывают от такой включённости постоянную перегрузку. А если этих чатов у вас несколько на одного ребёнка? А если у вас несколько детей? Я в какой-то момент посчитала количество чатов про социальную жизнь моих детей, в которых я состою, и пришла в ужас только от цифры. Чат с родителями, чат родителей и учителя, общешкольный чат, 5 разных студий и постоянные новости от тех проектов, в которых мы когда-то приняли участие.

Давайте это обсудим!

Вроде бы все понимают, что чаты предназначены для школьных и классных новостей, а не для споров о религии или политике, и не для относящихся к делу холиварных тем типа вакцинации. Но любая группа живет по общим законам функционирования групп. И для людей, которые хорошо знают друг друга и хотят сохранить дружеские отношения, чат становится поддержкой и способом быстро обменяться новостями. Но для других такой формат общения — еще и возможность мгновенно поделиться переполняющими их эмоциями по любому поводу, а не задумываться о том, что они заражают своим состоянием тех, кто включён в чат. Кто-то даже рад, что теперь у него есть среда людей, с которыми можно объединяться в совместном проживании интенсивных эмоций.

Бывает, что в чате находится один или два человека, которые берут на себя функцию «хорошей мамы» и заняты постоянным усмирением и успокаиванием других родителей. Огромная им за это благодарность, но они сами оказываются в очень уязвимом положении, так как постоянно переваривают тонны «эмоционального мусора» и оказываются истощены, а хоть какие-то благодарности от участников им практически не достаются.

Я читала об исследовании чатов: 90% участников в основном «молчуны», 9% активно обсуждают всё имеющее и не имеющее отношение к делу, и только 1% участников поставляет необходимую информацию. А в ваших чатах так? Длинные, эмоциональные и извилистые дискуссии заглушают важную информацию и цели чат-группы и создают бессмысленную перегрузку у всех участников, а у нас и без этого жизнь не то чтобы очень простая.

Правила общения

Если вы включаетесь в новый родительский чат, договоритесь о модерации сообщений кем-то из участников, кто будет отслеживать соблюдение правил и сможет удалять сообщения, их нарушающие: неактуальные темы, котиков, открытки-поздравления со всевозможными праздниками, а также сообщения про религию и политику. Независимо от того, насколько сильно нас лично затронули происходящие в мире события, лучше поискать возможность обсудить их с людьми вне школьного чата, например, в своих социальных сетях, где у людей есть больше выбора, читать или не читать. Нет более легкого способа испортить себе день, чем включиться в жаркий спор, высказав свое мнение по текущей политической ситуации в школьной группе.

Сообщество родителей может стать для всех огромной поддержкой и дать ощущение, что мы не одни в ситуациях бессилия. Мы вместе сможем справиться и решить все сложные ситуации — или хотя бы найти компромисс.

Поэтому нам приходится быть внимательными и дважды подумать, прежде чем отправлять сообщение.

  • Несёт ли оно информационную пользу для всех участников, проверили ли мы его на достоверность или решили поделиться по принципу ОБС («одна бабушка сказала»)?
  • И какую эмоциональную нагрузку несет это сообщение?
  • Остановите себя, если написанное может быть воспринято как выражение агрессии.
  • Подумайте, для чего оно нужно?
  • Оно решит вашу проблему или ее усложнит?
  • Вы выльете на других участников чата свои переживания? А здесь ли для них место?
  • Попытайтесь взять паузу на несколько часов или даже пару дней: возможно, вам удастся сформулировать это более конструктивно.

Новости в прессе регулярно нам сообщают о вполне реальных драках и серьезных травмах после конфликтов в родительских чатах. В случае напряженности помните, что это родительский чат, то есть чат взрослых ответственных людей, а не детский. Каждый тут принимает своё решение, и показывает свои навыки справляться с конфликтами и эмоциональными переживаниями, которые он и передаёт своим детям. Мы все бываем перегружены, но другие участники чата не обязаны помогать нам регулировать наше эмоциональное состояние.

Правила выживания в чате

— Если родительский чат попал в эмоциональное пике, о чем вы узнаете, обнаружив утром 320 свежих сообщений, то совсем не обязательно их читать, чтобы понять, что там случилось. Можно аккуратно поинтересоваться, сообщив, что вы, похоже, что-то важное пропустили и попросить ввести вас в курс происходящего. Обычно находится кто-то, кто в одном-двух предложениях сообщает суть происходящего. Это, кстати, помогает ускорить выход из эмоциональной перегрузки всех участников. Поблагодарите, конечно.

— В чатах все добровольно, и если кто-то делится с вами полезной информацией, то поддержите его благодарностью. Но точно нет необходимости отвечать лично каждому родителю, писать много раз слово «спасибо» и отправлять эмоджи.

— Чат-группы родителей класса могут стать настоящим спасением для не очень организованных родителей, а такими мы все иногда бываем, если нужно добыть парик к спектаклю или получить в 9 вечера жёлуди для школьных поделок на завтра. Но лучше обращаться с чатом бережно, как со всяким ресурсом, не расходуя его напрасно. Кто знает, что неожиданно может нам понадобиться? Если участник спрашивает о чем-то, о чем вы знаете, а вы имеете доступ к необходимой информации, поделитесь ею, даже если обычно вы молчите. В конце концов, чат именно для этого и существует.

— Как выясняется, то, что кажется очевидным для вас, может быть не очевидным для остальных. Поэтому о правилах лучше договариваться, в том числе про время, в которое можно отправлять сообщения в чат. Некоторые люди переводят свой мобильный телефон в беззвучный режим во время сна, но другие вынужденно оставляют его включенным для срочных ситуаций. Раннее утро тоже для многих не удачное время для светской беседы. Неприятно просыпаться ночью для получения новости, что у одноклассницы вашего ребёнка насморк и она завтра, возможно, не придёт, а такое регулярно случается. Исключением могут стать действительно чрезвычайные ситуации, касающиеся всех: например, о приостановке занятий или военных действиях в вашем городе.

— Почему-то многим приходится объяснять и то, что лучше отправлять личные сообщения, если хотите рассказать другому участнику о чем-то, не касающемся всех в классе. Достижения и провалы нашего ребёнка, подробности здоровья и наши поделки к уроку, увы, могут в лучшем случае заинтересовать только ближайших родственников, хотя иногда это и обидно.

Известно, что хорошо знакомые между собой родители намного меньше конфликтуют в чате и гораздо более эффективно помогают детям в решении учебных вопросов. Нам легче ругаться с людьми, в которых мы никак не заинтересованы, и сливать им подавленные чувства и негативные эмоции из-за эффекта «попутчика»: мы знаем, что они выйдут на следующей остановке. А в чатах мы ещё и не видим обратной эмоциональной связи на лицах участников и неосознанно стараемся усилить впечатление, чтобы нас точно заметили и услышали. Поэтому придумывайте способы встречаться не только в чатах и на родительских собраниях, знакомьтесь и дружите с родителями и детьми из класса, тогда и вашему ребёнку будет проще выстраивать дружеские отношения с одноклассниками.

Читайте также:

Телефон для ребенка: какие нам нужны правила?

Дети, мама, карантин. Как справляются многодетные семьи?

Трудно быть первоклассником: почему ребёнку сложно в школе?

Фото: fizkes, LightField Studios, oatawa/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти