«Супер МЯУ». Мультсериал«Супер МЯУ». Мультсериал
0+
1:00
«Супер МЯУ». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
3:00
«Жужжалка»
«Царевны». Мультсериал«Царевны». Мультсериал
0+
3:05
«Царевны». Мультсериал

«Давай ты будешь...» Зачем нужны ролевые игры с детьми

Ребёнок требует, чтобы вы превращались то в супергероя, то в принцессу, то в самолет? Некоторым родителям легко даются такие игры с детьми, кто-то считает это утомительным. В чем польза таких воображаемых перевоплощений? Подсказка: тут можно найти 15 отличных идей для сюжетно-ролевых игр с дошкольниками.

Но даже если это не всегда интересно родителям, сюжетно-ролевые игры очень полезны для детей. С помощью творчества и фантазии ребенок развивает важные для него социальные, эмоциональные и когнитивные навыки, исследует мир. Такой вид игры помогает тренировать самоконтроль и внимание, глубже погрузиться в область, которая интересует сейчас дошкольника — динозавры или сказочные персонажи, строительство или здоровье. Ребенок получает удовольствие от процесса игры, не зависит от качества результата — как, например, в рисовании или лепке.

А еще такие игры помогают справляться со стрессом и тревогой, вызванными, например, посещением врача или тем, что ребенок начал ходить в детский сад на полный день. Проигрывая волнующие его ситуации с помощью игрушек или «примерки» ролей, ребенок чувствует себя в большей безопасности, проговаривает свои страхи, получает необходимую поддержку от родителей.

Возраст и этапы ролевых игр

1,5 — 2 года: Игры малышей, как правило, основаны на повседневных привычных занятиях, режиме дня: сон, еда, купание, прогулки. Ребенок выполняют воображаемое действие с игрушкой или взрослым: например, кормит куклу ложкой или укрывает маму одеялом и «читает» ей перед сном.

2 года — 3 года: Теперь во время игры у ребенка уже больше эмоций, он проговаривает свои действия, комментирует происходящее, планирует впоследовательность нескольких действий в рамках темы. Например, он уже не только кормит куклу, но и может накрыть на стол, повязать ей слюнявчик, спросить, хочет ли она пить.

3,5 года — 4 года: Воображаемые игры становятся более разнообразными, они могут быть основаны на событиях, в которых ребенок не принимал участия лично, но о которых слышал или видел в мультфильмах. Он начинает «озвучивать» персонажей или себя как героя игры, менять интонации, его словарь становится более обширным. Игра включает в себя короткие последовательности действий, которые теперь связаны со временем: утро, день, вечер, понятия «потом» и «позже», времена года. Можно заметить, как игрушками становятся любые предметы: палка — мечом, коробка — машиной.

5 лет — 6 лет: Появляются игры с персонажами — членами семьи: мама, папа, дети, или группа детского сада и воспитатель. На таком более высоком уровене ролевой игры больше и словарный запас, богаче интонации, жесты для общения, ребенок делает предположения и выводы («На малыша залаяла собака, он испугался и больше не захочет с ней играть»). Дальше, по мере взросления, сюжеты игр становятся разнообразнее, ребенок может разыгрывать целые истории с продолжением. Даже многие вполне «взрослые» увлечения фактически основаны на таких играх: искусство, театр, творчество.

Как поддерживать игру?

У родителей есть способы не только поддержать ролевые игры, но и оценивать эмоциональное состояние ребенка. Пока дети маленькие, принимать участие в их играх довольно просто — главное, держать под рукой достаточное количество интересных им предметов, стимулирующих воображение и творчество: например картонные коробки, строительные блоки, семьи кукол, разнообразные фигурки, игрушечную посуду. По мере взросления ребенка лучше предлагать ему самому решать, чем он хочет заниматься, но предоставлять достаточно условий для игрового старта. Удобно собирать предметы в тематические контейнеры: например, комплект для игры во врача, в магазин, с супергероев, материалы для ппостроения и обустройства шалашей и домиков и т. д.

Ролевая игра — это та область, где активная роль принадлежит ребенку, а родителю стоит отойти на второй план. Вы можете подавать идеи, задавать вопросы — например, спрашивать, что будет дальше, что произошло после того, как персонаж игры что-то сделал, но не нужно брать на себя руководство. Благодаря этому творческой самостоятельности дети могут свободно выражать себя и исследовать свои интересы в поддерживаемой среде. В свою очередь, это подпитывает их любопытство, расширяет кругозор, стимулирует интерес к дальнейшим исследованиям мира.

Что может беспокоить?
Ребенок строит свои игры в основном на сюжетах из телешоу или мультфильмов? Это может заставить родителей задуматься, не слишком ли много времени он проводит перед телевизором (и не развивает собственное воображение). Но большинство детей и правда любит смотреть мультфильмы не по одному разу и часто знают наизусть реплики персонажей и песни.

Некоторых родителей беспокоит использование в играх оружия — мечей, пистолетов, бластеров. Но увлечение ребенка оружением не означает, что он вырастет склонным к агрессии, взаимодействие с самыми разными предметами — нормальный этап развития. Вы можете устанавливать границы для этого типа игр (например, «Мы не целимся в людей»), или перенаправлять интерес детей в другие области.

Есть несколько действительно тревожных признаков, на которые следует обратить внимание. Если ребенок разыгрывает в сюжетах повторяющиеся темы насилия, агрессии или неприемлемого содержания, стоит выяснить, что может быть причиной, и обсудить это с психологом. Другой возможный тревожный сигнал — если ребенок внезапно теряет интерес к ролевым играм или вообще пропускает этот этап, не интересуется ими, или ролевая игра становится всепоглощающей, мешает ребенку общаться или учиться новому. Такое поведение тоже стоит обсудить с психологом.

Если вы не хотите играть

И такое бывает — далеко не у всех мам и пап хватает энитузиазма, чтобы бесконечно поддерживать или придумывать игровые сюжеты, это не повод стыдиться или считать себя недостаточно хорошим родителем. Такие игры и правда могут быть скучными для взрослых, особенно, когда ребенок требует разыгрывать одни и те же истории почти без изменений.

В таких случаях попробуйте выделить пять или десять минут в день, чтобы по-настоящему сосредоточиться на игре: так ребенок точно будет знать, что ваше внимание на этот промежуток времени принадлежит ему, а вам поможет ограничить длительность своего активного участия в играх. Вы можете начать игру вместе — чтобы затем ребенок продолжил игру без вас, или дать ему задание, развивающее сюжет («А потом вся компания отправилась в гости к бабушке»), или, наоборот, присоединиться к процессу позже. Но чтобы эта стратегия сработала, стоит действительно сосредоточить все свое внимание на ребенке, не отвлекаясь ни на что.

Вы также можете сами направить игру в более интересном для вас направлении: например, разыграть известный ребенку сюжет из книг или мультфильмов. Или вам больше нравится быть «покупателем в магазине» или «пациентом у врача», чем принцессой или воспитательницей — предложите ребенку сами те варианты игры, которые вас устраивают. Вы также можете привлекать к играм тех членов семьи, которым это больше нравится — старших детей, других родственников. Няня, в обязанности которой входит не только уход за ребенком, но и игры — тоже отличный вариант.

Читайте также:

Нейропсихологические игры: чем они полезны для ребёнка?

Сенсорные игры дома: 5 идей

«Не хочу играть с ребёнком!» Если маме не интересны куклы, машинки и салки

Фото: Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти