Школьные оценки считают показателем знаний учащихся. Но двойки и тройки не всегда говорят о том, что ребёнок не способен учиться. Вы знали, что среди великих учёных тоже были троечники? Например, Дмитрий Менделеев.
Хорошим примером для школьников, которым трудно дается учёба, может стать великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев. Он учился в Тобольской губернской гимназии, где «прославился» как отстающий. Будущий знаменитый химик с трудом справлялся с немецким языком, русской словесностью и ненавидел латынь. Однажды его даже чуть не выгнали — оставили только из уважения к отцу, который раньше был директором этой гимназии.
Но трудности с учёбой не помешали Менделееву достичь успехов во многих сферах — от химии и физики до педагогики — и прожить насыщенную жизнь.
На что влияют отметки?
Ошибка думать, что, если школьник получает двойки и тройки, то он безнадёжен, а если четвёрки и пятёрки, то в будущем ему гарантирован успех. Более того, ребёнок, который с детства воспринимает отметки как главное мерило успешности, может стать слишком зависимым от внешней оценки других людей.
Вот что говорит о школьной успеваемости психолог, учитель-логопед, преподаватель онлайн-школы «Логопотам» Антонина Брагина:
«Школьные отметки дают ребёнку понимание, что он существует в конкурентной среде, где его постоянно оценивают, и, чтобы занять хорошее положение в мире, надо прикладывать усилия. Это означает, что порой нужно играть по правилам, которые не нравятся, а где-то даже ломать систему.
Но в оценивании есть и минусы. Например, ребёнок попадает в зависимость от хороших отметок, он не может объективно оценить свои способности и постоянно ждёт похвалы. Из таких детей вырастают работники, которые трудятся сверх нормы, выполняют свои задачи максимально хорошо, но при этом забывают про свои потребности и права, ведь отстаивать своё мнение в школах не учат. Поэтому необходимо найти баланс: ребёнку важно понимать, что оценка не самоцель, а лишь показатель, который помогает оценить успех на конкретном этапе".
Из всех предметов в гимназии Менделееву нравились только математика и физика. Его мама Мария Дмитриевна поддерживала этот интерес. Она работала управляющей стекольным заводом в Тобольске и часто водила сына смотреть на семейное производство. Позднее Менделеев писал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел».
Мария Дмитриевна не стыдила сына за плохие отметки, а старалась, как сейчас бы сказали, создать доверительные отношения в семье и поддерживать интерес ребёнка к предметам, которые его больше всего увлекали.
Чтобы школьные оценки не стали проблемой: 3 шага
При таком подходе дети чувствуют себя значимыми, привыкают не бояться оценок и ошибок, учатся исправлять недочеты и радуются своим достижениям, а не отметкам.
Школьные отметки становятся проблемой для ребёнка и причиной конфликтов в семье, когда превращаются в самоцель, более важную, чем сами знания. А ведь даже плохая оценка может многому научить и подарить полезный опыт преодоления трудностей.
Как же найти баланс? Объясняет Антонина Брагина:
«Не привязывайте свою любовь к оценкам ребёнка, школьнику важно знать, что мама и папа любят его безусловно, а не за пятёрки в дневнике. Это сложно для родителей, которые сами в детстве старались быть хорошими учениками, но такой подход даст ребёнку необходимое личное чувство поддержки.
Объясните, что оценки не всегда объективны. Если мнение ребёнка по вопросу «что хотел сказать автор» не совпало с мнением учителя, это нормально и зачастую даже говорит о нестандартном мышлении школьника. И даже, если учитель понижает балл, это проблема не ребёнка, а учебной системы.
Поддерживайте самостоятельность ребёнка в подходе к жизни и учёбе. Часто именно нестандартное мышление дает лучший результат в решении задач. А умение идти на риск и отстаивать собственное мнение в жизни пригодятся всегда".
Оценки в школе могут мотивировать, а могут ограничивать дальнейшее развитие ученика. И здесь как никогда важно найти золотую середину: брать максимум пользы от условий, которые мы изменить не можем, и менять то, мы можем изменить.
Что почитать о Менделееве?
Марина Ульяненкова, Полина Шевчук: «Мир ученого Менделеева: Как рождаются научные открытия».
Читайте также:
Дисграфия: как помочь ребёнку?
«Не хочу в школу!» Что ответить первокласснику?
ТЕСТ! Научный интерес: знаете ли вы российских учёных и их открытия?