«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:40
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Еда на ура!»«Еда на ура!»
0+
4:40
«Еда на ура!»
«Тру и Радужное королевство». Мультсериал«Тру и Радужное королевство». Мультсериал
0+
5:00
«Тру и Радужное королевство». Мультсериал
Канал «О!» Конкурс - «Читаем Пушкина»
Канал «О!» Конкурс - «Читаем Пушкина»

Зачем в детском саду психолог?

Сегодня психолог есть в каждом детском саду, но многие родители так и не разобрались, чем же он занимается, с какими вопросами можно к нему обращаться, а некоторые даже сомневаются, нужно ли ребёнку психологическое сопровождение. Наталия Дербенева, практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School, поможет разобраться.

Наталия Дербенева, практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School
Наталия Дербенева, практикующий психолог и соосновательница детского сада Infant School

Адаптационный маршрут

Поход в детский сад —это одно из самых важных событий в жизни ребенка. Впервые он оказывается вдали от дома и родителей и ему нужно адаптироваться к новой ситуации. Поэтому очень важно организовать грамотное психологическое сопровождение. Как показывает практика, оно необходимо в той или иной мере всем детям. Как это происходит? Сначала воспитатели собирают информацию о ребенке путем анкетирования родителей, путем наблюдения и общения ним. Далее психолог вырабатывает индивидуальный маршрут, чтобы малышу было легче принять новую среду и научиться общаться со сверстниками. Если у ребёнка никогда не было такого опыта, то на этом этапе обязательно присутствие «своего взрослого». Это выделенный педагог-психолог, который является «переводчиком» между ним и остальными детьми. Малыша знакомят с правилами, объясняют, что происходит вокруг, помогают наладить коммуникацию.

В период адаптации не стоит вопрос о воспитании, это только работа по снятию тревожности и страха из-за того, что ребенка оставили в незнакомом окружении. Ему нужно показать, что здесь безопасно и все готовы ему помогать. Малыш может не уметь сообщать о своих потребностях. Но есть модели поведения, на которые можно ориентироваться: он хочет есть, скучает по маме, поэтому молчит или плачет. Если плачет, то педагог его утешает, рассказывает про детский садик, играет, отвлекает. Делается все, чтобы его успокоить — и для этого рядом должен быть «свой взрослый». Ребёнок в этой ситуации получает индивидуальную поддержку.

Также в период адаптации важно выбрать режим посещения садика. Есть дети, у которых достаточно ресурсов остаться в незнакомом месте, а есть те, кто не сможет находиться в детском саду целый день. Родители, психолог и педагоги смотрят, в какое время малышу лучше приходить, оценивают, нужны ли коррекционные мероприятия, восстанавливающие упражнения и т. д.

Адаптация проходит, прорабатывается страх, а неумение с чем-то справляться остается. И тогда дальше оазрабатывается план и система действий. Например, ребенок не может сразу научиться одеваться и раздеваться, но держать свои колготки в руках и выучить, где его сандалики, он может. Кроме этого, должны быть мини-группы и специальные занятия, которые будут решать часть неперсональных задач.

Например, почему все психологи настаивают, чтобы занятия проходили в игровой форме? Потому что игра снимает напряжение, увеличивает интерес, дает положительные эмоции. В таком формате можно решать задачи по развитию малыша без лишнего стресса.

Если есть цель, чтобы дети общались друг с другом, значит, нужны игры, которые предназначены только для групп. Хорошо будет дополнить регулярные занятия в детском саду чтением сказок (сказкотерапия), театром (арт-терапия), игровыми тренингами и т. д. Это всё входит в сферу психологического сопровождения ребёнка и при этом не является индивидуальной работой, но остается очень важным на начальном этапе.

Психолого-эмоциональный мониторинг (наблюдение/тесты/социометрия)

Что еще будет делать психолог?

● Игровые тренинги (Ребенок-Ребенок, Ребенок-Взрослый, Ребенок-группа детей);
● Индивидуальная психокоррекционная работа;
● Индивидуальный дневник успеха ребёнка;
● Индивидуальный образовательный маршрут;
● Консультации (специалисты, педагоги, родители).

Далее на первый план выходит психолого-эмоциональный мониторинг: после адаптации ребенка педагоги должны следить за тем, как он развивается. Это не только наблюдение, но и последующий анализ результатов. Мониторинг направлен на то, чтобы понять, как малыш решает свои задачи, которые перед ним поставлены: стал ли он более самостоятельным, хорошо ли общается с детьми, научился ли следить за своими вещами или же нет. Смотрят, как дети играют, какие навыки сумели выработать, кто лидер, кто старается держаться в стороне. Такой мониторинг, который помимо наблюдения включает тесты, очень важен для корректировки дальнейшей работы. Если с каким-то ребенком не получается решить поставленную задачу в мини-группе, то обязательна индивидуальная работа, без детей.

На мой взгляд, очень важно, чтобы не только специалисты и педагоги смотрели на социометрию, на результаты тестов и создавали графики, но и чтобы ребенок видел и ощущал свою историю успеха. Например, у малыша пяти лет может быть дневник, где он отмечает свои достижения. Формат можно использовать безоценочный: звездочки, солнышки, сердечки, но не грустные смайлики. Получилось что-то — закрасил звездочку. Если нет, закрасишь в следующий раз. Это мягкая коррекция для роста личной самооценки.

Для такого надзора обязательны педагогические программы, подходящие для детского сада. Психолог должен присутствовать на уроках, следить за общей обстановкой, особенно внимательно наблюдать за детьми, которые развиваются медленнее или, наоборот, схватывают на лету, опережая сверстников. Психолог должен разбираться и выявлять причины, может предложить прерывистый график обучения и не только в детском саду, но и в школе. Это подразумевает возможность на занятиях вставать, ходить, играть с колючим шариком, чтобы размяться и накопить ресурс. Инструментарий достаточно большой и правила вводится для всей группы: детей учат, как отдыхать.
Индивидуальный образовательный маршрут — это самое сложное. Чем старше ребенок, тем требуются больше навыков усидчивости, внимания, развития речи. Важен надзор психолога именно за обучающими программами, потому что педагогам их бывает сложнее всего адаптировать для детей Например, стандартное занятие длится 25 минут, а ребенок может высидеть 10, значит, нало так организовать занятие, чтобы научить малыша не переключаться, отдыхать, сообщать о своем состоянии.
Такой подход готовит ребёнка не только к обучению, но и к более сложной социальной жизни. Детский сад — это то поле, где мягкими, но системными способами психологического сопровождения можно скорректировать практически все особенности детей. Не стесняйтесь общаться с психологм и задавтаь ему вопросы!

Читайте также:

Зачем ребёнку детский сад?

Несадовский или домашний? Как прожить без детского сада

Молчит? 9 признаков, что ребёнку пора к логопеду

Фото Shutterstock, Ksenia Chernaya/Pexels

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти