1 февраля 2018

Как развивать детскую креативность при помощи рисования


Наверное, нет таких детей, которым никогда не было интересно рисование. Среди всех видов детского досуга это, пожалуй, самое творческое занятие. Ребенок дает волю своему воображению и выражает эмоции при помощи рисунка. Но всегда ли рисование помогает развитию креативности? И как превратить его в нечто большее, чем просто развлечение? Своим мнением делится художница и педагог Екатерина Курицкая.

Екатерина Курицкая, художник и педагог
Екатерина Курицкая, художник и педагог

Почему уроки рисования часто далеки от творчества

Как часто проходят творческие занятия в детских садах и изостудиях?

— Дети, возьмите, пожалуйста, зеленую краску. Сейчас будем траву рисовать. Что значит — «как»? Легко и просто. Возьмите и проведите линию, слева направо. Нужно отделить примерно треть листа… Ага, вот так, отлично. А теперь аккуратно закрашиваем. Молодцы! Можно переходить к рисованию дерева и неба.

— Какого цвета у нас небо? Синенькое! Берем синее краску и рисуем небо!

Что получится на выходе? Безусловно, результат будет. И будет он похожим у всех: одинаково аккуратные рисунки. С одинаковыми деревьями, растущими в правой части листа, с одинаково зеленой травой, у каждого малыша — с семью ветками и с белой птичкой на третьей ветке слева. Есть результат, есть что показать родителям. Но важен ли такой результат? Имеет ли такая работа какое-то отношение к творчеству?

Существуют разные мнения на этот счет. В своей работе я стараюсь избегать такого подхода, и вот почему: такая деятельность — это просто пошаговое выполнение действий.

Пошаговое выполнение действий — это прекрасно, так можно развивать логику, освоить планирование. Но ведь можно вместо этого вязать, можно готовить вместе с детьми, можно собирать конструктор, шить. Все эти занятия требуют выполнения ряда действий по инструкции и способствуют развитию, но не творческому.

Если мы предлагаем ребенку готовые образы, то мы освобождаем его от необходимости думать и фантазировать. Мы предлагаем ему клише, обделяя его этим и ограничивая. Как это происходит, объяснила педагог Марина Озерова в своей книге «О детском рисовании». Приведу цитату: «У ребенка быстро складываются стойкие стереотипы образов (домик — квадрат с треугольником наверху, елочка — три треугольника, поставленные друг на друга). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются больше изменить. Это легко проверить, вспомнив примеры из собственного детства. Важно давать ребенку самостоятельно создать образ».

Как и почему рисуют дети

Все малыши, независимо от того, посещают ли они какие-то творческие группы, занимаются ли с ними родители рисованием, ощущают потребность в этом деле.

Оно дает возможность рассказать о том, что известно ребенку о рисуемом объекте. Это важный момент. Ребенок до определенного возраста рисует не то, что видит здесь и сейчас; он выражает совокупность своих знаний о предмете, то, что он увидел и осмыслил. До 7 лет речь ребенка развита недостаточно, чтобы он мог вербально выражать свои чувства. Рисуя, ребенок может демонстрировать свое отношения к каким-то событиям, избавляться от негативных эмоций.

В свободном рисовании есть возможность играть и фантазировать. Приведу цитату еще одного педагога. Вайолет Оклендер писала: «Обычно процесс фантазирования, то, как ребенок размышляет и действует в своем фантастическом мире, отражает его мышление и поведение в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребенка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нем или чего он избегает».

Оклендер также ссылалась на исследования, подтверждающие, что у детей с развитым воображением более высокий коэффициент интеллекта. Они легче преодолевают трудности, и если их воображение развивать, им проще учиться.

Когда начинать учить рисовать

До 4−5 лет от обучения рисованию больше вреда, чем пользы. Ведь рисующий ребенок просто выражает свои эмоции и впечатления, а не задается целью изобразить что-то максимально близко к оригиналу. Вмешиваясь в этот процесс, мы лишь мешаем этому порыву и отвлекаем малыша от важной работы — знакомства с собой и миром. Да и следующие 5−6 лет не стоит торопиться: лет до 10 для ребенка гораздо лучше не целенаправленно учиться рисовать, а творить вместе с мамой. Нужно присматриваться и подсказывать, пока ребенок рисует, и помогать только тогда, когда он об этом просит.

Ребенок оставляет на бумаге свой след, учится владеть рукой. И все, что может сделать взрослый, — это обеспечить среду, то есть материалы, новые впечатления, наблюдение за тем, что происходит вокруг. Здорово смотреть вместе с ребенком по сторонам, учиться вместе с ним видеть, замечать красоту. Дети иногда говорят и подмечают совершенно удивительные и неожиданные вещи. Например, мой сын Илюша как-то зимним утром, наблюдая за рассветом, сказал: «Мама, посмотри, как красиво, там туман покрасили». А одна моя знакомая маленькая девочка считала, что облака — это солнечный дым.

Какие материалы использовать

Очень важно разнообразие материалов. Это могут быть карандаши, восковые мелки, краски, уголь. Рисовать можно кистью, пальцами, губкой, а можно клеить коллажи. Марина Озерова не рекомендует до 6−7 лет использовать фломастеры, так как для рисования ими не нужно прилагать никаких усилий. Другое дело — карандаш: при работе с ним нужно как минимум регулировать нажим.

Лучше, чтобы формат бумаги варьировался: большой, маленький, вытянутый, квадратный, можно развернуть рулон обоев и рисовать на нем.


Поддержка и принятие для юного художника

Занятие закончилось. За детьми стали приходить родители. Юля очень ждала бабушку: ведь у девочки получилась очень красивая, нежная, голубая роза. Она сидела рядом со мной и, пока я убирала, мечтала о том, как покажет свой красивый рисунок маме.

— Ой, что это за мазня такая? — сказала бабушка, рассматривая розу. — Юль, ну где ты видела синюю розу? Тоже мне, выдумала…

Юля как-то поникла сразу, тихо пошла одеваться, а розу оставила мне и не стала забирать.

Долго Юля потом не рисовала больше голубых роз. И часто я слышала от нее: «Не смогу нарисовать, не умею». Я часто думаю о Юле и о том, как же людям нужна поддержка. Поддержка и принятие. Они очень нужны взрослым. Дети же в них нуждаются, как в воздухе. Уверенность в том, что за спиной стоит взрослый, любящий человек, дает силы и смелость искать, пробовать, экспериментировать и сомневаться, справляться с ошибками и неудачами, идти вперед. Дает веру в себя и в то, что даже если не получилось сейчас, обязательно получится потом.

Это не значит, что нужно восхищаться любой закорючкой, которую оставил ребенок на бумаге. Очень важно включиться в обсуждение, живо в нем поучаствовать. Спросите художника: «А что здесь нарисовано?», найдите, то что вам нравится в рисунке, и скажите об этом. Но будьте искренни: дети прекрасно чувствуют фальшь. Будьте заинтересованными и чуткими.

Здорово, когда дети рассказывают о своих рисунках, которые оживают и превращаются в настоящие истории. И вот на бумаге уже не закорючка, а храбрый червяк — первооткрыватель, который решил отправиться на Северный полюс. Это важно для интеллектуального развития самого ребенка: описывая свою работу, он учится формулировать мысли, развивает фантазию. А когда он видит заинтересованный взгляд взрослого, то понимает, что важен и интересен ему.

Такого рода занятия рисованием с детьми способствуют развитию креативности, умению смотреть на вещи с других ракурсов, учат думать и анализировать, фантазировать, создавая свой мир, встречаться со своими эмоциями и выражать их.

Читайте также:

Работа с глиной — это не просто лепка, и вот почему

5 способов лишить ребенка мотивации к учебе

Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей

Фото: s_oleg/Dean Drobot/didesign021/Shutterstock.com

Читайте также:
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
18 июня 2019
«И выучи уже, наконец, наизусть сказки Чуковского!» Советы от многодетных пап
Мы попросили трех многодетных пап поделиться опытом: как им живется, что трудно, а что больше всего радует. Вот что получилось!
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
17 июня 2019
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
Похоже, делать все по-своему для вашего ребенка – это дело принципа: если есть возможность сказать «Нет!» и «Не хочу!», он обязательно ею воспользуется. Как на это правильно реагировать?
День отца на канале «О!»: 12 советов папам
14 июня 2019
День отца на канале «О!»: 12 советов папам
Кто самый умный, сильный, смелый? Кто может все, что угодно? Конечно, это папа! Поздравляем всех пап с Международным днем отца!
Мама, почитай мне! Почему чтение полезно и детям, и родителям
11 июня 2019
Мама, почитай мне! Почему чтение полезно и детям, и родителям
Ученые выяснили, что в семьях, где детям часто читают вслух, родители менее строгие, а их дети растут более спокойными.
8 способов справиться с детской истерикой
7 июня 2019
8 способов справиться с детской истерикой
Ребенок устал, переволновался или просто не может справиться со своими противоречивыми желаниями? И вот уже он валяется на полу в супермаркете и кричит, а вы не знаете, что делать. Например, можно сделать вот что.
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
5 июня 2019
Как учить ребенка заботиться о природе и почему это важно?
Дети - это наше будущее, будущее нашей планеты. Смогут ли они уважать наше природное пространство, понимать, что планета – наш общий дом? Психолог Анна Скавитина уверена: это зависит от того, поможем ли мы, родители, появлению у них экологического сознания.
В Москве прошел благотворительный фестиваль «Я верю»
4 июня 2019
В Москве прошел благотворительный фестиваль «Я верю»
В Москве прошел 10-й, юбилейный благотворительный фестиваль «Я верю». Зрители увидели комикс-мюзикл «Не останавливай меня», в основу которого легли музыка легендарной группы Queen и пьеса Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
4 июня 2019
Дети и телевизор: на что обратить внимание?
Дошкольники, которые долго смотрят перед сном телевизор, меньше спят.
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
3 июня 2019
«Он знает все породы динозавров!» Что делать, если ребенка интересует только одна тема?
Это могут быть динозавры, или поезда, или насекомые, или космос. Важно то, что ребенка, похоже, не интересует больше ничего в мире, и вас это начинает беспокоить. Почему?
Николь Плиева приняла участие в книжном фестивале «Красная площадь»
3 июня 2019
Николь Плиева приняла участие в книжном фестивале «Красная площадь»
Николь Плиева выступила на фестивале «Красная площадь» с программой стихов.
О чем мы мечтали в детстве?
1 июня 2019
О чем мы мечтали в детстве?
В детстве я мечтал о... О чем же? Мы задали этот вопрос нескольким знаменитым взрослым, чтобы узнать - что же получилось из их мечты?
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
30 мая 2019
Микробы и темперамент: как на детей влияет состав микрофлоры
Будет ли ваш малыш хулиганом или тихоней, может зависеть от разных типов бактерий в его кишечнике.
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
29 мая 2019
Нет, ребенок не может сидеть спокойно! Это мешает ему учиться
Ученые объясняют, почему не стоит ожидать от ребенка 4-5 лет способности усидеть на месте.
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
28 мая 2019
Почему мальчикам сложнее справляться с негативными эмоциями?
Эксперты уверены, что мальчикам нужно больше родительской поддержки, чтобы справиться с гневом, тревогой или страхом.