27 февраля 2018

Раннее развитие: что об этом думают гости программы «О! Дети»

Первый выпуск программы «О! Дети» вышел в эфир 20 февраля. Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и ее гости обсудили проблему раннего развития. Представляем текстовую версию этой беседы.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, это программа «О! Дети!» — наш первый проект для родителей. Мы говорим о воспитании, развитии и образовании детей. Для первого выпуска мы выбрали одну из самых популярных тем — раннее развитие.

Вряд ли есть хоть один взрослый, который в своей жизни не сталкивался с этим термином. Такие имена, как Монтессори, Доман, Никитины, Зайцев, звучат в детских садах и детских центрах, на детских площадках и в блогах. Но при этом однозначного отношения к раннему развитию до сих пор не существует. О нем спорят, его обсуждают, критикуют, благодаря ему зарабатывают деньги. Обсудить есть что, и я с удовольствием представляю наших первых гостей. Это звезды, две опытные мамы: модель и блогер Полина Диброва и известная певица, актриса, Светлана Светикова.

Полина, давайте начнем с вас. У вас трое мальчиков от 3 до 8 лет, поэтому было больше опыта и возможностей поэкспериментировать. Какую вы для себя позицию выбрали в вопросах раннего развития детей?

Полина Диброва: Я за раннее развитие, я вообще за развитие. Но я считаю, что у ребенка должно остаться детство. Я не та сумасшедшая мамашка, которая бегает по педагогам и с двух лет учит ребенка французскому, английскому и чему-нибудь еще. Однако нужно погружать детей в интересную для них атмосферу и развивать их при помощи игры. Нельзя посадить ребенка перед собой и сказать ему: «Сейчас у нас 40-минутный урок, будем учить букву А». Так не получится, ребенка нужно заинтересовать, и это работа родителей. А то, что его заинтересует, должно быть полезным для развития. Это могут быть различные карточки, картинки, картины, музыка. Самое главное, что могут сделать родители, — не отбить желание у ребенка что-то изучать.

АШ: Света, вам тема музыки тоже должна быть близка. Может быть, вы тоже ставите что-то своим мальчикам с рождения?

Светлана Светикова: Мы пытались развивать старшего сына, Милана, как-то специально, при помощи игры, музыки, различных карточек, тонн книг, но это было бесполезно. Ему все это неинтересно. Я за то, чтобы развитие не превращалось в навязчивую идею мамы. Сейчас психологи пишут, что в два с половиной года ребенок якобы должен знать 300 слов или сам одеваться и раздеваться. И какая-нибудь мама с тонкой нервной системой станет относиться предвзято к своему малышу, который в 3 года еще не говорит, и думать, что у него что-то не так. В таком контексте я против безумной агонии по поводу раннего развития. Нельзя придавать этому глобальное значение и мучить детей.

Все песни и стишки старший сын запоминает сразу, он научился считать в 2 года, но отказывался изучать буквы. Я знаю, что ему все легко дается, но не хочу давить.

Актриса и певица Светлана Светикова, ведущая и главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и модель Полина Диброва
Актриса и певица Светлана Светикова, ведущая и главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и модель Полина Диброва

АШ: Полина, как и кто и в каком режиме занимается с вашими детьми?

ПД: Старший сын Саша пошел в школу, средний, Федор, пошел в детский сад. А Илья заскучал, и тогда я отдала его в садик вместе со средним в полтора года, и не жалею об этом. Они вдвоем очень тянутся за Сашей, он сам их развивает. Недавно захожу в детскую игровую комнату, сидит Саша с айпадом и говорит: «Я сейчас Феде с Илюшей показал Майкла Джексона, Высоцкого и Лещенко».

Развивающие занятия с карточками мы проводим в выходные и те дни, когда дети болеют. Мы очень активно занимались до года по системе «Умница», но не целый день, а по 10−15 минут. Ничего сложного в этой системе нет, любая мама освоит без посторонней помощи.

Саша поздно заговорил, но сам научился читать в 5 лет. Сейчас каждое утро начинается с того, что он читает. Феде недавно исполнилось 4, он считает до 60 и читает по слогам. Возможно, это раннее развитие дало такой эффект, возможно, это Сашино влияние. Может быть, это природа.

АШ: Как вы решаете вопрос социализации?

СС: Милан не ходит в детский сад, зато много путешествует. У сына немало друзей. Милан удивительно общительный ребенок. Одно время мы на несколько часов ходили в детские клубы, где с детьми играют и занимаются воспитатели.

Я знаю истории про государственные садики, когда ребенку в 2,5 года устраивают бойкот воспитатели из-за того, что он не может писать сам или раздеться. Меня в свое время наказали, заперев в чулане с Бабой Ягой. Такие сады я не воспринимаю. Частные садики, с английским — это очень интересно, но нам это не нужно.

ПД: Мы за социализацию, за детский садик. Но никуда не деваются вопросы болезней, а в садиках дети часто болеют, педагогов — не все из них хорошие.

АШ: Полина, как вы считаете, как-то, что вы вкладываете в детей, поможет им в будущем?

ПД: Мы с Дмитрием стараемся предлагать детям разные варианты. Дети ходят на фортепьяно, Саша еще и на шахматы. Если в семье слушают музыку, читают книги, интересуются наукой, то ребенку это будет интересно. А если в воскресенье папа вдруг надел фрак и сказал: «Сегодня мы идем слушать Шопена», то ничего из этого не получится. Нужно заниматься собственным развитием, чтобы что-то давать детям. Я очень люблю детский сад. Самое главное, что может родитель дать ребенку, — это социализация. Он должен научить малыша жить в обществе.

АШ: Очень интересно узнать, что, в каком объеме и почему считают нужным дать своим детям две наши следующие героини. Я приглашаю в студию наших экспертов: это Олеся Лыжина, психолог, гештальт-терапевт, мама четверых детей, и Евгения Белонощенко, основатель сети Baby Club, психолог и мама пятерых детей.

Олеся Лыжина: На мой взгляд, развитие неизбежно. Чтоб не развивать детей и не развиваться самим, нужно приложить очень много усилий, как-то отгородиться от жизни. Термин «раннее развитие» для меня не совсем понятен. Есть немало методик, и их КПД, честно говоря, не очень валидно доказан. Выросли уже люди, которые развивались по карточкам Домана, и нельзя сказать, что у них есть какие-то отличия от других.

Анна Шнайдер
Анна Шнайдер

АШ: Я знаю очень смешную историю про эти карточки. Мой знакомый детский психолог рассказывала про мальчика, который целый год активно занимался по этим карточкам и поражал своими успехами. Когда приходили гости и спрашивали: «Где собачка? Где окно?», он показывал на карточки с собачкой и окном. Но когда перед мальчиком посадили живого кота и положили карточку со словом «кот», ребенок показал на карточку. Потому что в его реальности кот — это карточка с соответствующим словом. У него не возникало связей между реальностью и карточкой. Правда ли, что такое может быть?

ОЛ: Я не видела этого мальчика, поэтому не могу сказать, что там было на самом деле Я не думаю, что показывать карточки детям вредно. Просто это не основное воспитание. Мы говорим об интеллектуальном развитии, но это лишь малая часть.

Главное — это общение с мамой, тактильный контакт. В первый год жизни формируется базовое доверие к миру. Вот когда мы его заложили, то и карточки Домана лучше пойдут, и песни с плясками. Очень важно для развития заложить именно базовое доверие к миру. Когда оно не сформировалось, у ребенка могут быть глубокие довербальные неврозы.

АШ: Вопрос к Жене. Чем занимаются малыши в ваших клубах?

Евгения Белонощенко: Первый клуб мы открыли 18 лет назад. Честно говоря, я сделала это для своей самореализации. Сегодня наш Bаby Club — это пространство, главная идея которого заключается в бережном развитии интеллекта. Дети, которые к нам ходят, становятся фанатами этих клубов. Потому что у нас есть самая главная вещь, которой нет в детских садах и школах, — это дифференцированный подход к каждому. Если ты имеешь способности к математике — с тобой будут заниматься математикой, любишь музыку — будут заниматься музыкой и обратят на это внимание родителей. У нас очень много любви. С детьми можно заниматься по любому методу, вопрос в том, как ты это делаешь.

Одно время, в самом начале, к нам приходили родители, ожидая, что детей научат писать и считать, завязывать шнурки и узнавать время. А сейчас это все само собой, дети учатся этому без вмешательства. Урок длится полтора часа, из которых час — это двигательная активность.

Что касается моих собственных детей, я очень ленивая мама и сама не занимаюсь ранним развитием своих детей. Они просто наблюдают за моей жизнью. Мне проще взять их на работу, чем проводить специальные занятия.

АШ: То есть в ваших клубах у детей есть возможность свободной игры? Многие критики раннего развития говорят, что мамы, занимающиеся по методикам, ставят детям слишком жесткие рамки, убирая свободную игру.

ПД: Наоборот, методики предполагают развитие через игру. Как мама второклашки, я понимаю, что если бы я с ребенком не занималась этим, он бы не смог учиться в школе, ни частной, ни в государственной. Я говорю это не для того, чтобы потешить свое самолюбие. Ты отводишь ребенка в первый класс, и к этому моменту он должен уметь читать, писать, считать, ориентироваться и 40 минут сидеть на одном месте. Раньше этому учили в школе, теперь дети идут туда подготовленные.

Олеся Лыжина, мама четверых детей
Олеся Лыжина, мама четверых детей

ОЛ: Мы думаем, что если с детьми не заниматься, они не будут готовы к школе, не будут ничего знать, ничего хотеть. Так проявляется наша тревожность. У нас есть страх, что ребенок не будет ничего делать, если его не заставлять, не будет ничего хотеть.

Но ведь готовность к школе возникает вовсе не от целенаправленной подготовки. Если ребенок играет в прятки, он отлично готовится к школе. Он учится договариваться о правилах, распределять роли, учитывать мнение других игроков. Пока тебя ищут, ты сидишь в кустах. Это неинтересно, но это нужно сделать, если хочешь выиграть. Это отлично готовит к тому, что и в школе нужно будет сидеть по 40 минут на одном месте: таковы правила.

Целенаправленная подготовка к школе — это социальные игры, в которые мы отлично все играем. Можно начать ребенка учить читать в 3 года, к 5 он научится. Можно начать учить в 6 с половиной лет — и он научится через 3 месяца. Потому что он к этому готов.

СС: Наш педиатр говорит, что в школу все идут одинаковые. Я не против того, чтобы заниматься, но это надо делать без фанатизма. Эта тема стала настолько актуальна, что мамы начинают бояться, что ребенок не поспевает за соседом.

ЕБ: Когда в нашем клубе был самый первый выпуск, родители спросили, не хотели бы мы сделать школу. И два года назад мы ее сделали: она называется «Белая ворона». И дети, которые там учатся, говорят, что не хотят каникул и выходных.

АШ: Часто говорят, что надо идти от ребенка, учитывать его свободный выбор. А может ли у него быть свободный выбор до года? Или все же решение всегда принимает мама?

ЕБ: Ребенок нам всегда показывает, что ему надо. По его реакции понятно, хочет ли он слушать Шопена или ему нужен Моцарт.

ОЛ: Мы все в этом смысле несвободны. Мы что-то можем, что-то нет, к чему-то готовы, к чему-то не готовы. Очень полезно заниматься собственным развитием. Как только мы можем чуть-чуть больше, наши дети могут чуть-чуть больше. Если мы поем и танцуем или показываем детям пространство, где поют и танцуют, они, по крайней мере, могут к нему как-то отнестись. Если мы не прочитаем детям книжку, мы не узнаем, понравится ли она им. Наша задача — показать им это пространство.

Маленькому человеку важно, чтобы он был с близким взрослым — с мамой, например. А после года ему нужна компания сверстников, в которой он может играть. И еще у ребенка должно быть время, когда он предоставлен сам себе. А все остальное факультативно.

АШ: Полина, ваши дети посещают сад и школу, вы занимаетесь с ними дома, а ходят ли они еще куда-то на занятия?

ПД: К нам еще приходит логопед. Я считаю, что если есть необходимость, это обязательные занятия. Все остальное по желанию. Не нужно мучить ребенка и водить его везде. Нужно, чтобы он сам захотел куда-то, осознанно.

АШ: Правда ли, что когда мама слишком сильно увлекается методиками развития, которые в основном направлены на интеллект, то у ребенка страдают остальные сферы, в частности, социальная? Правда ли эту гармонию так легко нарушить?

Евгения Белонощенко, мама пятерых детей
Евгения Белонощенко, мама пятерых детей

ЕБ: Когда ты даешь ребенку поле для развития, интеллектуальную, духовную пищу, очень интересно наблюдать, к чему ребенок тянется. Бывает, что в 3 года он тянется к интеллектуальному, и надо ему дать это.

ОЛ: Если он тянется в 3 года к интеллектуальному, это может значить и то, что играть ему слишком сложно, договариваться проблематично, проигрывать совсем тяжело. То есть это некоторое избегание определенного опыта. Да, некоторые дети некоммуникабельны от природы своей. Тогда мы должны помочь им социализироваться. И решает эту проблему не пребывание в детском саду, а развитие умения различать свои чувства и чувства других. А вместо этого ребенок занимается учебой.

АШ: Мне кажется, мы много говорили о том, что возможно все, но надо идти от ребенка, надо адекватно относиться к любой методике образования и дать ему главное — счастье. Мы все хотим вырастить своего ребенка счастливым, но у каждого свой путь. Мы сопровождаем ребенка по этому пути и каждый день задаем миллион вопросов. Давайте искать ответы на них вместе.

Программа «О! Дети» вновь выйдет в эфир 23 марта. Совсем скоро мы объявим тему нового выпуска и будем с нетерпением ждать ваших вопросов!

Читайте также:

5 принципов педагогической системы Никитиных

3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников

3 важных вопроса о раннем развитии

Читайте также:
Что подарить ребёнку на Новый год
14 декабря 2018
Что подарить ребёнку на Новый год
Пусть Дед Мороз принесет полезные подарки!
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
12 декабря 2018
Новый выпуск программы «О! Дети» будет посвящён детским книгам
Гости нового выпуска программы «О! Дети» поговорят о современной детской литературе.
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
10 декабря 2018
«Никогда не думай, что 11 лет — это много!»: письмо первокласснику
Искренние советы первоклассникам от первокурсника журфака.
9 детских вопросов спортивному комментатору
10 декабря 2018
9 детских вопросов спортивному комментатору
Спортивный комментатор Георгий Черданцев рассказал всё самое интересное о своей профессии.
Елена Галдобина: «Такого мультсериала нам всем давно не хватало!»
8 декабря 2018
Елена Галдобина: «Такого мультсериала нам всем давно не хватало!»
Режиссёр мультсериала «Царевны» рассказывает о том, как создаётся сказка.
Премьера на «О!»: мультсериал «Царевны»
8 декабря 2018
Премьера на «О!»: мультсериал «Царевны»
Смотрите по выходным!
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
6 декабря 2018
Изучаем окружающий мир: как живут пингвины
Как рассказать детям о пингвинятах и их мамах и папах.
Телеканал «О!» приглашает на съёмки!
6 декабря 2018
Телеканал «О!» приглашает на съёмки!
Присылайте своё портфолио и приходите к нам на съёмки!
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
6 декабря 2018
О! Дети. Выпуск 12. Дислексия — дар или проблема? (видео)
Если вы пропустили, смотрите эфир прямо сейчас!
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
5 декабря 2018
Как правильно воспитывать родителей: вредные советы психолога детям
6 типов поведения, с помощью которых можно манипулировать мамой и папой.
«Спроси моего папу». Выпуск 8. Мой папа — шеф-повар (видео)
4 декабря 2018
«Спроси моего папу». Выпуск 8. Мой папа — шеф-повар (видео)
Если вы пропустили — смотрите прямо сейчас!
Поддержите телеканал «О!» на премии «Большая цифра»
3 декабря 2018
Поддержите телеканал «О!» на премии «Большая цифра»
Проголосуйте за любимый канал!