13 апреля 2018

Главная причина никогда не использовать тайм-ауты в качестве наказаний

Наверняка уже многие из вас слышали о новом тренде в области наказания детей: методика тайм-аутов. Не слышали? Так вот, тайм-аут — это когда родители целенаправленно ограничивают ребенка в контакте с собой, со сверстниками, с миром. По сути малыша по старинке ставят в угол, только теперь это фактически не угол, а стульчик или любое другое комфортное место. Цель — ограничить возможность общения и взаимодействия, дать ребенку выпустить свой пыл в одиночестве, игнорировать его мольбы, крики и нытье. Приверженцы метода уверяют, что тайм-аут даст возможность успокоиться не только ребенку, но и родителю, позволит не сорваться, не накричать или не поднять на ребенка руку. Якобы все останутся в выигрыше.

Давайте вместе разбираться, так ли безопасен этот метод для всех участников наказания, и вместе искать пути конструктивного решения конфликтов с детьми, ведь гораздо эффективнее разобраться с их причинами, чем лечить последствия.

Чем опасен тайм-аут для ребенка?

Тайм-аут — понятие само по себе хорошее. Главное, верно трактовать значение. Собрались гости, шум, гам, угощения, дети бегают, перекрикивают друг друга, капризничают — словом, уже перевозбудились и порядком устали. Конечно, остановиться самостоятельно сложно, тогда на помощь приходит взрослый, который спокойным голосом заявляет: «Объявляется тайм-аут!», а это значит, что у родителя появляется 10 свободных минут на свои дела, а детям предлагается спокойная игра без гаджетов и телевизора, например, настольная, а не подвижная, активная. Это тайм-аут в истинном понимании этого слова. В значении экстренного прекращения взаимодействия с ребенком тайм-аут, к сожалению, может привести к плачевным результатам, хотя и будет эффективен в своем применении. Ребенок замолчит, но не потому, что решил свою потребность или осознал свое некорректное поведение, а от безвыходности — как бы он ни кричал, его не услышат.

Про базовое доверие к миру

Опасность тайм-аута заключается в том, что резко прекратив взаимодействие с ребенком, показывая ему свое безразличие, мама подрывает его доверие к себе, а значит и нарушает формирование его базового доверия ко всему миру. Это не просто эфемерное выражение, а психологическое понятие, которое ввел американский психолог Эрик Эриксон.

…Матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других.

E. Erikson, 1963 г.

Другими словами, в первые годы жизни ребенка родители своим поведением формируют у него это самое доверие: с рождения малыш знает, что мама всегда и безусловно принимает его вне зависимости от действий, она приходит на помощь и помогает ему пережить жизненные ситуации, справиться с эмоциями — как позитивными, так и негативными. Опираясь на это базовое знание, ребенок учится доверять и другим взрослым, друзьям, родственникам, социуму, не боится быть собой, проявлять свое мнение — так формируются навыки успешной и счастливой личности. Такой ребенок всегда найдет свое место в этом мире, будет чувствовать себя уверенно и сможет переживать любые повороты судьбы, он не попробует наркотики и не ввяжется в плохую компанию, он будет осознавать, что есть опасные, негативные стороны этой жизни, но не примет решение идти по такому пути. По мнению Э. Эриксона, в случае, если ребенок не получает отклика в ответ на свои потребности, у него развивается противоположная установка — базовое недоверие к миру, а это злость, агрессия, склонность к разрушениям, причинению вреда людям и предметам. По мере взросления это приводит к замкнутости, отчуждению, неумению ладить с собой и другими. В детстве человек принимает решение, что жизнь опасна, непредсказуема и не заслуживает доверия, и он несет эту установку всю свою жизнь.

Что делать?

Остановитесь. Опуститесь на уровень ребенка, посмотрите ему в глаза, обнимите и скажите: «Я люблю тебя, я слышу тебя, ты очень важен для меня!» Сделайте это искренне, ведь это действительно правда. Ребенок никогда не ведет себя тем или иным образом просто так, у любых его действий есть какое-то намерение. Оно всегда позитивно, но вот способы выражения этого намерения могут быть деструктивными в силу неопытности ребенка и того, что он просто не знает, как добиться желаемого. Поэтому начинаем с того, что стремимся понять, какая же причина, какое намерение лежат в основе его действий. Откладываем дела, уделяем время ребенку и анализируем.

Читайте также:

Личный опыт: мой сын занимается спидкубингом

Тест: есть ли у вашего ребенка признаки дислексии?

Почему у каждого ребенка должна быть любимая игрушка

Фото: July Prokopiv/PRESSLAB/Shutterstock.com

Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Читайте также:
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
19 июля 2019
Пусть он меня слушается! 7 советов по воспитанию, которые улучшат ваши отношения с детьми
Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
12 июля 2019
12 простых, но эффективных способов перестать кричать на детей
Если вы иногда повышаете на ребенка голос - это не значит, что вы наносите его психике непоправимый урон. Но все-таки чем реже вы теряете терпение и кричите, тем лучше для всей семьи. Попробуем?
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
10 июля 2019
Мама, папа, я: зачем ребенку два родителя?
У любого ребёнка есть и мама, и папа - даже если их участие в рождении, развитии и воспитании не всегда равномерное, или кто-то из них устранился из его дальнейшей жизни. Психолог Анна Скавитина – о том, почему любой вклад каждого из родителей для детей так важен.
Пускаем пузыри! И развиваем речь
9 июля 2019
Пускаем пузыри! И развиваем речь
Игры с мыльными пузырями помогают малышу раньше научиться говорить.
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
8 июля 2019
Ребенок витает в облаках? 5 советов, которые помогут сосредоточиться
Похоже, если вы не будете ежеминутно напоминать ребенку о том, что сейчас он убирает игрушки, читает или чистит зубы - он замечтается, а процесс остановится. Как помочь ему сконцентрировать внимание?
 «Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
5 июля 2019
«Я боюсь!» 10 причин для детских страхов
Ребенок боится темноты или собак? Не хочет оставаться один и уверен, что за дверью - монстры? Разбираемся, откуда берутся страхи и как с ними справиться.
11 вещей, которые не надо запрещать детям
5 июля 2019
11 вещей, которые не надо запрещать детям
Если мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, уверенными в себе и понимающими, что им нужно для счастья.
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
4 июля 2019
Дочка, сестра, подружка: чем больше ребенок знает своих социальных ролей, тем более гибкое у него мышление
Ученые считают, что нужно почаще напоминать ребенку и о его индивидуальности, и о том, что социальных ролей у него много: это полезно для развития!
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
3 июля 2019
«Мама, извини!» Зачем мы извиняемся и как это делать правильно?
«Немедленно извинись!» – требует мама у ребёнка. Он только что отобрал чужую игрушку и смотрит непонимающе. «Извини», – говорит он, и… продолжает отбирать. Или делать что-то еще, что совсем не вписывается в принятые в обществе правила. Как прийти к настоящему извинению?
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
3 июля 2019
Вместе с папой: почему лучше играть с ребенком по выходным?
Потому что ученые выяснили, что это полезнее для отношений между папой и детьми.
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
1 июля 2019
Благотворительность: почему важно учить ребенка помогать другим?
Потому что участие в благотворительности не только делает детей добрее, но и помогает им развивать полезные навыки обращения с деньгами.
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
28 июня 2019
Что сказать ребенку вместо «Молодец!» 5 действительно полезных похвал
Нет, мы совсем не призываем перестать хвалить детей. Но привычка делать это автоматически, не задумываясь, и по самым мелким поводам, может сослужить ему плохую службу.
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
26 июня 2019
Когда ребенок нас разочаровал: советы родителям
Мы хотим гордиться своими детьми, понимать, что наша любовь и усилия как-то вознаграждены. Но, увы, дети могут не только разбить чашку, но и разбить нам душу. Одно из сильных и малоприятных чувств, с которым регулярно сталкиваются даже самые хорошие родители – это чувство разочарования.
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
25 июня 2019
Зачем учиться на каникулах? Два недостатка и одно преимущество летних занятий
У российских школьников почти самые длинные каникулы в мире - целых три месяца отдыха. Надо ли тратить это время с пользой, или позволить ребенку бездельничать - и бояться, что он забудет все, чему успел научиться?
 Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
21 июня 2019
Ваш ребенок - интроверт: 5 признаков
Интровертам не слишком повезло. По статистике, их в три раза меньше, чем экстравертов, так что им приходится делать больше усилий, чтобы приспособиться к правилам социума. Что важно знать, если ваш ребенок - интроверт?
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
19 июня 2019
Это мое тело! Как говорить с ребенком о бодипозитиве?
Бодипозитив – это уважительное отношение к своему и чужому телу, принятие его индивидуальности, понимание его возможностей. Как научить ребенка думать о здоровье, а не о стандартах красоты? Психолог Анна Скавитина предлагает родителям начать с себя.
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
17 июня 2019
«Не хочу и не буду!»: как договориться с упрямым ребенком
Похоже, делать все по-своему для вашего ребенка – это дело принципа: если есть возможность сказать «Нет!» и «Не хочу!», он обязательно ею воспользуется. Как на это правильно реагировать?
8 способов справиться с детской истерикой
7 июня 2019
8 способов справиться с детской истерикой
Ребенок устал, переволновался или просто не может справиться со своими противоречивыми желаниями? И вот уже он валяется на полу в супермаркете и кричит, а вы не знаете, что делать. Например, можно сделать вот что.